Лошади и солёное тесто помогают больным детям преодолеть недуг.
Трёхлетний Димка освоился первым. Пока организаторы акции что-то там рассказывали о её целях и задачах, малыш с удовольствием окунулся в огромную коробку с игрушками. Рук не хватало - то воздушный шарик выпадал, когда пальцы хватались за пластмассовую машинку, то книжки сыпались на пол, танк вот тоже пришлось дать маме подержать - полезная вещь, будет чем с другими мальчишками поиграть на досуге. Другие тоже сначала робко, а потом азартно бросились разбирать немалую гору игрушек. Смеялись. Благодарили. А потом разошлись - на процедуры. Потому что времени для игр в весёлолопанском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями не так уж много. За 34 дня (именно столько длится один курс реабилитации) нужно успеть многое сделать и многому научиться.
Хотим остаться без работы!
Если бы кто-нибудь другой сказал фразу: «Мы так мечтаем остаться без работы!» да ещё с таким жаром и горящими глазами, я бы, пожалуй, только пальцем у виска покрутила. Но тут, в реабилитационном центре, настрой совершенно другой. Как мечтают его сотрудники, чтобы дети рождались здоровыми. Чтоб работа у медиков и социальных педагогов была, но другая. И не только потому, что со здоровыми детьми работать легче. Просто здесь за каждого так переживаешь, так порой тягостно смотреть на искорёженные детские ручонки, вывернутые суставы, полные боли глаза отчаявшихся мам… Каждый день на протяжении семи лет.
Курс реабилитации здесь - 34 дня, а вместить за один раз центр может чуть более ста маленьких пациентов. А в очереди - ещё полторы тысячи ребят с детским церебральным параличом и другими серьёзными неврологическими проблемами…
Одним для улучшения состояния здоровья хватает и курса лечения и реабилитации, другим нужны повторные курсы - для каждого ребёнка здесь подбирают индивидуальную программу.
- А ещё мы ведём регулярный мониторинг состояния здоровья наших маленьких пациентов, - говорит заместитель директора центра И.Е.Долгих. - В 80-90 процентах случаев идёт положительная динамика либо в педагогическом, либо в медицинском аспекте.
Причём тут педагогика? - спросите вы. Объяснять можно долго. Во-первых, болезнь, тот же ДЦП, имеет самые разные проявления: дети могут, например, не ходить или не двигать конечностями, но при этом у них полностью сохранён интеллект и они вполне способны воспринимать обычную или чуть облегчённую школьную программу. Есть случаи с точностью до наоборот, есть какие-то промежуточные… Но главное - такие дети живут в замкнутом пространстве, порой никого вокруг не видя кроме родителей и докторов. Им трудно вписаться в обыкновенную - для нас с вами - жизнь. И ещё - многие ребята стесняются своего недуга, стараются поменьше показываться на глаза окружающим, боясь насмешек. А здесь, в центре реабилитации, они чувствуют себя такими, как все. Не стесняются и не прячутся. С удовольствием играют и учатся, насколько позволяет состояние здоровья. А школьную программу им помогают осваивать учителя из Весёлолопанской школы.
Поиграем в магазин
Сам центр большое напоминает комфортабельное общежитие, в палатах - деревянные кровати, мебель, санузел. В игровой комнате - мягкие игрушки и телевизор. Правда, очень уж маленький, чуть больше старого компьютерного монитора. Большой компанией смотреть неудобно. Из других неудобств - очень уж маленькие комнаты для занятий. В каждую помещается не больше десятка человек. И, конечно, не хватает специализированных пособий для детей с неврологическими и другими нарушениями. Социальные педагоги центра игры и пособия изготавливают сами из подручных материалов. У детей - разный уровень развития, поэтому и пособия должны быть разными. Ну, а про индивидуальный подход мы уже упомянули, тут без этого нельзя.
Самые любимые у ребят - кабинет бытовой адаптации и так называемая «гендерная комната».
- Дети гиперопекаемые, родители порой считают, что ребёнок с ДЦП сам не способен справиться с домашней работой, обслужить себя, научиться каким-то обычным бытовым вещам, - говорит Ирина Евгеньевна. - А в кабинете бытовой адаптации оборудованы кухонный уголок, магазин, и ребята здесь учатся готовить пищу, пробуют себя в роли продавцов и покупателей, в общем, овладевают теми навыками, которые необходимы для нормальной жизни в обществе.
«Гендерная комната», или, как она официально именуется, кабинет аудиовизуальной стимуляции, предназначена для других игр.
- Здесь дети знакомятся с профессиями, - рассказывает социальный педагог О.А.Локтионова. - Для мальчишек - раздолье в уголке с игрушечными инструментами и автомастерской, а для девочек - парикмахерская, игрушечный медицинский кабинет и другие.
Двадцатиминутного занятия всегда мало, ребят из этой комнаты не увести - то в доктора играют, то машину ремонтируют, да мало ли чем можно заняться с такими игрушками! Но здесь игра не главное - ребёнку объясняют, для чего нужны те или иные приспособления, поясняют каждое действие, рассказывают, для чего нужна та или иная профессия. Всё это называется одним ёмким словом - «социализация». То есть адаптация к жизни в обществе.
Доктор лошадь
Надо ли говорить, что самая любимая лечебная процедура у ребят - верховая езда. Иппотерапию в реабилитационный цикл включили совсем недавно. Спасибо председателю колхоза имени Фрунзе Василию Яковлевичу Горину - два года назад подарил центру четырёх лошадей. Однако сразу приступать к занятиям по иппотерапии было нельзя, ведь лошадей нужно было сначала обучить правильно двигаться, чтобы не испугать и не навредить маленьким пациентам. С удивлением вижу у конюшни Катю Станиславскую, выпускницу факультета журналистики БелГУ. Спрашиваю на всякий случай, кто с лошадьми занимается. «Я, - говорит. А потом, видя моё недоумение, добавляет: - Я с одиннадцати лет конным спортом занимаюсь, очень лошадей люблю. И сюда пришла работать, чтобы детям помогать. Закончила курсы по лечебной верховой езде на факультете адаптивной физической культуры института физкультуры, спорта и здоровья имени П.Лесгафта в Санкт-Петербурге».
Из четырёх лошадей детей катает лишь пятилетний вороной Самурай. Уже два года работает с детьми, очень спокойный, понимающий конь, говорит Екатерина Станиславская. Остальные ещё не полностью готовы к реабилитационной работе. Зато подойти к вольеру, погладить, покормить лошадку кусочком хлеба может каждый пациент центра. Восторг малышей не передать, когда они впервые касаются тёплой шершавой шкуры, подносят к влажным лошадиным губам ладошку с кормом. Для них такие ощущения очень важны. Им вообще общения не хватает, а тут - настоящая лошадь! Ирина Евгеньевна вспоминает, что когда в гости к малышам приехали кинологи из клуба собаководства с дрессированными собаками, дети долго не отпускали хвостатых артистов. И такой заряд положительных эмоций получили, что и педагоги диву давались. И даже подумывают, не подключить ли к иппотерапии ещё и канистерапию (от латинского «canis» - «собака») - лечение через общение с собаками. Но это если и будет, то в далёком будущем. Пока надо лошадок обучить, чтобы как можно больше детей смогли пройти курс иппотерапии. Были случаи, когда уже после одного-двух занятий ребята сами могли держаться в седле. Но в основном каждый круг инструктор должен находиться рядом и поддерживать ребёнка.
Мамы, которые редко улыбаются
Реабилитация - процесс не столько медицинский, сколько психологический. Сотрудники центра говорят, что часто реабилитация нужна не самому ребёнку, а его матери. Среди взрослых, сопровождающих пациентов на лечении в центре, только женщины. Мамы или - редко - бабушки. Многие мужчины уходят из семей, где есть ребёнок-инвалид. Или начинают пить. Не выдерживают. Ищут более лёгкой жизни - без слёз и постоянного запаха лекарств в доме. Без измученной жены и страдающего ребёнка. Одни отцы помогают семье материально, другие рвут все связи и оставляют близких один на один с бедой. И женщины вынуждены уходить с работы или искать место с неполным рабочим днём, но меньшей зарплатой, ведь за такими детьми нужен постоянный уход, а нормально жить на пенсию по инвалидности ребёнка просто невозможно. Бесплатное лечение и реабилитация в весёлолопанском центре - это просто подарок судьбы. И пока с детьми занимаются медики и социальные педагоги, с родителями работают психологи и другие специалисты. Оказывается, многие мамы даже не знают о свои правах и правах детей-инвалидов, о льготах и прочих средствах социальной защиты. И потому в центре для них готовят памятки и буклеты - и на юридическую тематику, и подробно о том, как продолжать программу реабилитации дома.
Воспитатель М.А.Прихожая придумала для мам очень интересное занятие - бумагопластику. Видели бы вы, какие фантастические вещи делают женщины из обрезков старых газет и журналов! И даже свои мастер-классы проводят. Мамы организовали ещё и кукольный театр «Кумир» и сами показывают представления ребятам. Для ребятишек же действует кружок тестопластики. Если проще, здесь они учатся лепить из солёного теста. Никогда бы не сказала, что фигурки и композиции, выставленные в кабинете на полках, сделаны руками детей, больных ДЦП. И которые, напомню, всего лишь месяц проходят курс реабилитации. Научиться такому за месяц - просто фантастика.
Лепить из теста и пластилина очень полезно для развития мелкой моторики, - рассказывает социальный педагог И.Н.Гончарова. А мелкая моторика, как известно, связана с функицонированием головного мозга. Так что не только для приобретения полезных творческих навыков ребята учатся лепить из теста мишек и снегурочек. Ещё бы средства выделил кто на приобретение муки для солёного теста…
P.S. Ребятам, находящимся на лечении в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, нужны настольные и развивающие игры, мультфильмы и спортивный инвентарь. Во время проведения благотворительной акции, в которой участвововали и журналисты «Белгородских известий», центру были подарены книги, диски с мультфильмами и игрушки. В том числе и те, которые принесли жители Белгорода, откликнувшиеся на призыв участвовать в акции. Но ведь добрые дела можно делать не только по расписанию…
- 1495 просмотров
Отправить комментарий