Заслуженный учитель РФ Татьяна Петровна Батаева делает химию интересной и понятной для своих учеников
В России объявлены имена учителей, которые стали победителями конкурса, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Среди них - одиннадцать педагогов из Белгородской области, в числе которых и учитель химии белгородского лицея № 9 Татьяна Петровна Батаева.
Когда Татьяна Петровна училась в школе, то любила петь, играть в волейбол и баскетбол. Она хотела стать учителем, заниматься спортом и творчеством с детьми, организовывать соревнования и проводить праздничные вечера. Но с первого раза Татьяна Петровна в вуз не поступила, в течение года занималась с репетитором. За это время она поняла, что должна не петь и танцевать с детьми, а давать знания, которые бы открывали им дорогу в жизнь.
Когда Татьяна Петровна пришла работать в школу, её мнение не изменилось.
- Обычно молодые преподаватели в первую очередь стремятся завоевать любовь детей, - рассказывает она. - Но я хотела прежде всего дать им необходимый багаж знаний. А любовь и уважение приходят уже в процессе работы, когда ученики видят, что учитель на уроке трудится, а не рассказывает смешные истории, когда он никогда не опаздывает и объяснение материала заканчивает только после звонка на переменку.
В школе Татьяна Петровна слывёт строгим преподавателем - не позволяет ребятам опаздывать на занятия, отвлекаться по пустякам и хамить. Но после урока она - человек, который внимательно выслушает, поймёт, посоветует. За годы работы у неё выработались свои рецепты общения с непослушными учениками. Голос педагог не повышает, корректно ведёт себя с детьми и от них ждёт того же. Но если вдруг возникают проблемы, вызывает ученика к себе и говорит с ним один на один.
- Так они лучше всё понимают и принимают, - уверена педагог.
Татьяна Петровна родилась и выросла в Азербайджане. Там же получила высшее образование. Химия не была её любимым предметом в школе. Но после того как год прозанималась с репетитором, она взглянула на эту науку другими глазами. А во время обучения в вузе оказалось, что юная Татьяна знает химию лучше своих однокурсников. И, что очень важно для профессии учителя, не только знает, но и может объяснить другим.
После окончания института Татьяна Петровна восемнадцать лет проработала в школе, а потом переехала в Губкинский район. Там места учителя для неё сначала не нашлось, поэтому год пришлось трудиться в должности заведующей детским садом. Но эта работа не пришлась ей по вкусу.
- Именно тогда я поняла, что мне надо видеть глаза детей, когда я им что-то объясняю, знать, что они меня понимают, - вспоминает Татьяна Петровна.
Вскоре она получила место учителя в лицее № 9 Белгорода, где работает по сей день.
Тридцать девять лет педагогического стажа… Что стоит за ними? Тысячи уроков, сотни выпускников, каждодневный труд. В 2001 году Татьяна Петровна получила звание почётного работника общего российского образования, а в 2012-м - звание заслуженного учителя РФ. Она дважды становилась победителем конкурса, проходившего в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Но главной своей заслугой Татьяна Петровна считает работу с детьми, результаты которой проявляются, например, на ЕГЭ. В прошлом и позапрошлом году двое из её учеников набрали максимальное количество баллов. В этом году таких ребят четверо.
Татьяна Петровна ведёт химию в профильных классах. Там этому предмету уделяется четыре часа в неделю. Высокие баллы по ЕГЭ помогают ребятам получать бюджетные места в вузах страны. Выпускники профильного класса поступают на медицинский, фармацевтический, биолого-химический факультеты белгородских вузов, штурмуют учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга.
Ученики лицея № 9 не раз становились победителями и призёрами муниципальных олимпиад по химии.
- В чём особенность ваших уроков? - спрашиваю я Татьяну Петровну.
- Стараюсь объяснить материал так, чтобы понял каждый, - отвечает она.
- Работаю по принципу лучше меньше, но качественнее. Большие объёмы нового материала на дом ребятам не задаю. А урок выстраиваю в форме беседы. Вот объяснила часть новой темы и сразу задаю вопросы, проверяю - поняли или нет. Для меня важно, чтобы ученики закрепили новый материал уже на уроке. А потом они придут домой, откроют книжки, повторят то, что учили, и всё отложится в их головах.
Татьяна Батаева может поставить себя на место ребёнка и понять, как лучше объяснить ту или иную информацию. Даже заместители директора и другие учителя, побывавшие на её открытых уроках, с удивлением замечали, что они прекрасно поняли ту или иную тему, хотя школу закончили давно и никакого отношения к химии не имеют.
- Уроки у Татьяны Петровны очень насыщенные, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 9 Ирина Николаевна Есина. - И нет ребёнка, который на её занятиях хотя бы минуту праздно сидел и отвлекался. Ученики выполняют практико-ориентированные задания, решают большое количество задач, в том числе и те, которые встречают на ЕГЭ. Это им очень помогает потом успешно сдавать экзамены.
Вот так и проходит жизнь преподавателя - в трудах, заботах. Помимо основных занятий надо объяснить новый материал тем, кто пропустил уроки по болезни, подготовить самых талантливых ребят к олимпиадам… Порой хочется почитать интересную книгу, послушать хорошую музыку, но на всё это не хватает времени. Хотя при таком напряжённом графике Татьяна Петровна успевает ещё и делиться опытом с коллегами. Она проводит открытые уроки и семинары для учителей области, презентует им свои методические наработки.
И этот насыщенный образ жизни учителю действительно нравится. Несмотря на солидный возраст, уходить из школы она не собирается.
- Было бы здоровье, - говорит Татьяна Петровна, - чтобы и дальше обогащать знаниями своих учеников и давать им путёвку в жизнь.
- Комментировать
- 3401 просмотр
Я у нее училась, выпуск 1997.
Я у нее училась, выпуск 1997. Татьяна Петровна - одна из самых талантливых педагогов, встретившихся мне (а я много где училась и позже работала в образовании), до сих пор вспоминаю ее и ее уроки.