Белгородская государственная филармония по традиции открывает
свой новый концертный сезон 1 октября, в Международный день музыки
Накануне этого долгожданного события корреспондент «Белгородских известий» Ольга Истомина встретилась с художественным руководителем филармонии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Иваном Труновым и задала ему несколько вопросов.
- Иван Григорьевич, но ведь белгородский Дом музыки (а именно так уже стали называть филармонию многие жители и гости нашего города) распахнул свои двери перед зрителями ещё до начала официального открытия сезона?
- Так оно и было. Мы просто не могли остаться в стороне от торжеств, посвящённых 100-летию канонизации святителя Иоасафа - небесного покровителя земли Белгородской, и решили восстановить историческую оперу наших местных композиторов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой (либретто Валерия Овчинникова) «Белгородский полк». Представление состоялось 17 сентября в Большом зале филармонии. Зал был полон. Даже на балконе не оказалось свободных мест. И спектакль прошёл, что называется, «на ура!». После его окончания подходили благодарные слушатели и делились своими восторженными впечатлениями. А некоторые признавались, что впервые попали на оперу и поняли, что это очень интересно, а вовсе не скучно, как они раньше думали.
- Но раз у публики есть такой интерес, то не следует ли давать музыкальные спектакли чаще? Тем более, что наша филармония уже не раз обращалась к оперному жанру. Достаточно вспомнить «Алеко» Сергея Рахманинова или «Дона Паскуале» Гаэтано Доницетти. Постановки замечательные! Но ведь на сцене они прошли всего два, в лучшем случае три раза. И оценить их мог достаточно небольшой круг зрителей. «Белгородскому полку» в этом смысле повезло больше. Впервые это произведение было исполнено два года назад, на «Хотмыжской осени», посвящённой 300-летию победы русских войск в Полтавской баталии. И тогда его услышали ни сотни, а несколько тысяч человек. Такой аудитории могли бы позавидовать и лучшие оперные театры с огромными залами. Так почему бы не вернуть зрителю «Алеко» и неподражаемого «Дона Паскуале»?
- Мы уже думали над этим. И, возможно, нынешний сезон как раз и закроем оперой-буфф «Дон Паскуале».
- А чем откроете?
- Откроем вечером симфонической музыки, в котором прозвучат сочинения Берлиоза и Листа. В концерте примет участие одна из самых ярких пианисток мирового уровня Екатерина Мечетина из Москвы.
- А что ещё смогут услышать белгородцы в новом музыкальном году?
- Это, наверное, самый лёгкий и трудный вопрос. Лёгкий, потому что все программы свёрстаны до конца сезона, включая июнь. А трудный, потому что их очень много. Все просто не перечислишь. Но репертуар составлен так, что каждый слушатель найдёт «свою» музыку, ту, которая ему наиболее близка и интересна. Например, в конце октября состоится премьера «Реквиема» известного украинского композитора Алемдара Караманова, который вместе с нашим симфоническим оркестром под управлением московского дирижёра, заслуженного артиста России Евгения Бушкова исполнят камерный хор Белгородской филармонии (руководитель Елена Алексеева), хор «Академия» из Воронежа, тенор Большого театра Роман Муравицкий, а также наши солисты, заслуженные артисты России Владимир Бойко, Нина Стрижова, Светлана Ломоносова. Евгения Бушкова мы будем ждать и в январе, когда он приступит к работе над сказкой для симфонического оркестра Ефрема Подгайца «Путешествие в Оркестранию».
Безусловно, вызовет интерес и вечер, посвящённый музыке мирового кинематографа. Симфонический оркестр под управлением молодого белгородского дирижёра предложит вниманию публики произведения российских и зарубежных композиторов (Владимира Дашкевича, Андрея Петрова, Александра Зацепина, Эннио Марриконе, Нино Рота и других) из самых популярных и любимых не одним поколением фильмов.
Но мы, естественно, не собираемся ограничиваться только концертами симфонической музыки. Заслуженный артист России Даниил Крамер и Роман Мирошниченко из Москвы подготовили программу «Игры в джаз», которая состоится 5 октября. А зимой на сцене Большого зала филармонии выступит со своим и нашим эстрадно-джазовым оркестрами народный артист России, блистательный Анатолий Кролл. Уверен, что это будет настоящим подарком и для слушателей, и для исполнителей. Поработать с таким мастером - мечта любого джазового музыканта.
В октябре же пройдут юбилейные вечера заслуженного работника культуры, главного дирижёра оркестра народных инструментов Евгения Алешникова и исполнительницы эстрадных песен, заслуженной артистки России Ольги Цимбалист. А ещё - первый концерт из цикла «Звёзды русского романса» под патронажем создателя и руководителя фонда «Таланты мира» Давида Гвинианидзе. Всего таких концертов в течение сезона будет четыре. И участие в них примут солисты лучших оперных театров Москвы и… Буэнос-Айреса.
- Неужели и в Аргентине поют русские романсы?
- По-видимому, поют. Ведь музыка - самое интернациональное искусство.
- Но кто же откроет этот цикл в Белгороде?
- Откроет замечательный певец, солист музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист России, профессор Московской консерватории Анатолий Лошак.
- Которого мы по праву можем считать своим земляком?
- Совершенно верно. Он родился и вырос в селе Стригуны Борисовского района. В этом сезоне мы встретимся и с другим нашим земляком, уроженцем Белгорода Александром Шило - одним из лучших контрабасистов России. Он выступит с нашим симфоническим оркестром, которым будет руководить французский дирижёр Эммануэль Ледюк-Баром.
Насколько я помню, этот дирижёр уже был у нас в Белгороде. А возможно, когда-нибудь к нам приедут и другие маэстро из дальнего зарубежья?
- Ну почему же когда-нибудь? В нынешнем сезоне и приедут. Из США. Уинстон Вогель будет работать с симфоническим оркестром. А Джон Стэнли с духовым.
- Ещё лет пять назад в такое бы и поверить было невозможно, а сегодня, как говорится, все звёзды в гости к нам. Кстати, а сможем ли мы услышать кого-то из звёзд первой величины?
- Понимаете, большинство музыкантов, которых я уже назвал - звёзды и есть. По крайней мере, в музыкальном мире они хорошо известны и с успехом гастролируют не только в России, но и в самых разных странах. Просто в средствах массовой информации они не раскручены. Когда-то, например, все советские газеты взахлёб писали о мальчиках -музыкальных вундеркиндах Жене Кисине, Саше Кобрине и Саше Гиндине. Их показывали по центральным каналам телевидения. А сегодня их как будто и нет. Но они выросли и ничуть не растеряли своего уникального таланта. И белгородские поклонники фортепианной музыки смогут сами убедиться в этом, побывав на концерте Александра Гиндина. Безусловной звездой среди пианистов можно назвать и Николая Луганского, которого мы тоже услышим в этом сезоне в Белгороде.
Будут встречи и с другими прославленными исполнителями: инструментальным коллективом «Терем-квартет» из Санкт-Петербурга, государственным квартетом имени Глинки из Москвы. 21 октября состоится концерт звезды российской эстрады Валерии, в марте - Тамары Гвердцители. А 15 октября мы будем принимать оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова. Интересно, что билеты на «Виртуозов» раскупили ещё до того, как были расклеены афиши по городу.
- Многих интересует, не собирается ли к нам вновь Дмитрий Мацуев?
- Собирается. И именно в этом сезоне.
- Иван Григорьевич, мы как-то переключились на звёзд, а между тем и артисты нашей филармонии пользуются особой любовью белгородской публики.
- И не только белгородской. Вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» (руководитель Наталья Чендева) объехал полмира. Востребованы и другие коллективы. К примеру, оркестр народных инструментов (главный дирижёр Евгений Алешников) с успехом выступал на сцене легендарной «Гнесинки», а недавно вернулся из Смоленска, где проходил Всероссийский фестиваль имени Глинки. Концертный оркестр духовых инструментов (главный дирижёр Юрий Меркулов) пригласили на День города… в Тулу. Я уж не говорю о симфоническом оркестре под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Сегодня его называют одним из лучших в российской провинции. Причём об этом говорят не только музыкальные критики, руководители Союза композиторов, преподаватели столичных вузов, известные деятели искусств, но и сами музыканты из оркестров других регионов, которые, как вы понимаете, всегда несколько ревностно относятся к успехам коллег. Скажу больше: ещё три года назад, когда мы дали объявление в газету «Музыкальное обозрение» о дополнительном наборе артистов симфонического оркестра, то в ответ не получили ни одного отклика. А в этом году брали уже на конкурсной основе. Претенденты съехались из крупнейших консерваторских городов страны: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Казани… Всего шестьдесят человек. А взяли только девятнадцать.
Я иногда сам не верю, что дожил до такого. Начиналось-то всё с горстки энтузиастов. А сейчас нашему оркестру по силам взять любое самое сложное произведение и исполнить его своими силами. Скажем, в этом году будет звучать не только музыка Чайковского, Моцарта, Вивальди, Россини… Но и такого редко исполняемого композитора, как Густав Малер.
- Однако в задачу филармонии входит не только чисто концертная деятельность, но и просветительская. Я имею в виду тематические абонементы. Ведь для того, чтобы любить классическую музыку, надо научиться её понимать. Востребована ли такая форма работы молодым поколением?
- Востребована, и ещё как! Если в последние годы у нас было пятнадцать абонементов, то в этом году их уже шестнадцать. К прежним «Виват, маэстро!», «Симфонические шлягеры», «Бессмертные имена», «Встречи по четвергам»… добавился абонемент «Отражение времени», который отдан не симфоническому или оркестру народных инструментов, а духовому. Ну и, конечно, останутся программы «Детский сад и музыка», «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей». На эти абонементы билеты распродаются на год вперёд задолго до официального открытия сезона. Желающих столько, что в этом году мы решили проводить их в два раза чаще.
- И последний вопрос: «Услышим ли мы в этом сезоне орган, о котором так много говорят все последние годы?».
- Услышим непременно. Инструмент из Германии уже привезли и сейчас начался его монтаж в специально оборудованном Органном зале. Следите за афишами и обязательно приходите на предстоящие концерты.
- Комментировать
- 1991 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад