Выставка Ильи Глазунова обращает нас к великому подвигу на поле Куликовом
В Белгородском государственном художественном музее - вернисаж художественно-исторического проекта «Илья Глазунов. Поле Куликово». Мы на пороге масштабных торжеств в честь 70-летия битвы на Огненной дуге и её крупнейшего в истории танкового сражения под Прохоровкой. И уже сегодня этой выставкой нас обращают к историческому контексту - вспоминаем Куликовскую битву и первое ратное поле России - поле Куликово. Вспоминаем благодаря известному художнику Илье Глазунову и его популярному циклу произведений, посвящённых именно этой теме.
В день открытия выставки члены Белгородского молодёжного клуба научной реконструкции «Хранители» воссоздали фрагменты культуры прошлого: перед зрителями предстали «воины» южной Руси XIV века. Их тела защищёны доспехами из пластин, соединённых кожаным или шёлковым шнуром. У одних они дополнены кольчугой, у других поверх них - зерцало. Под доспехами - длиннополый простёганный кафтан (тегиляй), сверху - плащи. Кто-то - в шлеме сфероконической формы, кто-то - в шапке с меховым околышем. В руках - сабля, нож, арбалет… О костюмах и оружии подробно рассказала руководитель клуба Инесса Максимова. Продемонстрировали и элементы батальных сцен. Всё плотно сомкнулось с живописью Глазунова, создав насыщенное тематическое пространство.
Ряд прекрасных экспозиций, которые белгородцы уже видели, состоялись в рамках проекта «Достояние музеев России - белгородцам!». На этот раз в его рамках представили произведения ректора Российской академии живописи ваяния и зодчества, действительного члена Российской академии художеств, профессора, народного художника СССР, почётного члена королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалера «Золотой медали Пикассо» - награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, лауреата премии Джавахарлала Неру, лауреата Государственной премии России Ильи Глазунова.
Ленинградский мастер начал работу над циклом «Поле Куликово» в начале 1960-х, завершил в 1990-х. К слову, к 1980-му, когда в Советском Союзе отмечали 600 лет Куликовской битвы, деятели культуры посвятили масштабному событию свои произведения (мультфильм «Лебеди Непрядвы» Романа Давыдова, поэма «Непрядва» Евгения Евтушенко…).
Созданию картин Глазунова предшествовал глубокий поиск фактов - он черпал их из русских летописей, исторических документов. Из 30 работ цикла в экспозицию вошли 22 образца глазуновского реализма, особого - романтизированного, с налётом мистики, сказочности (созданные в 1977-1980-е). Их предоставил Тульский музей изобразительных искусств. Они складываются в единое повествование - в картинах история «оживает». Перемещаясь по залу, мы считываем её, получая не просто знания, но и прочувствуем вслед за художником. Повышенное эмоциональное восприятие рождают мощные композиционные решения, удивительный ритм, пластика, сложный цвет.
Куликовская битва… Восьмое сентября 1380-го. Правый берег Дона, там, где впадает в него река Непрядва. Русские полки (здесь собраны силы Московского княжества и его союзников) против ордынского войска. Великий князь московский и владимирский Дмитрий Донской против хана Золотой Орды Мамая.
На картинах - события, их герои и центральные персонажи цикла. Правитель, мужественный, с ясным взором, вселяющий в своих воинов веру в лучший исход (монументальный портрет «Дмитрий Донской»). Его супруга - княгиня Евдокия («Проводы войска», «Княгиня Евдокия в храме»), молящаяся за него и свой народ.
Преподобный, величайший подвижник земли нашей Сергий Радонежский, примиривший князей и накануне благословивший русских воинов на подвиг, на победу («Канун»). С ними пребывали молитвы чудотворца, в их ряды вошли два его послушника Ослябя и Пересвет. Последний, как вы помните, сошёлся в бое с Челубеем, убил его, но и сам погиб.
Зловещее в отблесках ночного костра лицо предводителя татаро-монголов (портрет «Хан Мамай»). Глазунов демонизирует образ.
Начало сражения. Ордынская конница атакует, русские не только сдерживают натиск - дают отпор и теснят татаро-монголов, обращают в бегство, преследуют их…
Кульминация битвы во «Временном перевесе». Разные оттенки красного цвета создают впечатление, будто с неба на землю льются потоки крови и вопреки всем законам возвращаются обратно, чтобы снова пролиться кровавым дождём. Русские и татаро-монголы, лощади, оружие - всё потонуло в них.
Своеобразным реквиемом называют «Ночь после битвы». Под покровом небес затихло бескрайнее море человеческих тел. Во имя душ тех, кто пал, женщина творит молитву. Её лицо озаряет дрожащее пламя свечи. На нём - трагедия и скорбь.
Мамая смерть настигнет в Крымском ханстве, где он попытался скрыться. Завершится грандиозная битва, ставшая началом освобождения нашего и других народов от татаро-монгольского ига.
«Возвращение» - финал экскурсии по выставке. Чистое голубое небо над головой, шумит листвой берёза, Дмитрий Донской в окружении семьи ступает на родную землю, которая теперь свободна - гармония мироздания восстановлена.
Экспозиция продлится до 26 мая.
В рамках выставочного проекта музей проводит образовательную викторину. Стать её участником может каждый. Что для этого нужно? Посетить «Илья Глазунов. Поле Куликово», взять в музее бланк или распечатать его с сайта http://belghm.ru, ответить на вопросы, заполненный бланк опустить в специальный ящик, размещённый в залах выставки до 13 мая. На сайте вы найдёте подробную информацию о том, когда подведут итоги конкурса и как будут определять победителей, а также какие призы их ожидают.
- Комментировать
- 2248 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад