Новый закон о здравоохранении обсуждался довольно долго. О том, как изменится ситуация в сфере здравоохранения в связи с принятием этого закона, мы беседуем с начальником департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
Николаем Белоусовым.
- Николай Иванович, с начала 2012 года вступил в силу закон «Об охране здоровья граждан в РФ». Какие ожидаются перемены в медицинском обслуживании жителей области?
- Для людей новый закон принесёт только пользу. В рамках программы государственных гарантий медицинская помощь будет оказываться бесплатно. Я бы посоветовал посетителям медучреждений внимательнее читать объявления и другую информацию, размещаемую на специальных стендах. Мы ставим в известность население области, что все виды медицинской помощи, включая высокотехнологичные, у нас сейчас должны оказываться бесплатно. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации составило очень обширный перечень медицинских услуг, который практически уже утверждён. Следующий шаг - определить, какие из них будут платными, какие нет. Тогда появится чёткость в этом вопросе.
- Время от времени в СМИ появляются объявления о сборе средств для больных детей с редкими заболеваниями. Разве государство на них средств не выделяет?
- Вопрос очень важный. Как раз в новом законе впервые речь идёт о так называемых орфанных (редких) болезнях. Как правило, это наследственные, хромосомные заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, требующие пожизненного приёма медикаментов. Страдающих орфанными заболеваниями в Белгородской области примерно 150 человек. Новый закон гарантирует им обязательную помощь. На каждого такого больного государство затрачивает приблизительно 70 миллионов рублей в год. Но никто не запрещает благотворительность, она и должна быть, тем более, если мы строим солидарное общество. Любые дополнительные средства - это дополнительные возможности для поддержания нормальной жизни таких больных. В одиночку государство решить эту проблему пока не может, тем не менее, оно не оставляет таких людей один на один с болезнью.
- Будут ли перемены в обеспечении лекарствами льготных категорий граждан?
- У нас уже больше семи лет действует система дополнительного лекарственного обеспечения для льготников (ДЛО), она отлажена, в ней практически ничего не меняется. У нас определено количество пунктов выдачи таких медикаментов. Эта система обслуживает около 45 тысяч жителей области. Им требуется лекарств на общую сумму 428 миллионов рублей. Финансирование идёт из федерального бюджета. Мы проводим только закупки лекарственных средств, определяем потребность, пишем заявки. Трудными были 2006-2007 годы, не хватало денег, потом стали выделять дополнительные средства, наладился механизм составления заявок, и сейчас мы считаем, что система довольно исправно работает. Безусловно, не всё ещё отрегулировано, есть и недовольные, но это единичные случаи.
- С чем связано недовольство?
- Например, в результате торгов мы приобретаем отечественные препараты. Некоторые пациенты требуют те лекарства, которые, по их мнению, лучше, потому что импортные. Наша задача обеспечить человека необходимыми медикаментами. Понятно, что мы несём ответственность за их качество, эффективность. Если комиссия принимает решение о замене лекарства пациенту на импортное по медицинским показаниям, мы это делаем. На 2012 год мы вовремя провели торги, при этом получили хорошую экономию - около 30 миллионов рублей - и теперь направим сэкономленные средства также на лекарственное обеспечение. Это что касается системы ДЛО. Но у нас работает и другая программа лекарственного обеспечения, которая распространяется всего на 600 человек, страдающих одной из семи редких болезней (лейкозы, онкопатологии и некоторые другие). В год федеральный бюджет тратит на эти цели огромные суммы. Стоимость одного рецепта оценивается примерно в 50 тысяч рублей. Здесь мы выступаем в роли конечной ветви логистической системы.
То есть мы получаем медикаменты в результате федеральных торгов и раздаём их льготникам. Процесс обеспечения лекарствами для лечения этих семи болезней идёт без сучка и задоринки, потому что товар штучный, каждая упаковка на счету, никакие махинации с ними невозможны. Третья часть больных - наши региональные льготники, их 91 тысяча человек. Бюджет области выделяет для них необходимый объём средств, в этом году их вполне достаточно - 115 миллионов рублей. 70 процентов этих средств мы уже разыграли на торгах. Медикаменты в пункты выдачи исправно поступают с 1 января текущего года. Стараемся обеспечить тяжёлую группу больных - диабетиков, людей с сердечно-сосудистой патологией, психиатрическими заболеваниями и так далее. Четвёртое направление - приобретение средств для стационаров. Это делается максимально централизованно, здесь часть проблем связана с торгами. Бывает, мы занижаем стартовые цены и не всегда с первого раза удаётся разыграть. Сейчас стационары около 70 процентов медикаментов уже имеют и стабильно функционируют.
- А как решается проблема доступности лекарств в сельской местности?
- В 2010 году вышел закон об обращении лекарственных средств в Российской Федерации, который, в общем-то, привёл в порядок и разрешил розничную торговлю медикаментами во всех лечебно-профилактических учреждениях, имеющихся на селе. Это фельдшерско-акушерские пункты, центры врачей общей практики, амбулатории, участковые больницы и так далее. Важно, чтобы в селе был какой-то фармацевтический объект, где можно было бы приобрести лекарства.
Раньше этим занимались представители бизнеса, но для них торговля лекарствами в сёлах оказалась нерентабельной и они практически ушли из глубинки. Закон санкционировал розничную торговлю в вышеназванных учреждениях. Для того, чтобы ею заниматься, нужно иметь лицензию на этот вид деятельности. Мы её получили через центральные районные больницы, они имеют собственные аптеки и создали пункты выдачи или торговли медикаментами в ФАПах. Поскольку фельдшеры не имели фармацевтического образования, пришлось их всех обучить на ускоренных курсах. Была проблема - у больниц отсутствовал стартовый капитал для создания товарного запаса лекарств ФАПам, сейчас она решена. Мы установили специальный перечень необходимых жизненно важных лекарственных средств для сельских аптек. Перечень насчитывает около четырёхсот наименований, и мы собираемся его ещё расширять.
В ряде территорий торговля не только не убыточна, но даже приносит прибыль больницам. Население довольно. Выездная торговля в отдалённых сёлах и хуторах у нас не ведётся, поскольку доставкой туда необходимых лекарств два раза в неделю занимаются работники системы социальной защиты. Я не вижу сейчас острой проблемы с обеспечением медикаментами сельских жителей, которую было бы невозможно решить. Если где-то случаются сбои, а это бывает, и тут виноват, скорее, человеческий фактор, мы сразу же реагируем на жалобы и принимаем меры для устранения проблем.
- Новый закон, о котором мы говорили вначале, передал полномочия по оказанию первичной медицинской помощи муниципалитетам. Это хорошо или плохо?
- По сути, это восстановление вертикали управления, которая была в советское время. Сейчас за всё отвечает область. В ведение области переданы все материальные ценности, и сейчас центральные районные больницы являются государственными учреждениями здравоохранения. Всю систему передачи полномочий, оформление имущества в государственную собственность мы провели в конце прошлого года. В Белгородской области это реформирование произошло с одним отличием, допускаемым законом. Мы приняли половинчатое решение. У 19 муниципальных образований забрали эти функции, а сохранили за городами.
Губкин, Старый Оскол и Белгород в течение 2012 года будут продолжать работать в старой системе, то есть полномочия и ответственность за охрану здоровья граждан несут они. Почему мы так сделали? Во-первых, эти города не дотационные и имеют возможность расходовать средства на здравоохранение. Во-вторых, мы решили посмотреть, как будет в новых условиях - лучше или хуже для граждан. Прошло всего два месяца, выводы пока делать рано, но мы не видим каких-то серьёзных сбоев, которые бы давала новая система.
- Николай Иванович, последний вопрос. Ходят слухи, что в связи с передачей полномочий область начнёт закрывать некоторые больницы, ухудшится доступность медицинской помощи. Может такое случиться?
- Я ответственно заявляю: никаких реорганизаций в ходе передачи полномочий и в последующем не будет. Почему я так уверенно об этом говорю? Ещё в 2007 году мы завершили макрореструктуризацию отрасли, сделали последнюю так называемую рокировку и расставили точки над «i». У нас чётко определено количество коек в больницах. Сегодня в соответствии с нормативом в области 80 коек на 10 тысяч населения.
Их число может меняться внутри системы в зависимости от потребностей. К тому же, в нашем регионе строились и будут строиться новые лечебные учреждения и появляется возможность оказывать самые современные виды медицинской помощи. В том числе обеспечена работа трёх современных центров для лечения сердечно-сосудистых патологий и планируется открытие ещё одного такого центра. За каждым закреплено несколько районов, организована доставка больных, которые получают самую современную и эффективную помощь.
- Комментировать
- 2549 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад