Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Гуша Катушкин: двери открываются

Порой сложно провести границу между литературой, поэзией и музыкой

Гуша Катушкин: двери открываютсяГуша Катушкин: двери открываютсяМы встретились с музыкантом Сергеем Колесниковым у него в квартире. Застали его дома, в Белгороде, в один из редких дней между гастролями. Сергей известен публике под творческим псевдонимом Гуша Катушкин. Он путешествует с концертами по многим городам России и Украины: от Киева и Днепропетровска до Сибири. Автор и исполнитель своих песен, Гуша Катушкин выступает сольно и вместе с ансамблем имени Человеческого Фактора (AI4f). Сейчас довольно популярны его песни «Ноябрь никогда не кончится», «Случайностей не бывает» и другие. А хит «Эхо тысячи вокзалов», записанный вместе с харьковской исполнительницей Марией Чайковской по мотивам стихотворений украинского поэта Ес Сои, транслируется по российским радиостанциям. Предлагаем вниманию наших читателей интервью с белгородским музыкантом.

БИ: Ты представляешь себя живущим в каком-то другом городе, кроме Белгорода?

Сергей: Мне легко в любом городе, но и здесь нравится. Здесь мой дом, и мне всегда есть, куда приехать. Меня здесь ничего не расстраивает. У нас с Белгородом индивидуалистские отношения. Сосуществуем с ним, довольно положительно. Мне нравится находиться здесь, гулять. Нравятся люди, которые здесь живут. Вот ещё в Харькове бываю часто.

БИ: Чем тебе нравится Харьков?

Сергей: Он рядом, и там хорошо. Там есть много интересных мне людей, с которыми у меня довольно близкие и плодотворные отношения. Например, Маша Чайковская – очень высокого класса музыкант и потрясающий человек.

БИ: Она же закончила харьковскую консерваторию?

Сергей: Да, по двум профилям: джаз и классика. Перед этим - десятилетняя музыкальная школа. Она пропитана музыкой с самого детства. Работая с ней, сам продвигаюсь в ощущении музыки.

БИ: Вопрос о твоём музыкальном образования. Было что-то такое?

Сергей: Я оканчивал музыкальную школу по классу скрипки. Но это было ещё до того, как я начал заниматься музыкой.

БИ: До того? Интересно сказано.

Сергей: Ну, я не умею играть на скрипке. Хотя у меня были замечательные педагоги.

БИ: А как на гитару перешёл?

Сергей: Это уже был момент какой-то реализации. Тебе показали три аккорда, ты уже какую-то песенку спел. Можно почувствовать музыкальный процесс. И у меня как-то сразу пошло.

БИ: Ноты представляешь себе, когда сочиняешь?

Сергей: Каждую ноту я не представляю, но тональности все вижу, чувствую. Сознательно использую всякие модуляции. Есть определённые знания о музыке, которые мне помогают. Я пляшу от какой-то музыкальной идеи, настроения, ощущения. Это должна быть в первую очередь мелодия, а слова уже, как пазл, вставляются в неё, но так, чтобы не мешали.

БИ: А не бывает такого, чтобы ты сначала текст писал?

Сергей: Бывает, но сейчас я всё чаще от музыки отталкиваюсь. Иногда, правда, возникает какая-то фраза, которую хочется спеть. А потом я развиваю эту фразу и мелодию наполняю словами.

БИ: Хватает одной фразы?

Сергей: Если она cрезонировала в тебе, и ты в этом ощущении сочиняешь. А бывает, что ощущение уже прошло, а фраза так и болтается в тебе.

БИ: Какое у тебя образование?

Сергей: Инженер химик-технолог.

БИ: Инженер-химик, работал дизайнером. И вот музыкант. Какая метаморфоза.

Сергей: Да… Произошла такая эволюция. Или деградация (смеётся).

БИ: Не пытался сравнивать: кто, как правило, более творческий: человек с гуманитарным образованием или техническим?

Сергей: Мне трудно сказать… У меня техническое образование, но так уж произошло, меня с детства так готовили, пока я находился под влиянием родителей.

БИ: А творчеством когда начал заниматься?

Сергей: В старших классах у меня уже был первый музыкальный коллектив. Позывы, конечно, начали возникать ещё в школе. Была мысль поступать в колледж культуры. Зыбкая, неопределённая, я не знал, куда я хочу. Но мне это было всё же как-то чуждо, впрочем, в равной степени, как и вообще образование. Хотя я учился нормально, школу окончил с медалью. Но мне всё это было мало интересно.

БИ: И всё-таки, можно выделить такой момент, когда нарушился баланс между творческой активностью и работой, учёбой?

Сергей: Можно выделить. Мне было 22 года. Я уже закончил университет. Личный опыт, чтение, сопоставление каких-то моментов. Родители меня всегда поддерживали в каком-то смысле, но они делали акцент: ты занимаешься «этим» – занимайся, но никогда не забывай о «главном». И я понял, что если главным будет то, о чём «не надо забывать», то с музыкой ничего не получится. Она останется хвостиком, хлопотным, неприятным даже. И я начал отсекать всё лишнее.

БИ: Ты производишь впечатление человека, перед которым открываются все двери.

Сергей: Я рад (улыбается). Да перед любым человеком двери открываются. Зависит от того, насколько ты уверенно будешь в них ломиться. То есть, если вопрос времени перед тобой не стоит, то любая дверь перед тобой рано или поздно откроется.

БИ: Тебе иногда бывает лень что-то начинать? Или продолжать.

Сергей: Я ничего не начинаю, пока не захочется. Лень в этом смысле – индикатор того, что заниматься чем-то пока не надо. Нужно заняться другим, потому что сейчас ты занят не тем. Лень что-то делать – пойди, почитай книжку. Не хочешь читать – полежи на диване.

БИ: Так можно и долго пролежать.

Сергей: Нет (смеётся). Ну сколько? День? Два? И всё. Потом всё равно что-то захочется делать. Не надо себя заставлять, но в то же время нужно помнить: всегда есть что-то интересное, чем ты мог бы заняться.

БИ: На случай, если вдруг перестанет интересовать музыка, есть отходные пути?

Сергей: Есть, конечно, диван. Могу лечь на диван и лежать (смеётся).

БИ: Много репетируешь?

Сергей: Репетиции – это процесс создания песни. А потом ты просто поёшь её везде. Это и есть лучшая репетиция.

БИ: Сколько времени уходит на создание песни? Есть какой-то усреднённый промежуток?

Сергей: Если усреднять, то это будет настолько приблизительным, что ничего не скажет. Это может длиться от пятнадцати минут до нескольких лет.

БИ: У тебя в песнях есть аллюзии на кино. Карвай, Китано. Увлекаешься?

Сергей: Не скажу, что я фанат. Пока смотрю, мне нравится – я могу что-то о фильме говорить. Когда уже посмотрел – не знаю, что о нём сказать. Кино для меня ценно тем, что даёт пережить в лёгкой форме какую-то «болезнь» автора, режиссёра. Пережить какое-то состояние. Это источник лёгкого опыта.

БИ: Эмоционального?

Сергей: Да. Это здорово. Хорошо, когда эмоций много. Ценны моменты, когда ты переживаешь состояния, которые тебе было бы сложно воспроизвести в реальной жизни.

БИ: Не пытался сравнивать разные формы искусства?

Сергей: Не то что пытался специально, но аналогии периодически возникают. Недавно был в гостях у замечательного фотографа Павла Титовича. Участвовал в его новом проекте. Отсняли интересный материал. Вот он мне говорил, что находил аналогии между фотографией и музыкой. Просто разные формы искусства ориентированы на разные способы восприятия: зрение, слух… Но в любом случае они транслируют эмоции, вызывают ассоциации, интерпретации. Так или иначе, будь то песня, фотография, картина или кино, задача – не в том, чтобы сказать какие-то слова, показать, как быстро ты умеешь играть на гитаре. Задача в том, чтобы передать ощущение. Это ощущение потом превращается в сокращения твоего сердца. Ты транслируешь человеку своё видение. Пусть он увидит его иначе – преломлённым, может быть, даже украшенным – так бывает. Чем бы ты ни занимался, ты строишь мосты между собой и миром. Пытаешься себя обосновать в нём, найти своё место.

БИ: Бывает, что тебе сложно общаться с людьми? Когда разговариваете на разных языках?

Сергей: Однажды на кухне общался с датчанином, который немного владел английским языком. Я тоже знаю английский далеко не идеально. Тем не менее, через десять минут беседы мы обсуждали глобальные темы, которые и на русском я не всегда буду обсуждать. Ну а если говорить о разных языках в плане мировоззрения - точку соприкосновения можно найти всегда.

БИ: Ты пытаешься подстроиться под собеседника?

Сергей: Нет, у меня нет необходимости подстраиваться. Я не считаю, что то, что я хочу сказать, так уж важно. Это залог того, что конфликтная ситуация не возникнет. Конечно, бывает, когда человек целенаправленно пытается убедить тебя в том, что ты фигня. Но в таких случаях я скорее склонен с ним согласиться. Часто это соответствует моему видению себя. Поэтому ничего страшного. (Смеётся) Если кто-то не может найти со мной точки соприкосновения – не вижу в этом проблемы. Люди, которым интересно что-то узнать, всегда это находят. Иногда взаимопонимания нет – но всем не угодишь. Бесполезно пробовать достучаться, докричаться, дошептаться до кого-то.

БИ: Приходилось слышать о том, что твои песни кому-то не нравятся?

Сергей: Зачастую бывает такое, когда подходит какой-то человек и говорит: «А чё ты поёшь вообще? Ты женат или ты сидел? Вот о чём ты поёшь?» (смеётся).

БИ: На тебя как-то влияет политика? Как вообще к этому относишься?

Сергей: Я пытаюсь от политики абстрагироваться. Меня многое пугает, но я ничего не могу с этим поделать. Точнее, может, и мог бы, но я слабый человек и не могу заниматься тем, что мне противно. Поэтому я очень уязвим в этом отношении. Если бы я попытался туда проникнуть, то тут же погиб бы, был бы съеден заживо. Это всё равно, что я пошёл бы заниматься боксом.

БИ: Многим так нравится твой кавер на хит Radiohead…

Сергей: Меня это поражает (смеётся). Всё это возникло как-то нелепо. Был период моего сильного увлечения Radiohead. Впрочем, я и сейчас их слушаю с удовольствием, это для меня одна из самых музыкальных групп. Мало кто в таком как будто бы эстрадном жанре делает что-то настолько замечательное, глубокое. На квартирнике в Харькове кто-то затронул эту тему, я не удержался и спел. Кто-то записал на диктофон, выложил «Вконтаке». После этого на всех концертах в Харькове меня просили исполнить эту вещь.

БИ: А ещё на что делаешь каверы?

Сергей: Много участвовал в Д`р-фестах: в харьковских, московских, в питерском. Веня Д’ркин – человек, песню которого мне приятно перепеть, практически любую. Это близко и понятно, это моё. Это человек, который испытывал много боли. Но выражено всё очень по-настоящему, и поэтому не возникает никакого отторжения. Хотя, в то же время есть масса очень известных авторов, песни которых петь не хочется. Для этого нужно быть хорошим актёром, коим я не являюсь. С удовольствием пою песни моего замечательного товарища из Подмосковья Алексея Вдовина. Очень нравится песня Shape of my Heart Стинга. Иногда исполняю её на концертах. Переживания автора, затронутые в песне, мне очень близки.

БИ: Ты участвуешь в придумывании аранжировок к своим песням? Как пишется, скажем, партия саксофона?

Сергей: Если взять, например, песню «Тысяча вокзалов», то партия саксофона там просто повторяет вокализ. Изначально я пропевал это голосом. Что касается каких-то джазовых наработок, то это делал Женя Абин. Он очень талантлив и тонко чувствует музыку.

БИ: Ты просто доверяешь, да?

Сергей: Да, абсолютно. Когда записывали «Ноябрь никогда не кончится», мы включили ему песню и попросили поимпровизировать. И, в конце концов, оставили почти всё, что он наиграл с первого раза. Саксофоном он владеет на очень высоком уровне.

БИ: По какому принципу организуются твои гастроли? Поступают приглашения или ты сам решаешь?

Сергей: Делаю себе примерно двухнедельный маршрут. Предложения накапливаются, и я уже разбрасываю их по месяцам, по направлениям. Получается такой вахтенный метод.

БИ: Ты чувствуешь время?

Сергей: Я чувствую его отсутствие.

БИ: А смерть? Что ты думаешь о смерти?

Сергей: Не вижу необходимости задумываться о ней. Но ощущение приходит часто. Ощущение того, что смерть – это не то, что как будто бы произойдёт или произошло, а то, что существует непрерывно. Это линия, которая идёт рядом с твоей жизнью. И ты либо там, либо там.

БИ: Существуют ли у тебя какие-то ориентиры музыкального-поэтического плана?

Сергей: Сейчас все ориентиры для меня – не литературные, не музыкальные, а личностные. Это состояние, когда ты воспринимаешь не непосредственно музыку, а её проекцию, ощущение, которое она тебе даёт. Порой, даже сложно провести границу между литературой, поэзией и музыкой.

БИ: Ты умеешь ненавидеть?

Сергей: К сожалению или к счастью, но нет. Есть чувства, которые причиняют мне смерть, и я хотел бы иногда сконцентрироваться на ненависти, но я чувствую, что меня это разрушает. И я просто их игнорирую, отказываюсь от них. Вдохнул-выдохнул. Сконцентрировался на чём-то другом. Просто я стараюсь не говорить и не делать вещей, которые я не хочу.

БИ: Есть какое-то отношение к религии?

Сергей: Религия – если брать её как инструмент какого-то духовного развития нации или народа… Это такой буфер между интересами общественными и общечеловеческими. Участь буфера всегда незавидна. Он испытывает давление государства, имеет иерархию, структуру. Она не привлекает меня ни в какой мере. Я очень избегаю всегда всяких общественных объединений, это такой ад. Всегда в них много всего чёрного, этих взаимосвязей. Единственный способ сохранить в себе свет – это держаться в стороне от всего этого. Становиться на службу и быть солдатом какой-то группировки - это не мой путь, меня это мало занимает.

БИ: Значит, ты индивидуалист?

Сергей: Наверное, индивидуалист. Хотя, я не против того, чтобы сотрудничать с другими индивидуалистами. Но я против того чтобы это как-то называлось, чтобы кто-то стоял во главе. В анархию я тоже не верю, но это ничего не меняет.

БИ: Кто такие Гуша Катушкин и Сергей Колесников?

Сергей: Я – собрание мелких пороков, соблазнов, борьбы, противоречий, искушений. Постоянно нахожусь в пограничном состоянии. Порой кажется, что перед тобой открыты все пути, всё получается. А в этот момент самое дорогое, что у тебя есть, просто говорит: «До свидания…»

БИ: Ну всё же музыканта такое по идее только вдохновляет. Написал пару песен?

Сергей: О, у вас такой практический подход. Меня это радует.

БИ: Ну мы же слушатели, у нас свой интерес.

Сергей: Просто бывают моменты, когда кажется: то, что ты делаешь – такая второстепенность…

БИ: А что первостепенность – ты не знаешь?

Сергей: Ты чувствуешь это в тот момент, когда это теряешь. Как воздух. Вспоминаешь о нём, когда он кончается.

Текст новой песни Гуши Катушкина, написанной в этом декабре:

Про ангелов, пытающихся зимой согреться в трамваях

Прокомпостировав билет,
Сложила крылья, села.
По рельсам путая свой след,
Я шёл, искрясь, на север.
Мелькали сосны за окном,
Дома и гастрономы,
А мы молчали об одном,
Будто давно знакомы.
Сочилась вечности смола,
Во мне затвердевая -
Стал взмахом твоего крыла
Путь моего трамвая.

Мой ангел в янтаре
Застыл навеки,
Быть может, в январе
Сквозь лёд на веках
Увижу я твой свет,
Снег белым платьем,
Услышу твой привет,
Твоё проклятье.

Но кто уступит в темноте
Снам непорочной девы
Места для ангелов и тех,
Кто шепчет в ухо слева.
Два пассажира спорят и
Кондуктора пытают,
Кто там в кабине, скоро ли
Наступит запятая
Меж этим и очередным
Витком катушки Теслы,
Здесь перспективы невидны
И неудобны кресла.

Мой ангел в янтаре
Застыл навеки,
Быть может, в январе
Сквозь лёд на веках
Увижу я твой свет,
Снег белым платьем,
Услышу твой привет,
Твоё проклятье.

Бездонной огненной водой
День разбавляю каждый,
Сражаясь с вечной мерзлотой,
С непобедимой жаждой.
Хоть раз в полгода прилетай
Подрейфовать на льдине
Со мной - дрожать и плакать в такт,
Крутя гетеродины.
Сочится вечности смола,
Во мне затвердевая -
Стал взмахом твоего крыла
Путь моего трамвая.
15.12.2011

 

Беседовали Мария ЛИТВИНОВА и Сергей ЕГОРОВ.
Фото Юлии САХНО

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина