Идея передвижной «Джазовой провинции» возникла у курского пианиста и композитора Леонида Винцкевича в 1992-м. Четыре года спустя его творческую акцию поддержал Российский фонд культуры. Проект превратился в международный фестиваль, масштабы которого со временем только увеличиваются. В нынешнем году его проведут в 18-й раз. С 31 октября по 10 ноября внимание поклонников джаза будет приковано к этому уникальному для России проекту. Концерты пройдут в 14 городах и среди них - Белгород и Старый Оскол. 4 ноября на сцену Белгородской государственной филармонии выйдет хедлайнер фестиваля - обладатель музыкальной премии «Грэмми» Билл Эванс. Известный американский саксофонист выступит вместе со своей группой Soulgrass. 7 ноября музыкантов встретят в старооскольском ДК «Комсомолец». Кроме них там будут играть пианист Леонид Винцкевич, саксофонист Николай Винцкевич, ударник Джоэль Тейлор и бас-гитарист Кип Рид.
В преддверии концертов арт-директор фестиваля «Джазовая провинция» - заслуженный артист России Леонид ВИНЦКЕВИЧ побеседовал с белгородскими журналистами.
О том, как возникла идея «Джазовой провинции»
- Как-то я попал на фестиваль Лайонела Хэмптона (Москва, американский штат Айдахо). Представьте себе: типичный американский город - 25 тысяч человек населения. И в нём - один из пяти крупнейших американских джазовых фестивалей. Каждый вечер на протяжении четырёх дней концерты в его рамках собирали до десяти тысяч человек. Кроме того, с полудня до шести вечера проходили мастер-классы. Кто-то из известных музыкантов выходил, час говорил, извлекал три ноты - история заканчивалась. Другой играл концерт, после отвечал на вопросы. Как же важно из первых уст услышать что-то. Слушателей приходило столько, что зал не мог их вместить. Для меня это был шок.
Потом прикинул... Понятно, что джаз - искусство Америки. Он считается национальным достоянием. Его продвигают, беспокоятся о молодых музыкантах, проводят конкурсы... Но я-то живу в городе с населением 500 тысяч человек. Может быть, мне стоит попробовать. И рискнул.
- И вам всё удалось…
- Стечение обстоятельств. «Джазовая провинция» - проект постперестроечный. Его не могло быть вчера. При одной мысли пригласить кого-то из Нью-Йорка, тема закрывалась в одну минуту. Поэтому цените сегодняшний день. Иногда от нас что-то зависит. Когда речь идёт о том, что вот были времена… - да не было. Это был тупик. Все болезни, которые мы переживаем сегодня, стоит переболеть, чтобы потом выбраться. Мы в правильном направлении.
Почти 20 лет занимаюсь «Джазовой провинцией». И это моё лучшее время. Никогда не чувствовал в себе никаких талантов руководителя. Но я люблю джаз. Всё, что я есть, - это музыка меня сделала. И когда у меня спрашивают, из каких соображений мы проводим «Джазовую провинцию», что я могу ответить? Уж точно не из политических. Ради молодого поколения. Я вырос в провинциальном городе и до сих пор помню, что такое приезд в Курск Германа Лукьянова, Кирилла Кондрашина или Игоря Бриля. Их концерты стали для меня поворотными событиями. И сегодня, когда я уже много в этой жизни увидел, их помню как самое яркое. Потому что когда тебе 16 лет, то невероятно важно испытать какие-то позитивные воздействия.
Да и потом ощущаешь их нехватку. Даже когда я стал музыкантом, которого приглашают на ведущие в мире джазовые фестивали (Северного моря в Голландии, американский Лайонела Хэмптона...), чувство собственной неполноценности сохранялось, казалось, что где-то там, далеко, но только не здесь, играют настоящие музыканты. И это проблема России, поскольку в европейских странах и Америке джазовые фестивали проводят не только в столицах. Вот почему сегодня мы с гордостью проносим знамя «Джазовой провинции» по городам России. И в этом - наша миссия.
- То есть вы оптимистично настроены в отношении государственной политики в области культуры?
- Уже можно видеть некоторые подвижки. Возвращается к жизни конкурс Чайковского. Старшее поколение наверняка помнит: когда по телевизору транслировали, как легендарный пианист Ван Клиберн играл концерты Рахманинова, Прокофьева, вся страна была прикована к экрану. Смотрели как увлекательный хоккейный матч. Конкурс Чайковского был чудом. И чудо - конкурс возвращается. Дальше. Вся страна когда-то пела - существовали хоровые общества. В наши дни найти в школе оркестр, хор почти невозможно. Но вот тему хоровых обществ обсудили на высшем уровне и начинают продвигать. Страну надо как-то выводить из культурного безвременья. Искусства не может быть без поддержки государства. Не будет системы - наши дети и внуки останутся без правильной атмосферы. Не может в стране звучать один сорт музыки. И хотя выстроенной политики пока нет, но есть надежда на то, что нынешний совет её создаст. Многих людей знаю лично (скажем, друг фестиваля - советник президента по культуре Владимир Толстой). Они на самом деле служат идее, искусству, этой стране. И надеюсь, их услышат.
- Проект прошёл многолетний путь развития. Охарактеризуйте его с позиций сегодняшнего дня.
- Фестиваль был задуман как поклон Нью-Йорку, ибо это столица джаза. По сравнению с ним даже Москва и Париж - джазовые провинции. Однако верно и то, что тот город, в который мы приезжаем со своим проектом, становится на несколько часов столицей джаза. Вот главное наше достижение по прошествии лет. Из чего всё складывается? Во-первых, «Джазовая провинция» имеет звёздную в международном масштабе планку. И ежегодно мы этот статус подтверждаем. Во-вторых, фестиваль ежегодный. Знаете, столько лет его проводить - непростая история. В-третьих… Джаз существует в клубах, концертных залах, на фестивалях. А фестиваль - это не только концерты, но и мастер-классы, встречи… В программе «Джазовой провинции» они всегда есть.
- В этот раз мастер-классы организованы только в Курске?
- К сожалению, воплотить всю программу в Белгороде не всегда получается. С 1 по 6 ноября днём в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова бесплатные мастер-классы проведут Билл Эванс, потрясающий музыкант из Голландии Пауль ван Кеменеде, человек, который работал со Стивом Уандером, Паули Серра, Дэвид Калиш, Алексей Кузнецов, Стив Кершоу, Мэдс Кйолби, Джоэль Тейлор… Более топовых фигур в джазовом мире просто нет. Говорю это здесь, потому что знаю: в прошлые годы белгородские студенты всегда приезжали.
О проблемах «Джазовой провинции»
- Проект некоммерческий, отсюда большинство проблем. Цена вопроса с каждым днём становится более весомой. С одной стороны, мы идём по пути просвещения. С другой, постоянно вдаёмся в рыночные отношения. Поймите правильно: мы не жадные, но без государственных дотаций мне фестиваль содержать нереально. 700 тысяч рублей тратится только на то, чтобы музыканты приземлились в Шереметьево. Потом аренда залов, реклама… А ведь ещё ничего не произошло. Мы против течения, но вместе с тем многие нам помогают. Фестиваль существует благодаря человеческим отношениям. Мне везёт на людей.
- Расскажите о музыкальной концепции белгородских концертов.
- Мы не можем привезти Майлза Дэвиса - он уже в лучшем мире. Но Билл Эванс - человек, который пять лет работал с ним. Любопытная история, как ему это удалось. Дэвис позвонил Дэйву Либману (выдающийся нью-йоркский саксофонист) и попросил порекомендовать талантливых ребят для своего нового проекта. Он хотел начать играть новую музыку и искал людей с новым мышлением. Либман указал на 22-летнего Билла Эванса. Так молодой музыкант и попал к легенде. Проиграл у него пять лет. Сегодня мастерство Эванса неоднократно подтверждено престижными премиями (в том числе «Грэмми»), альбомами… Он уже сам приближается к определению -легендарный саксофонист. В свою группу Soulgrass Эванс объединил потрясающе талантливых музыкантов - гитариста Митча Стайна, бас-гитариста Дэйва Андерсона, барабанщика и вокалиста Джоша Дайона, одного из лучших современных джазовых исполнителей на банджо Райана Кавано.
В своём творчестве Эванс исследует пограничные области между джазом, ритм-н-блюзом и американской корневой музыкой «блюграсс». Я бы назвал их стиль кантри. Но сам исполнитель говорит об этномузыке, которая происходит от шотландских, ирландских корней. Пять лет, по словам Эванса, они пытались совмещать гитару и банджо, в результате придумали свой стиль - то, чего до них не было. Это новое слово в джазовом музицировании. Думаю, что для слушателей, как и для меня в своё время, это будет открытием. И что важно - это не тот джазовый стиль, который рассчитан на узкий круг, это музыка для всех.
- Не планируете ли привлечь к сотрудничеству белгородских музыкантов, скажем, филармонические коллективы Big-Band под управлением Владимира Уварова, «Биляр-бэнд», ансамбль духовых инструментов «Белгород-брасc»…?
- Мы задумывали «Джазовую провинцию» так, чтобы в её рамках выступали и российские музыканты. Знаменитые и достойнейшие из них в фестивале участвуют. Мы готовы к диалогу, но существуют пока неразрешимые трудности. В стране появилась плеяда музыкантов европейского уровня, много талантливых коллективов, молодых исполнителей. И вот они здесь немного побудут, а потом уедут за границу - у них нет сцены. Где её взять - одна из тем, которая стоит у меня на повестке дня. Об этом нужно серьёзно думать, поскольку проблема приобрела государственный масштаб. Нужно объединять усилия, чтобы помогать провинциальным музыкантам.
О мечтах воплощённых и существующих
-
Хотел бы ещё успеть исполнить и записать много музыки. Для меня важно оставаться человеком, который радуется каждому звуку. Потому что если это потерять - значит, утратить смысл в том, чем ты занимался всю жизнь. Когда-то я и не мечтал играть в Нью-Йорке. Но потом играл и в Праге, и Голландии, и Берлине, и США... В основе моих стремлений лежала и остаётся колоссальная любовь к музыке. Корыстного в этом никогда не видел. Как и за славой не гнался. Каждый день я воспринимал как подарок. Прогнозировать что-то было невозможно. И вот стечение многих обстоятельств - перед вами счастливый человек.
- Комментировать
- 2535 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад