Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Наполним музыкой сердца!

Белгородская государственная филармония по традиции открывает
свой новый концертный сезон 1 октября, в Международный день музыки

Наполним музыкой сердца!Накануне этого долгожданного события корреспондент «Белгородских известий» Ольга Истомина встретилась с художественным руководителем филармонии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Иваном Труновым и задала ему несколько вопросов.

- Иван Григорьевич, но ведь белгородский Дом музыки (а именно так уже стали называть филармонию многие жители и гости нашего города) распахнул свои двери перед зрителями ещё до начала официального открытия сезона?
- Так оно и было. Мы просто не могли остаться в стороне от торжеств, посвящённых 100-летию канонизации святителя Иоасафа - небесного покровителя земли Белгородской, и решили восстановить историческую оперу наших местных композиторов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой (либретто Валерия Овчинникова) «Белгородский полк». Представление состоялось 17 сентября в Большом зале филармонии. Зал был полон. Даже на балконе не оказалось свободных мест. И спектакль прошёл, что называется, «на ура!». После его окончания подходили благодарные слушатели и делились своими восторженными впечатлениями. А некоторые признавались, что впервые попали на оперу и поняли, что это очень интересно, а вовсе не скучно, как они раньше думали.

- Но раз у публики есть такой интерес, то не следует ли давать музыкальные спектакли чаще? Тем более, что наша филармония уже не раз обращалась к оперному жанру. Достаточно вспомнить «Алеко» Сергея Рахманинова или «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти. Постановки замечательные! Но ведь на сцене они прошли всего два, в лучшем случае три раза. И оценить их мог достаточно небольшой круг зрителей. «Белгородскому полку» в этом смысле повезло больше. Впервые это произведение было исполнено два года назад, на «Хотмыжской осени», посвящённой 300-летию победы русских войск в Полтавской баталии. И тогда его услышали ни сотни, а несколько тысяч человек. Такой аудитории могли бы позавидовать и лучшие оперные театры с огромными залами. Так почему бы не вернуть зрителю «Алеко» и неподражаемого «Дона Паскуале»?
- Мы уже думали над этим. И, возможно, нынешний сезон как раз и закроем оперой-буфф «Дон Паскуале».

- А чем откроете?
- Откроем вечером симфонической музыки, в котором прозвучат сочинения Берлиоза и Листа. В концерте примет участие одна из самых ярких пианисток мирового уровня Екатерина Мечетина из Москвы.

- А что ещё смогут услышать белгородцы в новом музыкальном году?
- Это, наверное, самый лёгкий и трудный вопрос. Лёгкий, потому что все программы свёрстаны до конца сезона, включая июнь. А трудный, потому что их очень много. Все просто не перечислишь. Но репертуар составлен так, что каждый слушатель найдёт «свою» музыку, ту, которая ему наиболее близка и интересна. Например, в конце октября состоится премьера «Реквиема» известного украинского композитора Алемдара Караманова, который вместе с нашим симфоническим оркестром под управлением московского дирижёра, заслуженного артиста России Евгения Бушкова исполнят камерный хор Белгородской филармонии (руководитель Елена Алексеева), хор «Академия» из Воронежа, тенор Большого театра Роман Муравицкий, а также наши солисты, заслуженные артисты России Владимир Бойко, Нина Стрижова, Светлана Ломоносова. Евгения Бушкова мы будем ждать и в январе, когда он приступит к работе над сказкой для симфонического оркестра Ефрема Подгайца «Путешествие в Оркестранию».
Безусловно, вызовет интерес и вечер, посвящённый музыке мирового кинематографа. Симфонический оркестр под управлением молодого белгородского дирижёра предложит вниманию публики произведения российских и зарубежных композиторов (Владимира Дашкевича, Андрея Петрова, Александра Зацепина, Эннио Марриконе, Нино Рота и других) из самых популярных и любимых не одним поколением фильмов.
Но мы, естественно, не собираемся ограничиваться только концертами симфонической музыки. Заслуженный артист России Даниил Крамер и Роман Мирошниченко из Москвы подготовили программу «Игры в джаз», которая состоится 5 октября. А зимой на сцене Большого зала филармонии выступит со своим и нашим эстрадно-джазовым оркестрами народный артист России, блистательный Анатолий Кролл. Уверен, что это будет настоящим подарком и для слушателей, и для исполнителей. Поработать с таким мастером - мечта любого джазового музыканта.
В октябре же пройдут юбилейные вечера заслуженного работника культуры, главного дирижёра оркестра народных инструментов Евгения Алешникова и исполнительницы эстрадных песен, заслуженной артистки России Ольги Цимбалист. А ещё - первый концерт из цикла «Звёзды русского романса» под патронажем создателя и руководителя фонда «Таланты мира» Давида Гвинианидзе. Всего таких концертов в течение сезона будет четыре. И участие в них примут солисты лучших оперных театров Москвы и… Буэнос-Айреса.

- Неужели и в Аргентине поют русские романсы?
- По-видимому, поют. Ведь музыка - самое интернациональное искусство.

- Но кто же откроет этот цикл в Белгороде?
- Откроет замечательный певец, солист музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист России, профессор Московской консерватории Анатолий Лошак.

- Которого мы по праву можем считать своим земляком?
- Совершенно верно. Он родился и вырос в селе Стригуны Борисовского района. В этом сезоне мы встретимся и с другим нашим земляком, уроженцем Белгорода Александром Шило - одним из лучших контрабасистов России. Он выступит с нашим симфоническим оркестром, которым будет руководить французский дирижёр Эммануэль Ледюк-Баром.
Насколько я помню, этот дирижёр уже был у нас в Белгороде. А возможно, когда-нибудь к нам приедут и другие маэстро из дальнего зарубежья?

- Ну почему же когда-нибудь? В нынешнем сезоне и приедут. Из США. Уинстон Вогель будет работать с симфоническим оркестром. А Джон Стэнли с духовым.
- Ещё лет пять назад в такое бы и поверить было невозможно, а сегодня, как говорится, все звёзды в гости к нам. Кстати, а сможем ли мы услышать кого-то из звёзд первой величины?
- Понимаете, большинство музыкантов, которых я уже назвал - звёзды и есть. По крайней мере, в музыкальном мире они хорошо известны и с успехом гастролируют не только в России, но и в самых разных странах. Просто в средствах массовой информации они не раскручены. Когда-то, например, все советские газеты взахлёб писали о мальчиках -музыкальных вундеркиндах Жене Кисине, Саше Кобрине и Саше Гиндине. Их показывали по центральным каналам телевидения. А сегодня их как будто и нет. Но они выросли и ничуть не растеряли своего уникального таланта. И белгородские поклонники фортепианной музыки смогут сами убедиться в этом, побывав на концерте Александра Гиндина. Безусловной звездой среди пианистов можно назвать и Николая Луганского, которого мы тоже услышим в этом сезоне в Белгороде.

Будут встречи и с другими прославленными исполнителями: инструментальным коллективом «Терем-квартет» из Санкт-Петербурга, государственным квартетом имени Глинки из Москвы. 21 октября состоится концерт звезды российской эстрады Валерии, в марте - Тамары Гвердцители. А 15 октября мы будем принимать оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова. Интересно, что билеты на «Виртуозов» раскупили ещё до того, как были расклеены афиши по городу.

- Многих интересует, не собирается ли к нам вновь Дмитрий Мацуев?
- Собирается. И именно в этом сезоне.

- Иван Григорьевич, мы как-то переключились на звёзд, а между тем и артисты нашей филармонии пользуются особой любовью белгородской публики.
- И не только белгородской. Вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» (руководитель Наталья Чендева) объехал полмира. Востребованы и другие коллективы. К примеру, оркестр народных инструментов (главный дирижёр Евгений Алешников) с успехом выступал на сцене легендарной «Гнесинки», а недавно вернулся из Смоленска, где проходил Всероссийский фестиваль имени Глинки. Концертный оркестр духовых инструментов (главный дирижёр Юрий Меркулов) пригласили на День города… в Тулу. Я уж не говорю о симфоническом оркестре под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Сегодня его называют одним из лучших в российской провинции. Причём об этом говорят не только музыкальные критики, руководители Союза композиторов, преподаватели столичных вузов, известные деятели искусств, но и сами музыканты из оркестров других регионов, которые, как вы понимаете, всегда несколько ревностно относятся к успехам коллег. Скажу больше: ещё три года назад, когда мы дали объявление в газету «Музыкальное обозрение» о дополнительном наборе артистов симфонического оркестра, то в ответ не получили ни одного отклика. А в этом году брали уже на конкурсной основе. Претенденты съехались из крупнейших консерваторских городов страны: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Казани… Всего шестьдесят человек. А взяли только девятнадцать.
Я иногда сам не верю, что дожил до такого. Начиналось-то всё с горстки энтузиастов. А сейчас нашему оркестру по силам взять любое самое сложное произведение и исполнить его своими силами. Скажем, в этом году будет звучать не только музыка Чайковского, Моцарта, Вивальди, Россини… Но и такого редко исполняемого композитора, как Густав Малер.

- Однако в задачу филармонии входит не только чисто концертная деятельность, но и просветительская. Я имею в виду тематические абонементы. Ведь для того, чтобы любить классическую музыку, надо научиться её понимать. Востребована ли такая форма работы молодым поколением?
- Востребована, и ещё как! Если в последние годы у нас было пятнадцать абонементов, то в этом году их уже шестнадцать. К прежним «Виват, маэстро!», «Симфонические шлягеры», «Бессмертные имена», «Встречи по четвергам»… добавился абонемент «Отражение времени», который отдан не симфоническому или оркестру народных инструментов, а духовому. Ну и, конечно, останутся программы «Детский сад и музыка», «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей». На эти абонементы билеты распродаются на год вперёд задолго до официального открытия сезона. Желающих столько, что в этом году мы решили проводить их в два раза чаще.

- И последний вопрос: «Услышим ли мы в этом сезоне орган, о котором так много говорят все последние годы?».
- Услышим непременно. Инструмент из Германии уже привезли и сейчас начался его монтаж в специально оборудованном Органном зале. Следите за афишами и обязательно приходите на предстоящие концерты.

 

Ольга ИСТОМИНА.
Фото Юрия БОГРАДА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина