Промышленный потенциал области белгородские геологи считают огромным
Белгородец Владимир Белых отдал геологии более пятидесяти лет жизни. С выбором профессии определился ещё в школе. «Где-то в классе седьмом-восьмом прочитал повесть «Тайна Красного озера» о самоотверженности первых разведчиков недр Дальнего Востока. И понял - это моё», - вспоминает заслуженный геолог РСФСР.
Поколение романтиков
Однажды он даже в школьном сочинении написал, что хочет стать геологом.
- Правда, сделал 18 ошибок на полутора листах, - с улыбкой рассказывает Владимир Иванович. - Учительница двойку влепила. Но я мысли о геологии не оставил, хотя родился в семье простых рабочих, и в роду геологов не было. Жили в Северной Осетии, поэтому поступил учиться поближе к дому - в Северо-Кавказский горно-металлургический институт. Производственную практику проходил в Казахстане. После окончания вуза по распределению попал в Читинскую область, где разведывал Орловское танталовое месторождение. Тогда для геологов не считалось зазорным отправиться в какую-нибудь тьмутаракань. Наоборот, все стремились поехать куда-нибудь подальше: в Сибирь, на Дальний Восток, Кольский полуостров, Урал. Решалась важная государственная задача - освоить новые земли, создать надёжную минерально-сырьевую базу страны. И молодёжный драйв был частью государственного проекта. Это было поколение геологов-романтиков, которые в отличие от сегодняшних студентов не боялись быть покусанными комарами на каких-нибудь болотах.
Кстати, на тех же болотах, в тундре, тайге, степях, горах во время студенческой практики чаще всего и зарождались новые семьи. Владимир Иванович не стал исключением, выбрав в спутницы жизни родственную душу - техника-геолога Зою Кухареву, выпускницу Старооскольского геолого-разведочного техникума имени Малышева, с которой познакомился во время работы в Чите. После рождения первой дочери семья Белых решила перебраться на родину жены и матери Владимира Ивановича - в Белгородскую область.
С 1966 по 1992 годы Владимир Иванович работал в Белгородской геолого-разведческой экспедиции. Позже возглавил ОАО «Белгородгеология». Участвовал в разведке Приоскольского железорудного месторождения, Олимпийского месторождения бокситов, Дубравинского месторождения апатитов и ряда месторождений строительных материалов. Последние девять лет он работает начальником геологического отдела белгородского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по ЦФО». Собирает сводки по полезным ископаемым, ведёт учёт выполняемых на территории области геолого-разведочных работ.
Разведка делом
Недавнее решение правительства области о разработке программы разведки запасов полезных ископаемых Владимир Иванович воспринял с оптимизмом. Ведь последние годы такие работы за счёт государства не велись - геологической разведкой после распада СССР в основном занимались частные недропользователи. Но период переосмысления всё же пришёл. Именно об этом мы и решили поговорить с заслуженным геологом в канун профессионального праздника. Правда, начали беседу с непраздничных вопросов.
- Основные месторождения в нашей стране сегодня находятся в завершающей стадии освоения, - рассказывает о состоянии отрасли Владимир Иванович Белых. - Запасы должны восполняться. Но из-за сокращения геологических работ прирост запасов перестал компенсировать добычу почти всех видов полезных ископаемых. Это может привести к серьёзным ограничениям экономического роста. Отрасль нужно возрождать. Вкладывать в неё. Постоянно актуализировать геологическую информацию, которая устаревает за семь-девять лет. Мы не должны халатно относиться к своим богатствам и руководствоваться принципом «на наш век хватит». Кроме того, сегодня практически не существует единой государственной системы управления геологической отраслью: всё распределено между разными министерствами и ведомствами. А у семи нянек дитя, как известно, без присмотра. Поэтому вопрос восстановления геологической службы в статусе министерства по-прежнему актуален.
Копать - не перекопать
Промышленный потенциал Белгородчины геологу Белых видится огромным. На территории области разведано 229 месторождений полезных ископаемых (железных руд, бокситов, апатита, мела, глин, песка, минеральных вод), учтённых госбалансом. В значительной мере этот потенциал определяется добычей и переработкой железных руд. На долю региона приходится 40 процентов всего разведанного железорудного сырья Российской Федерации. Разведано железорудных запасов практически на 51 миллиард тонн. А в год наша область добывает около 85 миллионов тонн.
В области также разведаны два крупных месторождения бокситов. Они составляют 14 процентов от общероссийских запасов алюминиевого сырья. Найдены бокситы и в черте областного центра. Месторождения сосредоточены в районе улиц 8 Марта, Орлова, а также в районе пригородных посёлков Новосадовый, Ближняя Игуменка. Залежи бокситов здесь находятся на глубине 560 метров.
В Старооскольском рудном районе предварительно оценено Дубравинское месторождение апатитов. Оно может стать серьёзной сырьевой базой для производства минеральных удобрений в объёмах, обеспечивающих потребности Центрально-Чернозёмного региона в фосфатном сырье. Как утверждают геологи, запасов при существующем потреблении хватит лет на сорок. Пока же сырьё для производства минеральных удобрений завозится к нам с Кольского месторождения.
Рассматривается в регионе и вопрос освоения Богословского месторождения гранитов в Красненском районе. По результатам геолого-разведочных работ запасы в контуре проектируемого карьера оцениваются в 118 миллионов кубометров. По оценкам, сырья для производства щебня хватит на двадцать с лишним лет. Граниты лежат на глубине 64 метра. Предварительный анализ показал, что качество гранита очень высокое, камень отлично поддаётся шлифовке. Правда, о добыче цельных камней для изготовления гранитных плит пока речь не идёт. Добычу планируют вести буровзрывным способом, при котором в гранитных камнях образуются микротрещины, что нарушает целостность камня и делает нерациональным его дальнейшую обработку и полировку. Сейчас просчитывается рентабельность проекта, после чего будет принято окончательное решение об освоении месторождения.
Хорошие перспективы белгородским геологам видятся и в добыче сырья для производства строительных материалов. Так, запасы мела позволяют удовлетворить не только потребности предприятий Белгородской области, но и других областей ЦФО, а также ближнего и дальнего зарубежья. Вопреки расхожему мнению, дефицита в песке мы не испытываем. 132 миллиона кубометров песка залегает только на Лебединском месторождении. Годовая же потребность области в песке составляет 2,8 миллиона кубометров. Пески для производства строительных растворов и заполнителей в бетон сегодня разрабатываются на семи месторождениях, а для изготовления силикатных изделий - на пяти.
На территории области разведано Краснояружское месторождение тугоплавких и огнеупорных глин, на базе которого может быть организовано производство керамических изделий (трубы, плитка облицовочная и т.д.). Также сырьё можно использовать для производства высокомарочного кирпича. Промышленные балансовые запасы этого месторождения оцениваются в два миллиона тонн.
Обнаружены на территории области титано-циркониевые россыпи, редкие металлы. Есть даже проявление золота. Но оно мизерное, поэтому серьёзно этим вопросом никто не занимался. К слову, часть полезных ископаемых залегает в землях, находящихся в частной собственности крупных компаний и агрохолдингов. И выкуп таких земель, проданных в своё время без учёта наличия полезных ископаемых, превращается в проблему для региона.
Источник жизни
Как утверждает Владимир Белых, Чернянский район при соответствующих инвестициях можно превратить в местный Баден-Баден. Ещё в советские времена на границе Чернянского и Волоконовского районов белгородская экспедиция обнаружила радоновую воду. Но до строительства водолечебницы у профсоюзов, заказавших разведку, руки так и не дошли.
Аналогичная ситуация складывается и с минеральной водой, обнаруженной в районе Масловой Пристани Шебекинского района. Вода по своему составу уникальная. Годится для лечения органов пищеварения, болезней опорно-двигательного аппарата, женского бесплодия. Но в бальнеологических целях пока так и не используется.
Степень разведанности пресных подземных вод в нашем регионе составляет 68 процентов. Так что и здесь есть широкое поле для деятельности.
- Уже сегодня на Белгородчине существует дефицит качественной питьевой воды. Необходимы разведка и введение в эксплуатацию новых водоисточников, которые обеспечивали бы потребность населения и промышленности в водных ресурсах. Объективно оценить имеющийся потенциал помогло бы гидрогеологическое картирование, - считает Владимир Иванович.
Геолог Белых признаётся: одновременно нужно решать и экологические задачи. Особую тревогу вызывает загрязнение подземных водоносных горизонтов, являющихся единственным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в области. Основные загрязнители - предприятия горнорудной и химической промышленности, сахарной отрасли, а также животноводческие комплексы и птицефабрики. Свою «ложку дёгтя» добавляют и застройщики. Загрязняют подземные воды и индивидуальные водозаборы, и бытовые сточные воды частного сектора.
- Конечно же, ситуацию с недропользованием нужно мониторить, - резюмирует Владимир Белых. - Просчитывать не только экономическую, но и экологическую составляющую. Иначе может наступить коллапс. Недра умеют мстить. К примеру, землетрясениями, наводнениями, глобальным изменением климата. Они не прощают потребительского отношения к себе. Только внимательное, я бы даже сказал, отеческое отношение к недрам может сделать их источником благосостояния нашей славной Белгородчины.
- Комментировать
- 2783 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад