В Белгородской области только в этом году нашли и уничтожили более тысячи старых боеприпасов
После обеда пошёл дождь. Мерзкий. Осенний. А тут звонок из пресс-службы ГУ МЧС России по Белгородской области: «В Шебекинском районе нашли авиационную бомбу. Специалисты туда уже выехали, на месте тебе всё покажут и расскажут». Семьдесят лет назад отгремела в наших местах война, но её эхо ощущается до сих пор. Только в этом году взрывотехники МЧС обнаружили и уничтожили около тысячи двухсот боеприпасов времён Великой Отечественной войны.
Полкилометра смерти
Возле песчаного карьера стоит взрывотехническая машина. Двое взрывотехников внизу, в карьере, сосредоточенно копают яму. Третий достаёт какие-то провода, верёвки. А на песчаном склоне лежит сама авиабомба.
Дождь методично, капля за каплей, смывает с боеприпаса песок. Авиационная бомба поначалу не произвела на меня жуткого впечатления. Бочоночек меньше метра в длину с хвостовым, как у стрелы, оперением, зелёная краска во многих местах вытеснена ржавчиной.
- И что это за боеприпас? - спрашиваю у начальника отделения взрывотехнических и кинологических работ Андрея Косячкина.
- Фугасная немецкая авиабомба, - отвечает Андрей Иванович.
- Небольшая на вид…
- …Семьдесят килограммов.
- А какой разлёт осколков?
- Около пятисот метров, - говорит Андрей Иванович.
Мы от бомбы метрах в пятнадцати максимум стоим. А двое взрывотехников -Андрей Иванов и Юрий Беляков - копают яму вообще рядом с бомбой. Пока один углубляется в песок, второй шутит. И наоборот.
- Неизвестно, какого года боеприпас? - спрашиваю у них.
- Сейчас прочитаем, - говорит Иванов и, наклонившись над бомбой, произносит: - Двадцать девятое января тысяча девятьсот сорок первого года.
- А почему не взорвалась?
- Грунт мягкий, - поясняет взрывотехник. - Видите - песок? Не сдетонировала бомба как положено. Увязла в песке и ждала сегодняшнего дня семьдесят лет.
- А яма зачем? - спрашиваю у начальника взрывотехников.
- На месте будем бомбу уничтожать, - поясняет Андрей Косячкин. - Взрыватель заржавел настолько, что не то что открутить - маркировку определить невозможно. Перевозить такой боеприпас очень опасно.
Наконец взрывотехники закончили копать яму. Подошли вдвоём к смертельной находке. Синхронно наклонились и с двух сторон осторожно взяли смертельный боеприпас на руки. И пока они несли бомбу несколько метров до ямы, я, как ныряльщик, задерживал дыхание и боялся слово сказать.
Наконец бомба бережно уложена, и Андрей Иванович просит нас удалиться на безопасное расстояние. Взрыв прогремел где-то через час. Грохнуло знатно, и вверх взметнулись груды песка и пыли.
Правильное восприятие опасности
Уже в тишине служебного кабинета на территории поисково-спасательной службы Андрей Косячкин рассказывает о своей работе:
- В военном училище нас учили, как устанавливать современные минно-взрывные ограждения и как их же обезвреживать. А здесь вся работа связана с боеприпасами времён Великой Отечественной войны. Казалось бы, устройство у старых боеприпасов проще. Но с учётом того, что им уже как минимум семьдесят лет и хранились они в земле либо воде, они опаснее, чем многие современные.
- А какие самые опасные боеприпасы?
- Авиационные. В них огромный заряд взрывчатки.
Андрей Иванович родился в Белгороде. Его отец был военным. Потому с выбором профессии у Косячкина вопрос никогда не возникал. После окончания школы поступил в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Служил на Украине, но после развала Советского Союза вернулся на Родину, так как не захотел принимать украинскую присягу. Посчитал, что присяга нормальным мужчиной принимается один раз в жизни.
В Белгороде Андрей Иванович много лет работал экспертом-взрывотехником. Ездил в служебные командировки на Северный Кавказ. А в 2007 году стал начальником отделения взрывотехнических работ поисково-спасательной службы.
- Не страшно вот так постоянно рисковать? - спрашиваю Косячкина.
- Привыкли. Но при этом стараемся не потерять чувство внутренней осторожности. Присказка даже такая есть, что гибнут либо совсем молодые, либо очень опытные. Которые уверовали в то, что всё знают. Но у нас, слава Богу, с этим всё в порядке. В отделении пять взрывотехников. Вместе со мной - шесть. И кроме одного все побывали в Чечне. Потому имеем правильное восприятие опасности.
У взрывотехников два специальных автомобиля для перевозки боеприпасов и современные приборы поиска. Есть так называемые «глубинники», которые «слышат» железо на расстоянии до двух с половиной метров под землёй. А есть металлоискатели попроще.
- Бывает, - говорит Андрей Иванович, - что приедешь на один боеприпас, а рядом под землёй ещё сотню находишь. Потому обязательно проводим проверку местности.
Работа взрывотехников МЧС в основном сезонная. Начинается сразу после того, как растаял снег, и с первым снегом заканчивается. Строители, сельскохозяйственные работники и грибники постоянно что-то находят.
Если затикала - беги!
- Что делать, если я нашёл старые боеприпасы? - спрашиваю Косячкина.
- Алгоритм действий прост. Гражданин, нашедший боеприпасы, должен сразу же позвонить в отдел внутренних дел и предпринять все меры к охране обнаруженных взрывчатых веществ до прибытия оперативной группы. Ни в коем случае нельзя брать в руки боеприпасы, трогать их, шевелить и так далее. А потом уже сотрудники полиции вызывают нас. Согласно постановлению правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года № 51-пп «О мерах по профилактике незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» гражданам, нашедшим боеприпасы и сообщившим об этом в территориальные органы внутренних дел, полагается денежное вознаграждение.
- Ну, а какой алгоритм действий у вас?
- Выезжаем на место и определяем, что за боеприпас, степень его опасности, можно ли транспортировать. Проводим проверку местности. И принимаем решение: уничтожать данный боеприпас на месте либо увозить на полигон. Бывает, даже самые опасные боеприпасы приходится транспортировать. Из города, например. А мало ли причин, по которым бомба не взорвалась? Начиная от брака и заканчивая тем, что удар пришёлся не по взрывателю. Если это невозможно определить, тогда я должен относиться к боеприпасу, как к самому опасному. Пришлось однажды даже брать стетоскоп и с его помощью, когда сдвинули бомбу с места, слушать, не затикал ли часовой механизм.
- А если затикала бомба?
- Если затикала - беги!
- Комментировать
- 2347 просмотров
Комментарии
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад