В Москве открыта уникальная выставка работ белгородской самодеятельной художницы Марфы Андреевны Рязановой.
В московской галерее «Проун» с 7 июля по 5 сентября проходит выставка под содержательным названием «Птичий двор бабушки Марфы Андреевны». Уникальность её в том, что автор работ - Марфа Андреевна Рязанова, ушедшая из жизни три года назад, начала рисовать в 88 лет. Это во-первых. А во-вторых, Россия узнала о самобытной художнице из глубинки благодаря Интернету.
Могущество сети
Современное искусство имеет очень интересную специфику - многие художники оказываются знаменитыми благодаря всемирной паутине. Например, большинство уличных художников становятся известными только после того, как фотографии их работ появятся в Интернете. Так случилось и с Марфой Андреевной Рязановой, чьё творчество, в принципе, далеко от андеграунда.
Всё началось с обычной записи в блоге: девушка Аня написала о своей бабушке несколько слов и прикрепила к сообщению рисунки. Потом сообщение растиражировали Интернет-пользователи, которых «зацепили» яркие наивные картинки. Среди пользователей оказались и компетентные люди, которые смогли разглядеть в повторяющемся орнаменте не просто милые «каракули», а вполне осмысленный код. Один из них, в частности, художник и лауреат премии Кандинского Евгений Антуфьев обратился в московскую галерею «Проун», которая и организовала выставку.
Но на одних рисунках галерея не захотела останавливаться - в экспозицию включили семейные фотографии, письма, документы, даже хозяйственные заметки Марфы Андреевны.
После открытия выставки поклонников у Марфы Андреевны только прибавилось. Блог внучки Ани так и пестрит комментариями восхищённых поклонников, требующих подробнее рассказать о художнице. И Аня отвечает.
Биография
«Художницу, которая так здесь полюбилась, - пишет внучка Аня в своём блоге, - звали Рязанова Марфа Андреевна (в девичестве Вострикова). Родилась она 3 июля 1913 года, была замужем за самым замечательным дедом в мире - Рязановым Андреем Филипповичем. Всю жизнь она прожила в Валуйском районе Белгородской области. Сначала жила в деревушке Терехово, потом, после замужества, когда построили свой дом, всем семейством переехали в Кочкино. После смерти деда в 1986 году, она осталась жить одна в своём доме. Дети уже большие были, разъехались... Где-то с 90-х годов мои родители регулярно забирали её в город к нам - пожить, отдохнуть и подлечиться. С каждым разом на всё более долгие промежутки времени, а последние шесть лет своей жизни она у нас была постоянно - слабая стала, но очень скучала она по своему хозяйству, дому, подругам. Всё время просила отвезти её домой. Мама моя и придумала её отвлечь рисованием - дала ей листики и карандаши. У меня тогда сын маленький был, тоже изучал карандашное творчество, так они с бабушкой карандашики и делили, кому-то жёлтое, кому-то зелёное. Иногда у неё заканчивались одного цвета, рисовала другими. А вообще она никогда раньше не рисовала - окончила 3 класса школы.
А умерла бабушка в марте 2007 года, тихо попрощавшись со всеми, попросив прощения и приняв извинения сама... Горько, что со временем понимаешь многое, что через терпение приходит и понимание, но всё это с запозданием, увы...»
Путь
Художницей Марфа Андреевна стала уже в пожилом возрасте - в 88 лет. Когда её забрали в город, со здоровьем стало плохо. Целыми днями она сидела на своём диванчике, уставившись в стену, и иногда начинала плакать - просилась домой, который к тому времени уже пришёл в запустение.
- Отвезите, я буду там сидеть на солнышке, сюриков своих кормить, - повторяла она. Сюриками она называла кур. О происхождении этого слова никто так и не знает.
Когда ей дали бумагу и карандаши, у Марфы Андреевны появилась цель - изо дня в день она рисовала свой скотный двор - кур, лошадей, уток. Сначала были только туловище и голова, но позже коррективы внесла вторая бабушка Ани, по маминой линии. У кур появились лапы в форме крестиков.
Среди плотного расположения кур иногда появлялись другие персонажи - то женщина с ребёнком на лошади, то старушка в фартуке. «Однажды родители видели у неё рисунки с троерукой Божьей матерью, - пишет Аня, - я не видела, не уцелели они».
Интерпретации
Критики до сих пор спорят по поводу её работ и пытаются расшифровать тайный смысл в её рисунках. Одни говорят, что рисунки похожи на календарь, другие утверждают, что это похоже на ковровый орнамент. Кто-то усматривает кладбище с системой расположения могил, а кто-то музыкальные ноты. Некоторые сравнили рисунки 88-летней бабушки с работами классика поп-арта Энди Уорхолла, где повторяющиеся одинаковые, но разноцветные мотивы покрывают всё пространство полотна.
Искусствоведы сравнили работы Марфы Андреевны с петроглифами - наскальной живописью, где основной объект изображения - животные: олени, бизоны, дикие кони.
Удивительная история белгородской художницы в очередной раз доказывает, что кризис идей заставляет искать и находить новое там, где раньше, казалось, этого найти нельзя. Всё чаще встречаются художники из глубинки со свежим, наивным взглядом на вещи.
- 2198 просмотров
Отправить комментарий