Белгород и Харьков возобновили велопробег, прерванный 70 лет назад
Белгородцы стартовали в субботу утром с Соборной площади. Их харьковские коллеги - из Лесопарка. Встреча в районе посёлка Октябрьский Белгородского района была трогательной и торжественной.
10 февраля 2011 года Федерация велоспорта Харьковской области предложила генеральному консулу РФ в Харькове Всеволоду Филиппу посодействовать в проведении 22 июня 2011 года Международной велосипедной гонки по маршруту Харьков-Белгород-Харьков, посвящённой 70-летию начала Великой Отечественной войны. Этот однодневный веломаршрут был традиционным в чемпионате Украинской ССР. В описании её проведения в 1941-м году говорится: «Старт был дан в 9.00 у центрального входа в парк им. Горького и по завершении её через 5 часов 30 минут на финише все участники соревнований узнали, что началась война». Подчёркивается тот факт, что спустя четыре года после окончания войны гонка по этому маршруту прошла всего один раз…
Памятный велопробег
Одним из первых на Соборной площади появился тренер Анатолий Афанасьевич Федоровский, который подготовил 19 мастеров велоспорта. Он работал с 1961 года во Дворце спорта «Спартак», а с 1988-го - на базе Разуменского спортивно-оздоровительного центра. В прошлом году ушёл на пенсию. Вздыхает, что после его ухода велоспортивная секция прекратила существование. И, когда узнал о готовящемся велопробеге «Харьков-Белгород-Харьков», с радостью пригласил своих бывших воспитанников в нём участвовать.
В рядах спортсменов из белгородского велоклуба «Роквелс» мы заметили двух девушек. Цепко ухватившись за руль, 14-летние Валерия Казакова и Виктория Нестерова чувствуют себя уверенно в седле своих байков, ведь уже два года они учатся велосипедному мастерству. Их руководитель, президент белгородского велоклуба «Роквелс» Николай Сергиенко перед стартом пояснял прессе:
- Правильнее называть сегодняшнее мероприятие велопробегом. Подготовка личная у каждого. Здесь есть спортивная команда, которая довольно хорошо участвует в соревнованиях. И есть ребята, которым просто нравится велосипед. Это памятный велопробег.
- В любом виде спорта важны мастера. Но для того, чтобы понять, есть ли у человека задатки стать хорошим спортсменом, его надо найти. А где ты его найдёшь, если не через массовые мероприятия? К тому же, велотуризм - это и отдых, и здоровье, - добавил заместитель начальника областного управления физкультуры, спорта и туризма Сергей Дубенцов.
В пути
Первая остановка - через сорок минут, в двенадцати километрах от Белгорода, на въезде в село Никольское. Организаторы были приятно удивлены спортивным духом участников заезда. Ещё перед стартом технический перерыв хотели сделать в посёлке Таврово-2, а это в восьми километрах от областного центра. Предполагалось, что из числа любителей появятся желающие ехать дальше на автобусе. В условиях, когда подготовка участников различна, держать спортивный темп под палящим июньским солнцем тяжело. Вопреки опасениям, Таврово все проехали с ветерком.
От Соборной площади Белгорода до намеченного места встречи украинской и российской команд на повороте в посёлок Октябрьский белгородские велосипедисты добрались меньше чем за два часа. Но ещё столько же времени ждали прибытия харьковской стороны. Украинские спортсмены на равных правах со всеми проходили границу…
Встреча с историей
Но вот сине-жёлтое полотнище флага Украины мелькнуло на горизонте. Белгородцы оседлали своих велоконей. Под всеобщее ликование команды соединились в общую группу и отправились к финишу - аллее Памяти в посёлке Октябрьский, месту возложения цветов к памятнику погибшим воинам.
- Сегодня, проводя это мероприятие, мы чтим память погибших в борьбе с фашизмом и возрождаем славную традицию велогонки между Харьковом и Белгородом, - сказал, выступая на митинге, начальник областного управления физкультуры, спорта и туризма Олег Сердюков. - Мы сделаем всё возможное, чтобы спортивное сотрудничество между нашими народами продолжалось.
В Октябрьском спортсмены чествовали особого гостя. На встречу приехал Юрий Михайлович Робак, судья велогонки 1941 года. Отслужив с начала войны 26 лет в армии, ушёл в отставку в звании майора. Сопровождаемый велосипедистами обеих делегаций, Юрий Робак шёл по аллее Памяти на митинг и рассказывал всем, кто был рядом:
- В первый день соревнований гонки должны были быть на гоночных и на дорожных велосипедах. Дорожные ехали дистанцию сто километров и поворачивали, не доезжая пятидесяти километров до Белгорода. А гоночные ехали сто сорок - до окраины Белгорода и разворачивались. Утром стартовали и не знали, что началась война. Ехали, всё было хорошо, а приехали - война. Когда финишировали, уже и публики не было - только судьи стояли…
Юрий Михайлович сказал, что очень рад сегодняшнему велопробегу, потому что до войны харьковчане и белгородцы часто проводили шоссейные гонки «Харьков - Белгород - Харьков». Ну, а после войны как-то не получалось…
На одном из сайтов любителей велоспорта (http://www.odessitclub.org) мы нашли воспоминания участника той исторической гонки, одессита Михаила Рыбальченко: «22 июня 1941 года в Харькове в 8 часов утра был дан старт велосипедной гонке «Харьков - Белгород». Первенство Украины среди гонщиков-шоссевиков. Стартовало более 100 лучших велосипедистов республики. В том числе и я. В Белгороде - поворотный пункт. Финиш - в Харькове.
День был обычный, летний. Ничего плохого не предвиделось. Судьи заняли свои места в автомашинах. Тренеры команд с волнением наблюдали за ходом соревнования. Где-то спустя 15- 20 километров после поворотного пункта я уже оказался в одиночестве, всё время увеличивая просвет между мною и головной группой преследовавших меня велосипедистов.
Под самым Харьковом, когда до финиша оставалось километров двадцать, - прокол. Только окончил замену шины, как подъехала автомашина с судьями и журналистами. Их лица были взволнованны. Почему-то они не спешили сообщить о ходе гонки и моём отрыве, а немного помолчав, сообщили ужасную новость: война!
На финише было уже не до соревнований. Все встревожены, растеряны. На окнах клеили бумажные кресты, полоски. Для меня это был последний старт. Без финиша. Теперь - домой! Скорее домой!..»
Для спорта нет границ
- Гонка на сто пятьдесят километров проводилась ежегодно в календаре Украинской ССР с 1929 года, - рассказал член харьковской областной федерации велосипедного спорта Сергей Полешко. - Стартовали около парка Горького и разворачивались в Белгороде - в районе нынешней автобусной остановки «Родина». Прерванная войной в 1941 году, гонка возобновилась в 1945-м. И проводилась до создания Белгородской области. А сейчас мы решили возобновить гонку «Харьков - Белгород - Харьков», но уже с пересечением государственной границы двух стран. А поскольку на границе свои сложности, в этом году решили ограничиться велопробегом, чтобы выявить все нюансы, оценить обстановку на трассе, как правильно пройти таможенный контроль, чтобы граница была такой, как при украинско-польской гонке «Львов-Познань-Львов». Там заранее сдаются декларации, определяются составы команд. И граница «от-кры-ва-ет-ся», граница «про-ле-та-ет-ся»!..
- Считаю, границы между нами нет, - это говорит уже другой участник велопробега, церковный староста харьковского Успенского собора Дмитрий Чалый. Постоянный участник крестных ходов признаётся, что и в Белгород с иконами хаживал. - Братские народы мы не формально. Мы духовную связь имеем как люди православные. Поэтому как домой сюда приезжаю. Ведь Белгород и Харьков до революции были единой епархией…
- Комментировать
- 2217 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад