Белгородская искусница провела мастер-класс по редкой технике изготовления поясов
Пояса, сотканные на бёрдышке, - вещь удивительная. Техникой, пришедшей из глубины веков, в нашем крае владеет редкий мастер. Марина Згинникова ткачество на бёрдышке переняла и теперь обучает старинному искусству подрастающее поколение. В минувший вторник в Белгородском государственном музее народной культуры искусница провела мастер-класс для воспитанников областного реабилитационного центра посёлка Весёлая Лопань.
Более тридцати лет Марина Згинникова работает в Белгородском государственном центре народного творчества. Старший научный сотрудник, специалист по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Марина Ивановна не только исследует фольклор, но и приобретает навыки, которыми владели наши предки, сохраняя и передавая традиции народной культуры подрастающему поколению. Вышивка, изготовление кукол, бисероплетение и, конечно, ткачество на бёрдышке и на дощечках - в этих техниках она достигла мастерства.
- По долгу службы часто езжу по районам области, - рассказывает искусница. - Однажды на красногвардейской земле я встретилась с пожилой женщиной. Именно она показала мне бёрдышко и рассказала, как с его помощью ткёт пояса. Вернувшись домой, тут же попробовала - у меня получилось 3-4 сантиметра. В следующий раз показала ей свой первый опыт. «Правильно ты поняла», - похвалила она.
Бёрдышко - деревянная пластинка, отдалённо напоминающая расчёску, только пошире. По центру проходит линия, в которой проделаны круглые отверстия, а между ними - продольные, они чередуются. Благодаря им заправленные нити делятся пополам: одни оказываются вверху, другие - внизу. А челночок, проходя в центре, образует пояс. Помимо бёрдышка, дощечки и линейки, которая выполняет роль челнока, необходимы нити - шерстяные, полушерстяные, ирис… - и две верёвочки, которыми их завязывают.
Ткать на бёрдышке проще, чем на станке: приспособление, во-первых, мобильно, во-вторых, удобно для детских рук. Ребята берут бёрдышки по ширине своей ладони и создают пояс примерно в 90 нитей. Ткут и на дощечках - такое изделие будет отличаться по толщине.
В музее народной культуры как раз и можно оценить произведения Згинниковой. Рассматриваю пояса: какие они необычные, и двух похожих не найти. И разные на ощупь - один более колючий, другой - помягче. Их украшают узоры преимущественно геометрического характера. По ним Марина Ивановна может определить, какому району пояс принадлежит. Скажем, такой интересный и забавный рисунок, как мышиные ступочки, указывает на традицию ракитянской земли. Мастерица расшифровывает их и старается повторить.
Концы готового пояса оформляются кисточками в виде жгута, косичек, двойных бубенчиков… Конфигурацию определяют некоторые факторы - пол человека, его возраст, количество детей в семье… Женщины носили широкие пояса, мужчины - узкие. Детям они вообще не предназначались - те ходили просто в длинных рубахах. Скромными были пояса подростков. А вот для девушки на выданье изделие пытались разнообразить, как могли. К слову, пояс в сознании наших предков играл важную роль - охранял живот, самую уязвимую часть тела, от вражеского меча, злых духов, сглаза.
Что касается цветов, то они насыщенные: красный, зелёный, белый, синий - пасхальный колорит. Вот легенда, рассказанная Згинниковой… Когда женщина оканчивала пояс, она расстилала его во дворе. И если он был яркий и привлекательный, то даже коровы обходили стороной, чтобы не помять и не запачкать.
При БГЦНТ Марина Ивановна ведёт студию ручного ткачества на бёрдышке для слабослышащих и имеющих проблемы двигательного аппарата детей. Учит ребят плести пояса и вместе с ними участвует в выставках, встречается с музейными работниками и проводит мастер-классы, развивая тем самым народное творчество. В этот раз Згинникова демонстрировала своё искусство ребятам весёлолопанского реабилитационного центра. Они с большим вниманием следили за каждым движением искусницы, а после с удовольствием пытались повторить вслед за ней. Некоторым удалось проткать пару сантиметров. Естественно, процесс вызывает огромный интерес, но также эта техника позволяет разработать пальцы, сосредоточить внимание, выработать аккуратность и усидчивость.
Мастер-класс во вторник открыл цикл мероприятий интерактивно-выставочного проекта «Мастера Белогорья», который реализуется при поддержке Министерства культуры России.
- Комментировать
- 2189 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад