Капитан Юлия Семейкина возвращает к нормальной жизни детей, чьи родители пьяницы и наркоманы. Губернатор Евгений Савченко выразил благодарность капитану милиции Юлии Семейкиной за образцовое исполнение служебного долга и значительный личный вклад в укрепление правопорядка и борьбу с преступностью. Юлия Алексеевна - начальник инспекции по делам несовершеннолетних УВД Красногвардейского района. Она возвращает к нормальной жизни детей, чьи родители пьяницы и наркоманы. Ведь неблагополучные семьи - рассадник правонарушителей и потенциальных преступников. Мальчики и девочки с раннего детства живут среди оргий, грязи и насилия. И если им вовремя не помочь, то они и сами приобщатся к спиртному и наркотикам. А там и до преступлений рукой подать… Это страшно. Это дико. Это больно. К этому нельзя привыкнуть...
Контингент
Общежитие в Бирюче. На стук в одну из комнат дверь открыла худющая женщина.
- Юлия Алексеевна… Эт-та вы зачем к нам… У нас всё хорошо, - язык у женщины заплетается, и сама она нетвёрдо стоит на ногах.
А в комнате дым коромыслом. Повсюду валяются пустые бутылки. На кровати лежат мужчина и женщина. Увидев нас, женщина с трудом поднялась, уцепилась за мой рукав и стала бессвязно жаловаться на что-то.
- Это Лариса Владимировна, мать несовершеннолетнего ребёнка, - пояснила мне капитан Семейкина. И строго спросила у женщины:
- Где сын?
- А в школе! - с пьяным умилением осклабилась та. - А мы тут ремонт делаем, вот решили отметить…
У Юлии Алексеевны недобро щурятся глаза:
- Ох, смотри, Лариса, доиграешься с пьянством. Мы с тобой после поговорим. Без журналиста. Имей в виду: не остановишься - сильно пожалеешь!
В этом же общежитии заходим на второй этаж. В коридоре висят бельевые верёвки. Рядом с одной из комнат - маленький детский велосипед. Туда мы и направляемся. Дверь открывает молодая женщина:
- Ой, Юлия Алексеевна, проходите, пожалуйста! - радостно встречает она Семейкину.
В комнате двухлетний карапуз. Увидев незнакомых людей, тут же наддаёт рёву. Его мама - Наталья Паськова - открывшая нам дверь, берёт малыша на руки, и он сразу успокаивается.
- Ну, как у вас дела? - спрашивает Юлия Алексеевна.
- Нормально, - отвечает Наталья, - работаю.
Семья у Паськовой малообеспеченная. В комнате они проживают вчетвером - сама Наталья, её мать, семилетняя дочь и двухлетний сын.
Паськова развелась с мужем и одно время просто вылетела из жизненной колеи. Нигде не работала. Дети голодали. За долги у них даже электричество отключили. Благо вмешались инспекция по делам несовершеннолетних и социальные службы. Устроили Наталью работать на консервный завод, оказали материальную помощь. И строго предупредили: не будешь заниматься детьми - лишим родительских прав. Наталья детей своих любит и предупреждению вняла. Видно, что дети у неё на первом месте. В самой светлой части комнатки - письменный стол, где семилетняя дочка готовит уроки. Дети ухожены, сыты.
Уже когда выходим из комнаты, Наталья несмело трогает за рукав Семейкину:
- Юлия Алексеевна, не могу Тимура в детский садик устроить. Заведующая сказала, что места нет.
- Я с заведующей завтра сама встречусь, - пообещала Семейкина. - Постараюсь помочь.
Дальние маршруты
Капитан Семейкина ездит по району на собственных «Жигулях». У райотдела нет возможности обеспечить всех сотрудников служебным транспортом. А в сёлах много неблагополучных семей. Вот и сегодня поступило тревожное известие из села Верхососна: в доме у матери-одиночки отключили газ. Юлия Алексеевна мчится туда.
Старая, обшарпанная мазанка. Внутри стужа, как на улице. Хозяйка, у которой куплена эта мазанка, отключила газ. Дети боязливо поглядывают на гостью. В глазах - испуг и нескончаемая тоска. Такие дети из неблагополучных семей всегда и всего боятся. Потому что чувствуют себя беззащитными и никому не нужными. Мать старательно прикрывается шарфом и слегка покашливает. Говорит, что у неё воспаление лёгких.
Капитан милиции опрашивает соседей и родственников. После опроса и анализа ситуации объясняет завёрнутой в шарф женщине, что надо делать:
- Подавайте в суд на хозяйку дома. Предоставьте расписку на покупку дома и свидетелей передачи денег. А я сегодня же заеду в горгаз и потребую, чтобы подключили газ. Если не отреагируют - завтра же с утра поставлю в известность прокуратуру и администрацию района.
На обратном пути Семейкина объясняет:
- Вот мамаша! Опять пьяная с утра! Ей о детях надо беспокоиться, а она перегар скрыть пытается. Воспаление выдумала...
Полная противоположность
В селе Ливенка Юлия Алексеевна зашла в школу. Здесь у неё урок в кадетском классе. Подтянутые мальчишки и девчонки в кадетской форме. Полная противоположность детям из неблагополучных семей: весёлые, воспитанные, целеустремлённые. Вот, например, шестнадцатилетняя Катя Грачёва. Хорошо учится. Всегда помогает товарищам. Старается во всём быть первой.
- Катя, - спрашиваю её, - а почему ты выбрала кадетский класс? Здесь же строгая дисциплина да ещё и дополнительные занятия?
- Как раз из-за дисциплины, - улыбается девушка. - Не терплю расхлябанности. И в дополнительных занятиях - тоже плюсы. Строевая и физическая подготовка ещё никому во вред не пошли.
Начался правовой урок. Семейкина рассказывает ребятам, как избежать преступных посягательств и как самим не стать нарушителями закона. Объясняет отличия административного законодательства от уголовного. Ребята слушают с интересом: Юлия Алексеевна говорит убедительно, с конкретными примерами.
А после урока ребята в спортивном зале школы показывают свои навыки в строевой подготовке. Потом на время разбирают автомат. Им есть чем гордиться.
Педагог по призванию
Юлия Семейкина закончила исторический факультет Воронежского государственного университета. Проработала девять с половиной лет в школе учителем истории и права. А в 2004 году поступила на службу в милицию. Занималась профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Красногвардейского района. И уже через два года возглавила отделение по делам несовершеннолетних.
К сожалению, напряжённая работа плохо сказывается на личной жизни. В свои сорок лет Юлия Алексеевна так и не вышла замуж. Мало кто может смириться с частым отсутствием жены и её срочными вызовами на работу. А своё немногое свободное время Семейкина проводит на огороде и дома, работая по хозяйству.
- Юлия Алексеевна, а почему всё-таки из школы перешли работать в милицию?
Она задумывается. И после долгой паузы говорит:
- В школе я видела подростков из неблагополучных семей, и мне хотелось хоть как-то им помочь, изменить их жизнь к лучшему…
Первый вызов
Свой первый вызов Юлия Алексеевна помнит очень хорошо. Это было 10 августа 2004 года. В отдел сообщили, что на обочине дороги возле села Весёлое лежит маленький ребёнок, и рядом - пьяная мать. Семейкина выехала сразу же. Доставила мать с ребёнком домой. И попыталась спасти эту семью. Нашла женщине работу, лечила её от алкоголизма… Но всё напрасно. Пьющая мать забросила и работу, и ребёнка. Пришлось лишить её материнских прав.
Семейкина тяжело переживает такие неудачи. Особенно когда сталкивается со случаями жестокого обращения родителей с детьми. До сих пор она с содроганием вспоминает позапрошлогодний случай: как пьяная мамаша гасила сигареты на теле собственного ребёнка! В отношении таких злодеев приходится возбуждать уголовное дело по статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанное с жестоким обращением с детьми».
Но случается в её работе - и, кстати, всё чаще - радостный финал.
- Ко мне обратились дети из многодетной семьи села Малобыково.
Мальчику было шесть лет, а девочке - восемь, - рассказывает Семейкина. - Дети сами нашли меня. Рассказали, что папа и мама постоянно пьют и ругаются, в доме нет еды. В течение двух с половиной лет пришлось работать с этой семьёй, пока я не увидела перемены к лучшему. Сейчас это нормальная семья. Дети ходят в школу. В доме сделан ремонт. Родители не пьют.
Кстати, случаи, когда в инспекцию приходят дети и жалуются на родителей, не так уж редки. Для них поход в милицию - последний шанс сохранить семью. Крайняя мера.
Но иногда всё происходит с точностью до наоборот. В инспекцию по делам несовершеннолетних жалуются на своих детей сами родители. Мол, чадо вышло из-под контроля, мы не знаем, что с ним делать. Грубит, выпивает, убегает из дому…
В этом году в Красногвардейском районе уже было четыре самовольных ухода детей из семьи. И в каждом таком конфликте есть причины, в которых разбираются инспектора. Чаще всего, по словам Юлии Алексеевны, это проблема отцов и детей. Например, мама не понимает дочь. И дочь таким кардинальным способом пытается выразить свой протест.
- Больше всего жаль тех детей, - говорит Семейкина, - которые вполне адекватны, но их родители своим дурным поведением всё портят. Такие дети чаще всего начинают совершать правонарушения. Поэтому у нас разработана система ранней профилактики. То есть мы начинаем работать с неблагополучными семьями практически сразу после рождения ребёнка.
Положительная динамика
В этом году уже девять семей снято с учёта в связи с оздоровлением обстановки. Это хороший показатель для небольшого района. Плюс к тому же в Красногвардейском районе по сравнению с прошлым годом уровень подростковой преступности снизился на сорок процентов.
- 1885 просмотров
Отправить комментарий