Организация государственного финансового контроля в России началась более 355 лет назад с создания Счётного приказа. При этом элементы государственного контроля появились задолго до этого - одновременно с зарождением государства, как только возникла нужда в разумном управлении средствами казны, российскими землями, собственностью.
В современной России высшим органом внешнего государственного контроля является Счётная палата РФ. В Белгородской области постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образованным Белгородской областной Думой и подотчётным ей, является Контрольно-счётная палата Белгородской области. С 8 апреля 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон о Счётной палате РФ, который хоть и напрямую не распространяется на деятельность Контрольно-счётной палаты Белгородской области, однако даст толчок для развития регионального законодательства в целях совершенствования государственного финансового контроля. Что изменилось в деятельности Контрольно-счётной палаты в свете новых законодательных норм? В каком направлении работал контрольно-счётный орган в минувшем году? Об этом корреспондент «Белгородских известий» Ирина МАЛИКОВА беседует с председателем Контрольно-счётной палаты Белгородской области Николаем Звертаевым.
- Николай Алексеевич, на последнем заседании Белгородской областной Думы, прошедшем 28 марта, рассматривался отчёт о деятельности региональной Контрольно-счётной палаты за 2012 год. Расскажите о результатах своей работы.
- В декабре текущего года Контрольно-счётная палата отметит 15 лет своей деятельности. До октября 2011 года Палата работала, как структурное подразделение областной Думы. Принятый в июле 2011 года Белгородской областной Думой в новой редакции региональный закон «О Контрольно-счётной палате Белгородской области» придал Палате статус юридического лица.
Почти пятнадцать лет работы контрольно-счётного органа Белгородской области - это, бесспорно, время кропотливой деятельности, направленной на то, чтобы получатели бюджетных средств эффективно тратили государственные деньги, работали на результат.
В течение 2012 года мы продолжали эту работу и в связи с расширением полномочий и, соответственно, увеличением штатов Контрольно-счётной палаты пришлось всерьёз заняться комплектованием кадров. В течение всего года проводилась работа по повышению квалификации вновь принятых сотрудников.
Наряду с этим, в рамках реализации антикоррупционной политики подписано соглашение о порядке взаимодействия с прокуратурой Белгородской области, недавно заключено соглашение о сотрудничестве с управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Белгородской области. Согласно закону КСП определила четыре основных аудиторских направления, по которым и осуществляет свою деятельность: по контролю за доходами, состоянием государственного долга области, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, по контролю расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, охрану окружающей среды и межбюджетные трансферты. По контролю расходов дорожного фонда, расходов на сельское хозяйство и ЖКХ. По контролю социального блока расходов бюджета (на образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой информации), а также экспертно-аналитическое направление, связанное с экспертизами законопроектов и нормативных правовых актов, которые вносятся на рассмотрение Белгородской областной Думы.
Одновременно с организационной работой по формированию структуры Контрольно-счётной палаты в 2012 году Палата осуществляла полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством. Основная деятельность была направлена на организацию внешнего государственного финансового контроля за формированием, исполнением и целевым использованием бюджетных средств во всех отраслях. В форме текущего контроля ежеквартально проводился анализ по исполнению областного бюджета. Как видите, сфера нашей деятельности весьма обширна и разнопланова.
- Николай Алексеевич, всё-таки основным видом деятельности вашей службы остаются контрольные проверки в бюджетных учреждениях. Хоть вы и называете их мероприятиями, суть не меняется. Много выявлено нарушений и какого характера?
- Действительно, аудиторами и инспекторами Контрольно-счётной палаты области в 2012 году проведено 30 контрольных мероприятий в отношении 59 участников бюджетного процесса. Проводилась работа по выработке рекомендаций по совершенствованию оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения и культуры области. Особое внимание уделялось соблюдению принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Был сделан большой шаг от традиционных финансовых проверок к освоению аудита эффективности. В текущем году был завершён аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, проводимый в масштабах России и начатый нами в 4-м квартале 2012 года. Проведённая работа выявила ряд проблем в здравоохранении, требующих безотлагательных решений. Выводы доведены до руководства области.
Также специалисты Контрольно-счётной палаты приняли участие в 28 судебных заседаниях арбитражного суда Белгородской области и в двух заседаниях арбитражного апелляционного суда в Воронеже.
- В своём докладе вы сказали, что выявлены нарушения по расходованию государственных средств, а также установлены факты неэффективного использование государственного имущества. Какова цена вопроса?
- В прошлом году выявлено нарушений на общую сумму около 98 миллионов рублей, в том числе по средствам областного бюджета - на сумму около 53 миллионов рублей.
- О каких конкретно нарушениях идёт речь?
- В основном, допускаются нарушения бюджетного, финансового законодательства. Например, в сфере здравоохранения выявлены неэффективные расходы на сумму около 20 миллионов, там средства бюджета были потрачены на приобретение медицинского оборудования, которое в дальнейшем фактически не использовалось. Руководители учреждений, где были допущены нарушения, по представлению Контрольно-счётной палаты были привлечены к дисциплинарной ответственности. В дальнейшем, по итогам проверки устранены простои оборудования, в настоящее время оборудование задействовано в оказании медицинской помощи населению.
Были отмечены факты увеличения тарифа на тепловую энергию для бюджетных организаций в сравнении с прочими потребителями. Допускались потери бюджета в виде неполученной арендной платы, которая в дальнейшем по представлению Палаты пересчитывалась и вносилась в бюджет. При выполнении строительно-монтажных работ имело место завышение подрядчиками цен на строительные материалы, завышение объёмов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ.
- Каковы причины выявляемых нарушений?
- Отдельные руководители учреждений и организаций в рамках установленных им бюджетных полномочий в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ не на должном уровне обеспечивали контроль за результативным и эффективным использованием бюджетных средств.
Особое внимание при проверках уделялось оказанию помощи в создании и совершенствовании системы ведомственного контроля, поскольку, как правило, в отраслевых департаментах и управлениях такие службы отсутствуют. Совершенствование ведомственного контроля как в сфере финансового, бухгалтерского учёта, так и работы коллегиальных органов будет способствовать укреплению финансовой дисциплины. Работа по использованию бюджетных средств должна быть прозрачной, на это нацелена антикоррупционное законодательство, в котором определённая роль отведена и Контрольно-счётной палате.
- Николай Алексеевич, какие приняты меры по устранению и предотвращению нарушений? И вообще, существуют ли какие-то критерии, по которым можно объективно оценить деятельность Контрольно-счётной палаты?
- Наверное, многие думают, что результативность нашей работы оценивается по принципу: чем больше «накопаем» и чем больше средств будет возмещено в бюджет - тем лучше работаем. Это не совсем верное представление. При проведении контрольных или экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётная палата не ставит перед собой цель - «накопать». Главное, чтобы в ходе проверки сотрудники Контрольно-счётной палаты вместе с руководством и специалистами проверяемых органов исполнительной власти, муниципальных образований, подведомственных им учреждений и организаций могли определить пути дальнейшего эффективного управления исполнения бюджетов. Как в целом, так и по отдельным направлениям расходования бюджетных средств или управления имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Здесь необходимо отметить, что Палата не является правоохранительным органом, и на неё не возложены функции уголовного преследования или пресечения нарушений. Однако наша работа способствует принятию управленческих решений в целях совершенствования использования государственных средств и имущества.
Обо всех нарушениях, выявленных при использовании бюджетных средств, информируется губернатор области и председатель областной Думы. Отдельные результаты рассматривались на заседании правительства области. Информация о результатах проведённых контрольных мероприятий размещается на официальном сайте Палаты.
Что касается принятых мер, то по результатам проверок в органы исполнительной власти и органы управления проверяемых организаций направлены представления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. В результате, к 37 должностным лицам были применены дисциплинарные взыскания и по четырём контрольным мероприятиям материалы направлены в правоохранительные органы. Принимаем меры по недопущению нарушений в последующем.
- Хотите сказать, что работаете на опережение?
- В каком-то смысле именно так. В ходе проверок предотвращена оплата более 41 миллиона рублей по строительным работам, это, в том числе, 33 миллиона за завышенную стоимость работ по переустройству инженерных сетей при строительстве дороги. По результатам проверки ОКСа администрации Белгородского района не оплачены подрядчику некачественно выполненные строительные работы на сумму свыше семи миллионов рублей. По предписанию Палаты более одного миллиона рублей не оплачено подрядчикам также за невыполненные работы в Шебекинском районе.
Но ещё раз повторю, что предотвращению нарушений, недопущению потерь бюджета, прежде всего, способствует особое внимание к организации системы внутреннего контроля.
Главный результат нашей работы - это формирование рационального подхода к эффективному, бережливому использованию бюджетных средств и уменьшению потерь бюджета. После мероприятий, проведённых Контрольно-счётной палатой, многие всерьёз задумываются - идти ли им вразрез с законодательством и своей совестью? Поверьте, большинство людей предпочитает спать спокойно и не нарушать закон.
При этом, фактически являясь контрольным органом депутатского корпуса, выбранного жителями области, стараемся оправдать их доверие и продолжаем контролировать то, как исполнительная власть использует деньги налогоплательщиков.
- Комментировать
- 2696 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад