Президент России Дмитрий Медведев 13 июля посетил с рабочим визитом нашу область. «Белгородские известия» подробно освещали визит главы государства, который провёл в «Школе менеджмента «Бирюч» Красногвардейского района заседание президиума Государственного совета РФ, посвящённое продовольственной безопасности страны. Выступивший на этом заседании губернатор области Евгений Савченко внёс ряд предложений по развитию животноводческой отрасли. Они были поддержаны Президентом России. Однако в ходе визита кое-что осталось, как говорится, «за кадром». Дело в том, что с участием Президента обсуждалось столько проблем, что пресса просто не успевала всё запечатлеть. Поэтому на днях губернатор Евгений Савченко подробно рассказал журналистам о своих предложениях, а также раскрыл основные вопросы, которые обсуждались в ходе его личной беседы с главой государства.
- На долю Белгородской области приходится около 10 процентов общероссийского производства мяса. Притом, что население региона составляет не больше одного процента от общероссийского. Мы сумеем сохранить темпы? Каковы прогнозы на этот год? Как мы выглядим на фоне других субъектов федерации? Кто из других регионов страны составляет нам конкуренцию? Или Белгородчина в этом смысле вне конкуренции?
- Сегодня мы уже соревнуемся не только с субъектами Российской Федерации, но и с федеральными округами. Если сравнить отдельно производство мяса птицы и свинины в сельскохозяйственных предприятиях, я это подчёркиваю, то здесь у нас тоже уже нет конкурентов. В Белгородской области производится больше мяса птицы и свинины, чем в любом отдельно взятом федеральном округе Российской Федерации. Об этом, кстати, и Президент сказал на заседании Госсовета. Каковы дальнейшие планы? У нас совместно с региональными производителями разработан ряд проектов, реализация которых позволит получить до полутора миллионов тонн мяса, если, конечно, не будет никаких форс-мажорных обстоятельств. Я считаю, что таких показателей мы сможем достигнуть в ближайшие 2-3 года и на этом, наверное, надо остановиться. Сегодня наши компании также производят продукцию далеко за пределами Белгородской области - Алтайский край, Новгородская область, Брянская область. Есть предложения и от других территорий. Об этом я тоже рассказал на заседании Госсовета. Если наши производители начнут сотрудничать с предприятиями Беларуси, Украины, Казахстана, мы будем только приветствовать появление таких транснациональных компаний по производству мяса птицы и свинины. Таковы наши перспективы.
- Евгений Степанович, ваши предложения и инициативы были поддержаны Президентом России. В чём их суть и какого результата на государственном уровне следует ожидать, если они будут реализованы?
- В своём выступлении я обозначил четыре проблемы, которые беспокоят тех, кто занимается в отрасли животноводства, прежде всего, производством мяса птицы и свинины. А у нас в этой сфере работает уже почти 50 тысяч человек.
Первая проблема. Нас беспокоит ситуация с импортом животноводческой продукции. Какова должна быть здесь политика государства? Необходимо, чтобы сокращение импорта было сопоставимо с ростом отечественного производства. Сегодня, с одной стороны, объём выпуска собственной продукции увеличивается, с другой - импорт сокращается, но не так быстро, как растёт производство. В качестве примера я привёл следующую статистику. В 2007-2009 годах прирост производства в стране мяса птицы и свинины составил 864 тысячи тонн, а импорт сократился только на 329. Разница в 535 тысяч тонн пошла в остатки, частично, наверное, на увеличение потребления населением, я не исключаю такую возможность. Специалисты сделали прогноз, что нас ожидает в 2010-2012 годах. Получается то же - в соответствии с принятым постановлением о квотах, прогноз производства - 1 миллион 170 тысяч тонн, а сокращение импорта - 678. Итого, три года предыдущие, три года предстоящие - рост 2 миллиона тонн, а импорт сокращается, я здесь немного округляю цифру, на миллион. Таким образом, разница между ростом собственного производства и долей импортной продукции составляет 1 миллион тонн. Я предложил сократить импорт и сказал, что 2012 год должен быть последним годом импорта мяса птицы и свинины на таможенную территорию Российской Федерации.
Вторая проблема. Что дальше должны делать предприниматели с наращиванием производства мяса птицы и свинины после 2012 года, когда его объёмы будут сопоставимы с объёмом внутреннего потребления в стране? Продолжать обеспечивать рост производства или сказать им: «Хватит, остановитесь». Должен быть слышен чёткий сигнал государства, потому что планировать рост производства мяса свинины и птицы в 2012-2013 годах нужно сегодня - заключать кредитные договоры и начинать приступать к реализации этих проектов. А сигнала государства нет. Что делать? Я сказал, что такой сигнал должен быть. Или государство скажет: «Давайте развиваться дальше. У нас есть политические договорённости об экспорте мяса птицы, свинины, скажем, в Китай, Индию или ещё куда-то, необходимы такие-то объёмы продукции. Давайте наращивайте производство или же прекращайте, сворачивайте все проекты. Мы дальше не будем поддерживать новые разработки так, как делаем это сегодня». Президенту эта идея очень понравилась, и он дал поручение Правительству ответить на данные вопросы.
Следующая проблема. Независимо от того, как государство определит дальнейшую перспективу развития птицеводства и свиноводства, необходимо принять решение о поддержке всех проектов, которые входят, в моём понимании, в мясной кластер. Например, производство аминокислот. Сегодня страна завозит, в том числе и наши потребители, около 50 тысяч тонн лизина. Биодобавки, витамины, ветеринарные препараты, тара упаковочная - это всё сегодня импорт. То есть проекты, которые должны быть направлены на импортозамещение и входящие в мясной кластер, также требуют соответствующей поддержки государства в форме субсидирования процентной ставки. Предложение поддержано Президентом, я надеюсь также на поддержку Правительства и принятие соответствующих решений.
И последняя проблема, которую я поднял, которую никто никогда ещё не ставил, но она актуальна, особенно для нас. Животноводство - это не только мясо, молоко, но и отходы, которые, с одной стороны, являются великолепным удобрением, а с другой - и эта ценность всё более растёт в мире - сырьём для получения электроэнергии.
Сегодня в мире уже действуют сотни тысяч биогазовых установок. Я изучал этот опыт в Германии, где функционируют 20 тысяч таких сооружений. У нас в стране, может быть, единицы. Белгородская область обладает очень большим биоэнергетическим потенциалом. Если мы все наши отходы переработаем в газ, то получим где-то полмиллиарда метров кубических газа. Это количество сопоставимо с тем объёмом, который мы сегодня потребляем на коммунально-бытовые нужды. Мы даже подсчитали, что из этого газа можно выработать электроэнергию, которой будет достаточно для того, чтобы в течение года обеспечить 200 тысяч человек. И одновременно будет выработано тепло, которым можно отопить площадь в 3 миллиона квадратных метров. Если это будут теплицы, то в них можно произвести миллион тонн овощной продукции, которую, кстати, мы тоже завозим процентов на 50-60 из-за рубежа.
Данные четыре предложения были поддержаны, как и другие, озвученные участниками заседания Совета. Ещё разговор шёл о засухе, которая поразила Центрально-Чернозёмные области, в том числе и наш регион. Но эпицентр её находится в Поволжье и на Урале. Несомненно, сложившаяся ситуация скажется на урожае сельскохозяйственных культур, прежде всего, зерна. Вспоминаю 1972 и 1979 годы по той интенсивности засухи, которую мы сегодня наблюдаем. Наверное, всё повторяется. В нашей области мы тоже ощущаем недобор зерна. Сейчас приступили к обмолоту. Урожайность значительно ниже, чем в прошлые годы - на уровне 20-22 центнеров с гектара. Мы при такой урожайности соберём миллион - миллион двести тонн при потребности в 3 миллиона. Однако сейчас каждая компания, которая нуждается в зерне для производства мяса, приступила к его закупке. Есть договорённость закупить из госрезервов 1,6 миллиона тонн, а также часть - в других регионах. То есть на рынке зерно есть. И я здесь большой трагедии, конечно же, не вижу. На внутриобластном уровне мы принимаем все меры по поддержке предприятий посевным материалом, прежде всего, семенами озимых культур. В Ровеньском и Вейделевском районах озимых практически нет, и семян они не получат. Мы сейчас при поддержке областного бюджета ведём закупки в западных районах области и делаем туда переброску семян. Эта работа уже практически началась. Так что форс-мажорные обстоятельства в связи с засухой, конечно, существенным образом скажутся на растениеводстве, но в целом на ситуацию в сельском хозяйстве, на развитие производства мяса нисколько не повлияют.
- Евгений Степанович, в ходе визита состоялась ваша личная встреча с Президентом. Это всегда самое интересное, потому что по неписаной традиции присутствие СМИ на таких встречах строго ограничено протоколом. О чём шла речь? И о каких экономических проблемах развития региона вы говорили с главой государства?
- Я должен прямо сказать, что есть публичная часть встречи, а есть непубличная. Это тоже правило, которое существует. На публичной части встречи, где присутствовали средства массовой информации, у Дмитрия Анатольевича большой интерес вызвало состояние жилищного строительства, прежде всего, как реализуются те проекты, с которыми он у нас познакомился 2-3 года назад ещё в качестве первого вице-премьера. Я ему рассказал, что объёмы индивидуального жилищного строительства за эти годы - годы кризиса - нисколько не уменьшились, а наоборот интерес населения к ИЖС возрастает, наверное, благодаря тем правилам, которые у нас осуществляются, и тем формам поддержки, которые реализуются в области. Я рассказал и показал на цифрах, что делается на самом деле. Это вызвало у Дмитрия Анатольевича большой интерес Он отметил, что особенно в нашей стране с огромными площадями необходимо развивать именно индивидуальное малоэтажное жилищное строительство и таким образом процентов на 80-90 вообще решать жилищную проблему. Я очень рад, что наши подходы здесь поддержаны Президентом. Я знаю, что у Владимира Владимировича Путина такая же позиция. И Слава Богу, что это так.
Что касается непубличной части - разговор касался строительства дорог. В связи с тем, что мы приняли программу развития автомагистралей на территории Белгородчины, я попросил Президента о следующем. Есть федеральная трасса «Москва - Крым» - М2, которая проходит через Белгород. Рядом и параллельно М2 через Воронеж проходит ещё одна трасса федеральная М4 «Дон», соединение между ними есть, но дороги очень плохие. Трасса проходит от Белгорода через Новый Оскол, Алексеевку до границы с Воронежской областью и дальше до Павловска. Она построена ещё в 60-70-е годы и сегодня не соответствует современным стандартам ни по качеству, ни по проходимости, ни, тем более, безопасности. Я попросил Президента, показав ему это на карте, поддержать нашу идею реконструкции дороги «Белгород - Новый Оскол - Алексеевка - граница с Воронежской областью» - это 211 километров. При поддержке из федерального бюджета мы хотим сделать там четырёхполосную трассу. Это вписывается, я повторяю, в областную программу строительства магистральных дорог. Стоимость дороги предварительно оцениваем в 14 миллиардов рублей. Если семь миллиардов мы получим из федерального бюджета, семь миллиардов найдём здесь, то в течение трёх, максимум четырёх лет мы эту дорогу сделаем. Она для нас очень важна. По ней едут куряне, жители Брянской, Смоленской, Орловской областей - естественно, грузопотоки очень большие, и напряжённость слишком велика. Сегодня дорога в очень плохом состоянии. Вот это первый вопрос, который я задал Президенту. И второй вопрос - общий, который касается строительства дорог в России. Сейчас, вы знаете, в стране развернулась дискуссия о том, как финансировать дорожное строительство, и Слава Богу, что Президент, когда вёл совещание, не принял окончательного решения, он сказал: «Давайте отложим». В настоящее время снова хотят узаконить выделение средств на дорожное строительство из бюджета. А его возможности крайне ограничены. Я подготовил Президенту короткое письмо с предложением вернуться к организации дорожных фондов и предложил источник финансирования - ввести налог с оборота 2,5 процента, одновременно снизив налог на добавленную стоимость на 5 процентов. То есть экономически хозяйствующие субъекты не почувствуют здесь никакой нагрузки. Это не скажется ни на ценовой политике, ни на прилавке, ни на ценах, поскольку мы один налог заменяем другим, абсолютно паритетным. НДС - очень трудно администрируемый налог, прямо скажем, коррупциогенность высокая, особенно при его возврате, а налог с оборота - абсолютно транспарентен, прозрачен. Если 2,5 процента налога с оборота пустить на наполнение дорожного фонда, я подсчитал, что для нашей области это порядка 12-15 миллиардов рублей - в три раза больше тех средств, которые мы вкладываем в сооружение новых трасс вместе с федеральным бюджетом, объёмы дорожного строительства в регионе и в целом в стране возрастут. Второе моё предложение заключается в том, чтобы со стороны государства был обеспечен контроль ценообразования в дорожном строительстве. Вообще, что такое стоимость дороги? Стоимость дороги на 50-60 процентов составляет стоимость инертных материалов (щебень, песок) и вяжущих - это битум. А цены, посмотрите, какие сумасшедшие сегодня на эти материалы. Я попросил Президента, чтобы при помощи государства прежде всего федеральной антимонопольной службы был введён порядок контроля за этими ценами, на эти товары, на это сырьё. Не 500-700, 1000 процентов должна быть рентабельность, а 20 процентов, не более того. Тогда у нас сразу же стоимость одного квадратного метра дороги или километра существенно снизится. Президенту очень понравилась эта идея. Я думаю, в ближайшее время будет принято соответствующее решение.
- Коли речь зашла о дорогах, Евгений Степанович, то на какой стадии сегодня находится разработка областной семилетней программы дорожного строительства? Как в её реализацию вписывается дорожная программа партии «Единая Россия»?
- Что касается нашей программы, то на совещании с членами правительства мы приняли проект строительства автомагистралей на территории Белгородской области. Они насчитывают примерно 600 километров. В первую очередь мы хотим полностью соединить Белгород и Старый Оскол четырёхполосным движением. Я думаю, нам это удастся уже в ближайшие годы. Далее - дорога, о которой я сказал и просил поддержки Президента - это «Белгород - Алексеевка», далее «Белгород - Шебекино - Валуйки» и далее «Старый Оскол - Новый Оскол - Валуйки», а также дороги от Белгорода до Борисовки, от Белгорода до Ракитного. Это в полной мере вписывается в инициативу партии «Единая Россия». Уже есть предварительная договорённость о поддержке нашей программы со стороны её руководства.
- Федеральные СМИ, рассказывая об этом визите, неоднократно упоминали, что обыкновенный район, где проходило заседание президиума Госсовета, опровергает представления о глубинке. А теперь здесь должен появиться и социальный объект, который больше соответствует крупным городам - собственный спортивный центр. Как родилась идея строительства этого объекта? Правда ли, что Президент принял участие в закладке камня этого объекта? Каким он будет, этот спортивный центр, и можно рассчитывать на его финансирование из федерального бюджета?
- Что касается строительства спортивного центра, то это не центр и не комплекс, а целый спортивный парк. Мы его презентовали Президенту вместе с Н.В.Калашниковым (прим.: Николай Васильевич Калашников - начальник департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области - заместитель председателя правительства области) не просто как картинку, а представили в виде бурного строительства, которое идёт пока что за счёт средств областного бюджета, но в текущем году нам будет оказана финансовая поддержка государства в размере 200 миллионов рублей. Этот спортивный парк представляет собой прежде всего ледовый дворец, который будет сдан в конце 2010 года. Далее - спортивный центр с универсальным залом, теннисный корт, площадки для игр в баскетбол, волейбол, ручной мяч, трасса для дерт-джампинга, велотрек, скейтдром для продвинутой в спортивном плане молодёжи, скалодром, детские игровые площадки. Все они будут сданы в будущем году. Президент спросил нас: «Когда вы планируете закончить?». Мы сказали, что в самом конце следующего года. Он говорит: «Давайте в сентябре». И добавил: «Если вы в сентябре сделаете, то я приеду и на открытие».
- 1727 просмотров
На пример, можно многое...
Если например, производство аминокислот, тогда можно. На пример, можно многое... Промышленное производство требует других подходов, особенно в такой отрасли как микробиологический синтез. В данном направлении, в моем понимании, отсталость существенная, почти безнадежная.
Отправить комментарий