В галерее Белгородского регионального отделения Союза художников России «Родина» развернулась новая экспозиция художественной выставки. На этот раз её автором стал старейший живописец на Белгородчине, староосколец Илья Хегай. На днях Илье Николаевичу исполнилось 80 лет. Казалось бы, возраст более чем солидный, можно и отдохнуть, а он по-прежнему полон художественных замыслов, активно работает и редкий день не принимает гостей в своей маленькой, но такой «намоленной» творческим общением мастерской. Сюда хочется приходить, здесь хочется спорить, мечтать, думать о высоком, приобщаться к высокому, благодарить художника за то, что «чувства добрые он лирой пробуждал». И пробуждает. Его произведения хранятся не только в белгородских и старооскольских музеях, но и в Алма-Ате, Караганде, Кишинёве, Рязани, даже в Третьяковской галерее в Москве. Есть они и в музеях и частных коллекциях США, Финляндии, Кореи, Болгарии, Тайване, Германии… В Германии, кстати, к И.Н.Хегаю совершенно особенное отношение. Немцы не просто провели несколько его персональных выставок, но и включили имя Ильи Хегая в Энциклопедию лучших художников всех времён и народов. Но, конечно, так, как знают его творчество в Старом Осколе, не знают нигде. Вот и для многих белгородцев новая выставка стала во многом неожиданной, ведь впервые мы смогли так широко заглянуть в ретроспективу его творчества. В экспозиции представлены работы, созданные им на протяжении… 50 лет! И даже не верится, что замечательные ранние полотна и не менее замечательные произведения последнего времени созданы одним и тем же художником. Совершенно разная манера письма, отношение к цвету и свету, стилевым пристрастиям. Мне кажется, он вообще избегает какого-то одного стиля.
Ему интересно пробовать себя в разных направлениях, искать собственную технику исполнения. А уж как нам, зрителям, всё это интересно! Переходишь из одного зала в другой и не можешь оторваться: одна работа лучше другой.
Когда-то Лира Абдуллина, посвящая одно из своих стихотворений Илье Хегаю, отметила, что в его творчестве «две стихии столкнулись - земная и звёздная…». Это «столкновение стихий» продолжается и по сей день. Вернее, гармонично сосуществует. Скажем, можно бесконечно любоваться его лирическими пейзажами («Груша цветёт», «Иней», «После дождя»…), сочными натюрмортами, букетами цветущей сирени… И вдруг замереть в размышлениях перед философским триптихом «Жизнь», абстрактными композициями «Пробуждение», «Паутина», «Апокалипсис», затрепетать в волнении перед «Белой церковью», подивиться фантазии художника, сумевшему в картинах на сугубо промышленную тему («Лебединский карьер», «Терриконы»…) рассказать своего рода притчу о жизни земной и космической…
Особое внимание на этой выставке привлекают и женские образы. Именно образы, а не просто портреты. Ведь в каждой работе читается не только характер героини («Кармен», «Лариса», «Грёзы», «Царевна-лягушка», «Девушка в кресле»…), но ещё и сюжет, который каждый зритель волен развить в своём воображении. Взять хотя бы «Невесту». Хороша, слов нет. И платье подвенечное дивное, и море цветов. А присмотришься, и цветы за спиной словно крылья, которые несут её навстречу любви, а может и выше, выше! Известно ведь, что браки заключаются на небесах. Так может перед нами не просто невеста, а ангел, покровительница влюблённых, пришедшая в этот мир, чтобы хоть с кем-то поделиться радостью, сердечным теплом и светом?
Как это делает сам Илья Николаевич Хегай всем своим творчеством. Даже в самых жёстких его работах никогда нет душевного опустошения, гнева, высокомерия или растерянности. Художник всегда оставляет своему зрителю право на надежду и доброе начало, которое и объединяет его стихии земные и космические.
- 1293 просмотра
Отправить комментарий