Репортажи с инспекторами по делам несовершеннолетних сложны для меня психологически. Потому что зачастую сталкиваешься с детьми, которые никому не нужны в этой жизни. С детьми обиженными, ошеломлёнными своей ненужностью. Готовыми в каждом взрослом увидеть спасителя.
Дети из неблагополучных семей никогда не бросятся радостно к взрослым. Никогда ни о чём не попросят. Но Боже, как красноречивы их взгляды! Сколько в этих глазах надежды на чудо. На то, что родители перестанут пить. Что начнут любить своих детей. Что мама с папой устроятся на работу и в детский садик или школу можно будет ходить не в обносках, а в нормальных вещах. И потому не будут издеваться над ними ровесники. А мама вместо пьяных песен в пьяной компании наконец-то прочтёт на ночь сказку...
Сложно психологически потому, что взгляды этих детей направлены именно на тебя. Именно от тебя, от взрослого ждут чуда маленькие граждане из неблагополучных семей. А ты ничем не можешь помочь. И в этот момент как никогда ощущаешь бессилие. Потому что не можешь повлиять на пьяных родителей. Родителям этим зачастую плевать на всё и на всех, кроме бутылки.
Пришла за ребёнком пьяная
Я хочу рассказать одну маленькую, частную историю, свидетелем которой стал лично. Это произошло двадцать восьмого мая. С инспекторами по делам несовершеннолетних отдела полиции № 1 УМВД России по городу Белгороду капитанами полиции Ириной Питеровой и Инной Ткачёвой мы совершали объезд по неблагополучным семьям. Вернее, хотели совершить. Только мы приехали на первый адрес, инспекторам позвонили и сообщили, что в школу за ребёнком пришла пьяная мать. Воспитатель отказалась отпускать ребёнка с невменяемой родительницей и сообщила о происшествии в отдел полиции. Инспекторы сразу же направились в учебное заведение.
Когда мы подъехали, на крыльце стояла молодая женщина-воспитатель, а рядом с ней ошеломлённая семилетняя девочка. Кроха, прижав к подбородку кулачок правой руки, левой цепко держала руку воспитательницы. Она, по-видимому, вообще плохо понимала, что происходит, и практически не разговаривала. Только назвала своё имя: Даша. И испуганно смотрела на приехавших взрослых. Беззащитная. И бесконечно одинокая.
Раньше такого не было
Воспитатель группы продлённого дня взолнованно рассказывает инспекторам о происшедшем:
- Мама была до такой степени пьяная, что я отказалась отпускать с ней ребёнка!
- А часто она за ребёнком в состоянии опьянения приходит?
- Вы знаете, - говорит воспитатель, - раньше такого не было. Да и Дашеньку чаще всего забирала старшая сестра. Она учится в десятом классе.
- А вон мой дедушка, - робко говорит девочка и указывает пальчиком на пожилого мужчину, который пару минут назад вошёл на школьный двор и переминается в небольшом отдалении от нас.
Ирина Питерова сразу же подходит к дедушке, от которого, кстати, тоже сильно разит перегаром.
- Вы дедушка Даши? - спрашивает инспектор у него.
- Я, - кивает нетрезвый мужчина.
- Как вас зовут?
- Вячеслав Николаевич.
- Мама девочки вам кем приходится?
- Дочерью.
Бывает, срывается
Пока Питерова записывает в блокноте данные дедушки, Инна Ткачёва связывается с социальным педагогом и начинает выяснять все подробности о семье семилетней Даши. В это время дедушка, который тоже достаточно растерян, пытается объяснить поведение нетрезвой дочери:
- Ну, может, выпила немного. С кем не бывает?
- И часто с ней такое бывает? - спрашивает Вячеслава Николаевича капитан полиции.
- Не знаю, я не здесь живу. Я из Мурманска приехал в гости. Но вообще бывает, срывается дочка.
- А вы часто выпиваете?
- Что вы! - испуганно говорит дедушка. - Я вообще почти не пью.
- Но сегодня ведь выпили?
- Это я так, бокал пива, - оправдывается мужчина. Хотя по его неуверенным движениям и не совсем внятной речи понятно, что одним бокалом вряд ли ограничилось.
Повезём в отдел
- Дедушке тоже нельзя отдавать ребёнка, - говорит Ирина Питерова своей коллеге. И обращается к воспитательнице: - Мы все данные родственников взяли - девочку пока заберём в отдел и будем с родственниками созваниваться.
Воспитатель наклоняется к девочке, испуганно сжимающей ладошки:
- Дашенька, иди с этими тётями и слушайся их. Они хорошие и добрые.
Девочка послушно кивает головой, выпускает руку воспитателя и, будто боясь остаться совсем одна, тут же крепко цепляется за руку инспектора по делам несовершеннолетних. Испекторы идут через школьный двор, а рядом семенит Даша, стараясь поспеть за размашистыми шагами взрослых людей.
В служебном автомобиле Даша скромно садится и опять стискивает руки.
- Дашенька, ты рисовать любишь?
- Люблю, - тихо говорит девочка.
Тогда я дарю ей шариковую ручку - единственное, что у меня есть с собой. Сотрудники УМВД дают девочке блокнот, и Даша увлечённо начинает рисовать фей. Сначала робко, а потом всё более оживляясь, девочка начинает рассказывать о любимых мультиках и их героях. И вдруг становится пронзительно ясно, что девочка очень общительная. Что молчала она только из-за большого детского испуга перед маминым опьянением и свалившимся на неё - семилетнюю девочку - настоящего, неподдельного горя.
В разводе
Уже в отделе девочка почти совсем оттаяла. По-взрослому села за письменный стол и начала рисовать свои, детские светлые картинки с феями, цветами и солнышком. Но ни на одной из картинок Даша не нарисовала маму...
Инспекторы в это время обзванивали родственников. Созвонились с папой Даши Сергеем и узнали, что родители девочки с апреля в разводе, но забрать дочку папа сейчас не может, потому как находится в Губкине, где работает газосварщиком. Однако Сергей дал телефон своей бывшей тёщи - бабушки семилетней Даши и сказал, что предупредит её. Инспекторы вызвонили бабушку и попросили прийти в отдел.
Уже в десятом часу пришла за своей внучкой шестидесятисемилетняя Татьяна Николаевна. Скромная, опрятно одетая женщина чопорно села в кабинете и стала рассказывать инспекторам о семье своей дочери.
- Дочка у вас часто выпивает? - спрашивает Инна Ткачёва.
- Часто, - кивает Татьяна Николаевна. - Я с ней поэтому стараюсь как можно меньше общаться.
- А на что же она пьёт?
- Так зять бывший алименты платит. Ну и я помогаю.
- А Дашенька совсем без присмотра?
- Почему? Я забираю, бывает. Отец приезжает на выходные, смотрит за детьми. Да и старшая, Наташенька, следит за сестрой.
Пошла в жизнь...
- Скорее всего, - говорит Инна Ткачёва, - будем наказывать нерадивую маму по части первой статьи 5.35 «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Передадим материалы в комиссию по делам несовершеннолетних. Там, скорее всего, поставят семью на профилактический учёт. Ну и будем работать с нерадивой мамой. Объяснять ей, что употребление алкоголя - пагубная привычка. Рассказывать, что нужно заниматься воспитанием детей. Если не поможет - придётся принимать уже более жёсткие меры.
- Какие? - спрашиваю у инспектора.
- От помещения ребёнка в центр временной реабилитации несовершеннолетних до лишения родительских прав.
Горестно покивала головой, слушая всё это, бабушка. Взяла внучку за руку и пошла с ней к себе домой. А маленькая Даша, худенькая, всё ещё немного испуганная, посеменила за бабушкой в такую уже сложную и непонятную для неё жизнь.
- Комментировать
- 2381 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад