На втором заседании областной Думы, состоявшемся 25 ноября, депутаты приняли в первом чтении закон «Об областном бюджете на 2011 год». Теперь по отработанной схеме финансовый документ вновь спустится в комитеты, где будет дополнен поправками. А на декабрьской сессии законопроект планируется рассмотреть во втором и, вероятнее всего, сразу в третьем чтении. У депутатов регионального парламента есть хорошая традиция встречать новый год с новым бюджетом. Закон «Об областном бюджете» не случайно называют самым главным финансовым документом, в котором помимо плана по сбору налоговых и неналоговых платежей в доходную часть, включены региональные социально-экономические целевые программы, адресная программа капитальных вложений и другие статьи расходов казны на территории нашей области. Таким образом, можно сказать, что от областного бюджета прямо или косвенно зависит благосостояние практически каждого жителя Белгородчины.
Прогноз оптимистичный
Каждый раз бюджет на предстоящий период имеет свои особенности, но всегда подготовка бюджетного законопроекта начинается с комплексного анализа социально-экономического развития региона за минувший год и перспективных планов на будущее. Такая скрупулёзная аналитическая работа позволяет уточнить ситуацию в разрезе территорий и отраслей, выявить все «плюсы» и «минусы» их развития, сделать выводы о приоритетных направлениях бюджетного финансирования на будущий год. Поэтому, прежде чем приступить к обсуждению законопроекта «О бюджете на 2011 год», депутаты заслушали информацию о перспективах социально-экономического развития области на ближайшие два года. С докладом выступил начальник департамента экономического развития области А.А.Левченко.
Доклад начался с оптимистичных прогнозов: в сравнении с докризисным 2008 годом по ряду показателей, а это прежде всего рост валового регионального продукта (ВРП), рост промышленного производства, оборот розничной торговли, сейчас в экономике области наблюдается положительная динамика развития. В частности, ВРП вырос более чем на три процента. Скорому восстановлению экономики способствует выход на докризисный уровень развития предприятий горно-металлургического комплекса региона. Другими словами, выравнивается положение дел с налоговыми поступлениями в кошелёк области, соответственно, прирастает и доходная часть бюджета.
Что касается приоритетных задач развития области на 2011-2012 годы, то, по словам А.А.Левченко, предстоит сделать упор на обеспечение инновационного развития и поддержку высокотехнологичных секторов экономики, обеспечение благоприятного инвестиционного климата в области и развитие инфраструктуры. Конечно, чтобы двигаться вперёд, необходимо модернизировать экономику, создавая новые высокотехнологичные производства, при этом не упускать из виду такие направления как развитие человеческого капитала и совершенствование среды обитания. В ближайшие два года правительство области планирует уделять особое внимание внедрению инновационных процессов и нанотехнологий, серьёзно заниматься вопросами энергосбережения. В нашей области достигнуты большие успехи в производстве свинины и мяса птицы. Но останавливаться на достигнутом означает сделать шаг назад, а в планах правительства области - только поступательное движение вперёд.
Поэтому в сельском хозяйстве к уже существующим мощностям по выпуску 400 тысяч тонн свинины в год (в живом весе) в 2011-2013 годах прибавятся производственные мощности ещё на 300 тысяч тонн. В птицеводстве тоже планируется достичь прироста готовой продукции ещё на 50 тысяч тонн за счёт введения новых мощностей. При этом важными задачами в животноводстве остаются генетическая и селекционная работа, глубокая переработка продукта и повышение качества. А.А.Левченко отметил, что в ближайшие планы входит создание безотходной технологии производства. Приоритетной задачей, как и прежде, остаётся строительство инфраструктуры и дорог области.
Развитие социальной сферы будет сопровождаться строительством, ремонтом и реконструкцией образовательных, социальных и медицинских учреждений, капремонтом сельских домов культуры. Что касается цен на услуги естественных монополий, то, к сожалению, в следующем году тарифы повысятся вновь. Однако рост тарифов будет предсказуемым и ограничен предельно допустимыми рамками. Для населения нашей области рост тарифов на естественные монополии и коммунальные услуги на 2011 год составит не более 15 процентов. Цены на газ и электроэнергию будут повышаться дважды: с 1 января и с 1 июля.
Что касается самого больного вопроса - повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, то при обсуждении законопроекта «О бюджете на 2011 год» депутаты подняли этот вопрос. В частности депутат Н.М.Шаталов, председатель Белгородского областного объединения профсоюзов, отметил, что обещанная индексация повысить зарплату на 6,5 процента с июня следующего года, по сути, только покрывает инфляцию и не соответствует нуждам бюджетников. Губернатор области Е.С.Савченко, принимавший участие в работе заседания областной Думы, предложил депутатам своё решение вопроса.
- Бюджетная практика последних лет показывает, что по итогам года у нас всегда появляются дополнительные доходы. Думаю, нам нужно принять политическое решение и все дополнительные доходы направлять, во-первых, на покрытие бюджетного дефицита, а во-вторых, на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, - сказал он.
Депутаты согласились с таким предложением и единодушно проголосовали «за».
Закон сдал, закон - принял
Прежде чем вплотную подойти к анализу финансового документа на следующий год, депутаты подвели черту под законом «Об областном бюджете на 2010 год», приняв закон минуя процедуры второго и третьего чтений. Вносимые поправки касались распределения дополнительных поступлений в казну области. Доходы областного бюджета на текущий год увеличиваются на сумму свыше 7 млрд 360 млн рублей. Из них налоговые и неналоговые поступления областного бюджета составляют свыше 3 млрд рублей. Эти цифры озвучил первый заместитель председателя правительства Белгородской области, начальник департамента финансов и бюджетной политики В.Ф.Боровик.
Он отметил, что дополнительные средства поступили в казну за счёт увеличения налога на прибыль в связи с улучшением финансовых показателей предприятий чёрной металлургии, а также увеличения средств от предпринимательской деятельности. Помимо собственных дополнительных вливаний пополнился региональный кошелёк и средствами, поступившими из федерального центра. В виде субвенций и субсидий получено свыше 4 млрд 280 млн рублей. Естественно, что в связи с увеличением доходной части перераспределяется и расходная часть бюджетной казны. Целевые субсидии и субвенции, поступившие из федерального центра, будут направлены, в том числе, и на оказание социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения отдельным категориям граждан. На эти цели поступило почти 19 млн рублей. На обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, установленных Законом «О ветеранах» запланировано направить 1 млрд 520 млн рублей. Поступили средства на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая фермерские хозяйства - свыше 430 млн рублей. Также произведены перераспределения бюджетных ассигнований между разделами бюджетной классификации в части резервного фонда правительства области. С учётом внесённых поправок областной бюджет на 2010 год по доходам выливается в сумму 48 млрд 516 млн
646 тысяч рублей, а по расходам свыше 52 млрд рублей.
Курс на социальную ориентацию
Что касается финансового наполнения доходов областного бюджета на предстоящий 2011 год, то с учётом безвозмездной помощи из федерального бюджета сейчас речь идёт о сумме 40 млрд 712 млн 581 тысяча рублей. Общий объём расходов прогнозируется в сумме 46 млрд 72 млн 277 тысяч рублей. Бюджет области принимается с дефицитом в сумме в сумме почти шесть млрд рублей.
Формирование расходной части бюджета, по словам В.Ф.Боровика, ориентировано на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, повышения уровня социальной защищённости населения, развитие социальной инженерной инфраструктуры, обновление материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы. В основу формирования финансового документа положено бюджетирование, ориентированное, прежде всего, на конечный результат.
По статьям расходования бюджетных средств соблюдён принцип разумного баланса. Так на раздел «Сельское хозяйство» в следующем году планируется направить один миллиард 313 млн рублей. По разделу «Жилищное хозяйство» прогнозируются расходы на сумму свыше пяти миллиардов рублей. Планируется профинансировать конкурсы на звание «Самый благоустроенный населённый пункт области», «Лучшая центральная площадь Белгородской области», «Лучший квартал» и т.д. Значительно увеличатся расходы против уровня 2010 года по подразделу «Благоустройство».
Объём расходов по разделу «Образование» планируется в сумме 7 620 420 тысяч рублей, с ростом против уровня текущего года более чем на 744 млн рублей. Стипендия студентам вузов составит одну тысячу сто рублей, социальные стипендии сиротам, обучающимся в ПТУ и ссузах - 600 рублей, в вузах - 1650 рублей. Стоимость питания в день в школах-интернатах и детских домах составит 121 рубль на ребёнка.
Вырастут бюджетные ассигнования и по разделу «Культура и кинематография» по сравнению с 2010 годом, всего финансирование этой отрасли выльется в сумму 513 675 тысяч рублей.
По разделу «Здравоохранение» без расходов на капитальное вложение предусмотрено направить 5 711 449 тысяч рублей, что на один млрд рублей больше, чем в 2010 году.
Самые большие расходы бюджета запланированы по разделу «Социальная политика» - 6 518 041 тысяча рублей.
- 1504 просмотра
Отправить комментарий