Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Художественный руководитель и директор Белгородской государственной филармонии Иван Трунов: Я мечтаю, чтобы творческий процесс разгорался только ярче

Художественный руководитель и директор Белгородской государственной филармонии Иван ТРУНОВ: Я мечтаю, чтобы творческий процесс разгорался только ярчеБез его участия не обходится в нашей области ни один филармонический концерт, музыкальный фестиваль, большинство массовых праздников вот уже многие годы. Правда, сам он при этом остаётся как бы «за кадром», в тени действующих лиц и исполнителей. Тем не менее, имя его хорошо известно белгородцам. И не только белгородцам. Сегодня мы беседуем с заслуженным деятелем искусств России, художественным руководителем и директором Белгородской государственной филармонии Иваном ТРУНОВЫМ. Он - единственный в современной России, кто остаётся в руководстве филармонией почти сорок лет.

- Иван Григорьевич, а вы знаете, что в последнее время многие белгородцы обижаются на филармонию?

- Это в каком смысле?

- В самом прямом. Сетуют, что недавно открывшийся органный зал такой маленький. Всего на 180 мест. Попасть на концерт - проблема.

- Ах, это! Да, такая проблема пока действительно есть. Но именно пока. Ведь сейчас большинство стремится попасть на концерт скорее из любопытства. Просто они никогда не слышали живого органа. Но пройдёт какое-то время, и ажиотаж поутихнет. Конечно, хотелось, чтобы зал был побольше. Однако надо исходить из того, что есть. Многие куда более крупные города не могут позволить себе подобной роскоши. Органа нет ни в Курске, ни в Орле, ни в Туле… Даже в Воронеже, который скоро станет городом-миллионником его тоже нет. И, насколько мне известно, в ближайшее время не предвидится.

А что касается количества мест в нашем органном зале, то их не 180, а больше. Мы пошли навстречу пожеланиям публики и оборудовали на балконе дополнительные ряды кресел. Надеюсь, теперь обиженных будет хоть чуть-чуть меньше. Тем более, что для пенсионеров, инвалидов, некоторых других категорий граждан предусмотрены значительные скидки на билеты.

И не только в органный зал. На концертах симфонического оркестра, духового, эстрадно-джазового, оркестра народных инструментов, камерного хора, на вечерах вокальной музыки тоже нет недостатка в слушателях. А уж когда приезжают такие исполнители, как Денис Мацуев или «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова, люди спрашивают «лишний билетик» ещё на подступах к филармонии. И дело даже не в «звёздности» имён. А в том, что у нас сформировалась постоянная музыкальная публика. Сейчас кажется, что по-другому и быть не могло. Но ведь было!

Я хорошо помню, когда на концертах гениального Святослава Рихтера или не менее гениального Игоря Ойстраха были свободные места. И позже, когда мы начали проводить вечера симфонической музыки, я чуть ли не каждого зрителя, пришедшего на концерт, знал в лицо. И очень переживал: а вдруг слушателей в зале окажется меньше, чем музыкантов на сцене. Иногда случалось и такое. Но мы не отменили ни одного выступления. И всегда верили, что у нас обязательно будет своя публика. И будет не камерный, а полноценный симфонический оркестр - лучший в Центральном Черноземье. Меня тогда многие называли авантюристом. А я не обижался. Авантюрист так авантюрист.

Главное, что сама жизнь доказала, что и, казалось бы, самое невозможное возможно. Первоначально в оркестре было всего 30 человек. И чуть ли не половина - харьковчане, которых мы специально приглашали поиграть с нашими исполнителями, поскольку своих не хватало. Сегодня - в симфоническом коллективе 108 музыкантов. Примерно столько же, сколько в лучших столичных филармонических оркестрах. И наш оркестр в состоянии взять для исполнения самое сложное произведение. А работать с ним почитают за честь звёзды российского и западного исполнительского искусства. Не случайно в 2010 году Белгородский симфонический оркестр стал лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства, был приглашён в Москву для участия в фестивале «Панорама музыки России», посвящённом 50-летию Союза композиторов. Тогда же нашей филармонии был присвоен статус «Национальное достояние» и присуждена международная общественная премия «Виват, маэстро!».

- Я понимаю, что об успехах филармонии, её творческих коллективах, солистах вы можете говорить бесконечно. Но было бы интересно узнать, как вы сами пришли в музыку? Родители имели к ней какое-то отношение?

- Профессионально никакого. Мы жили в селе Вязовое под Прохоровкой. Папа был лесником, мама работала в колхозе, но оба очень любили петь. Мама даже ходила за несколько километров в соседнее село и почти до 70 лет пела в церковном хоре. Голос у неё был удивительный! Видимо, какие-то музыкальные гены передались и мне. Во втором классе я сам научился играть на гармошке, а когда стал постарше, родители купили мне баян. Для нашей семьи это было настоящее событие. Как говорит моя жена Татьяна: «Твой путь - от баяна до органа».

- Но баян уже осваивали в музыкальной школе?

- Да что вы! Всё сам. Какая музыкальная школа в послевоенной деревне! Сплошная нищета. Мне кажется, я и ел-то досыта только на свадьбах, куда меня приглашали, как гармониста. Лет с десяти, наверное. Иногда даже какую-то копеечку давали, но чаще - просто кормили. В общем, хорошая школа жизни была. Конечно, мне хотелось поступить в музучилище. Но как, если я не то что начального музыкального образования не имел, а и нотной грамоты не знал. И вдруг приезжает из Курска старшая сестра и говорит: «У нас в педучилище музыкальное отделение открыли. Может, поедешь - покажешься». Я показался. И видимо, чем-то «зацепил» преподавателей из приёмной комиссии.

Меня взяли в группу дирижёров-хоровиков с условием, что к концу семестра выучу нотную грамоту. И я выучил. А училище закончил с отличием сразу по двум специальностям: как хоровик и как баянист. Отслужил в армии и с лёгкостью поступил в Донецкий музыкально-педагогический институт. Там и со своей будущей женой познакомился.

- Татьяна Валерьевна такая красавица, из интеллигентной семьи, мама - известный на всю Украину хореограф, а вы простой сельский парень. Как же вам удалось покорить её сердце?

- Сам удивляюсь. За ней ребята со всех курсов ухаживали. Вместе с нами учился Евгений Мартынов. Помните его песни «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Баллада о матери»… Так вот, когда он уже в зените славы приезжал в Белгород на концерты, всегда вспоминал, как был по уши влюблён в Татьяну. Но я всех отбил. Увидел её в первый раз и сразу решил: будет моя! Вместе мы уже более сорока лет и до сих пор не надоели друг другу.

- А в Белгороде вы сразу начали работать в филармонии?

- Нет, начинал я преподавателем музучилища. И тогда же создал хор при городском управлении культуры, о котором сразу заговорили. Ни один праздничный концерт без него не обходился. И всё бы хорошо, но у нас не было никаких перспектив на квартиру. Снимали угол у хозяйки, а уже старшая дочь родилась. Помыкались мы так какое-то время и решили ехать в Херсон, где у тёщи была большая квартира в центре города.

Начали даже вещи собирать. И вдруг приходит ко мне в училище незнакомый мужчина со звездой Героя Социалистического Труда на груди. Я ещё подумал, надо же дети каких родителей у нас учатся. А оказалось, что это председатель колхоза имени Фрунзе Василий Яковлевич Горин. Приехал меня «сватать», чтобы я хор в Бессоновке создал. «Мы, - говорит, - и дом тебе дадим, и в зарплате не обидим». Я еле конца занятий дождался, прибежал домой, рассказываю жене, а она смеётся: «Пока ты обдумывал, меня секретарь парткома успел в Бессоновку свозить и три дома на выбор показал!»

Как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын. Проходит буквально несколько дней, и меня вызывает секретарь обкома партии с предложением стать художественным руководителем Белгородской филармонии. И квартиру обещает в городе через месяц. Я подумал немного и согласился. Но хор в Бессоновке всё-таки создал и руководил им 18 лет. И все эти годы Василий Яковлевич присылал за мной машину. Тогда же в колхозе имени Фрунзе Борис Горюнов организовал оркестр народных инструментов, а Александр Глуцкий - хореографический коллектив. Со временем мы объединились в ансамбль песни и танца. И объехали с ним пол-Европы, а уж в Москве на ВДНХ - каждый год выступали.

- Иван Григорьевич, а помните свой первый рабочий день в филармонии?

- Ещё бы не помнить! Не успел прийти, как тут же вызвали в кабинет директора. Я решил, что на совещание: прихватил блокнот с набросками плана будущей работы. Зашёл и обомлел: сидит директор, его заместитель, администратор, а на столе две бутылки водки и четыре пирожка. Надо, говорят, пройти боевое крещение, наливают полный гранёный стакан и смотрят с усмешкой. Для меня это, конечно, многовато было. Но выпил и, как видите, до сих пор жив-здоров.

А испытаний и потом хватало. У филармонии ведь даже помещения своего не было. Арендовали несколько комнат в административном здании пивзавода, где до нас располагался театр кукол, а ещё раньше - музыкальное училище. И, видимо, мы им были, как кость в горле, вот они и решили нас выжить. И воду отключали, и отопление. Я всю зиму тулуп в кабинете не снимал. А сколько мы по области ездили, по 70-80 концертов давали. И где! На полевых станах, фермах, заводах, в рабочих общежитиях… С одной стороны - вроде как и неплохо, ближе к людям. С другой - профанация. Музыка ведь это высокое искусство, а высокое искусство должно быть на пьедестале: Моцарта, Баха, Чайковского, Рахманинова… надо слушать в атмосфере красоты и гармонии. Тогда это будет действительно праздник, а не мероприятие. Обратите внимание, что сейчас, когда филармония стала настоящим Дворцом музыки, никто не позволяет себе прийти на концерт в грязных сапогах или спортивном костюме. Все стараются одеться покрасивее, вести себя благородно. Ходить в филармонию стало престижно, несмотря на то, что есть и другие концертные площадки, где выступают в основном эстрадные знаменитости.

- А, кстати, о знаменитостях. В советские времена вся гастрольно-концертная деятельность шла только через филармонию. Кто только не побывал у нас: Высоцкий, Пугачёва, Магомаев… Звёзды первой величины классической музыки: Мстислав Растропович, Николай Петров, Андрей Эшпай, Карэн Хачатурян, Тамара Синявская… И не ограничивались одним концертом, а жили в Белгороде несколько дней, некоторые выезжали и в районы. То есть у вас была возможность общаться с ними достаточно близко. Кого вы вспоминаете с особым теплом или уважением?

- С Высоцким, к сожалению, пообщаться почти не пришлось. У него был такой сумасшедший график (по четыре-пять концертов в день!), какие уж там разговоры. Всегда уважал Иосифа Кобзона. А к общению с представителями шоу-бизнеса я сам не очень стремился. И не потому, что не уважал их. Просто меня всегда интересовала другая музыка, другой масштаб личности, культуры. Вспоминаю, например, встречи с Юрием Васильевичем Силантьевым и душа переполняется восторгом.

Дирижёр от Бога, великий музыкант - какой коллектив сумел создать! Лучшего эстрадно-симфонического оркестра я, пожалуй, и не припомню. А однажды он приехал к нам с замечательными композиторами: Владимиром Шаинским, Арно Бабаджаняном, Яном Френкелем… Казалось бы, и они в основном писали для эстрады, но что ни песня - маленький шедевр.

Такие мелодии невозможно забыть, сколько бы лет ни прошло. Живые классики песенного жанра. И при этом никакого зазнайства, очень милые, интеллигентные люди, с прекрасно развитым чувством юмора. С Ириной Константиновной Архиповой - примадонной всех оперных сцен мира тоже можно было не только интересно поговорить на высокие темы, но и от души посмеяться. А каким непревзойдённым рассказчиком был Махмуд Эсамбаев. Вот его я не просто любил - обожал! И он называл меня своим братом, несмотря на то что я русский. То, что Махмуд делал на сцене, иначе как фантастикой не назовёшь. Он вообще был космической личностью во всём. К примеру, никогда не позволял накрывать для себя столы после концертов. Все застолья с огромным числом гостей устраивал только сам, привозил какие-то диковинные деликатесы, редкие вина, фрукты… Многие удивлялись, зачем проявлять такую щедрость к не самым близким людям. А он не мог по-другому. Просто хотел, чтобы и в зале, и за столом был настоящий праздник. И чтобы всем было хорошо.

- Иван Григорьевич, а в вашей жизни есть какие-нибудь увлечения, кроме музыки?

- Увлечения? Да, пожалуй, и нет. Я не рыбак, не охотник, не кинолюбитель, не коллекционер… Но одна страсть у меня всё-таки есть. Люблю работать на даче. Готов часами копать, поливать, наблюдать за жизнью растений, собирать урожай… Могу так увлечься, что забуду поесть. Мне, кажется, если бы я не стал музыкантом - выбрал бы какую-нибудь профессию, связанную с земледелием. Всё-таки я крестьянский сын и никогда не стеснялся своих корней. Я и внука приохотил к работе на участке. Артуру всего четыре года, но он уже и лопатой орудует, и воду носит…

- А с музыкой в каких отношениях?

- Музыкальные способности у него, безусловно, есть. Любую мелодию может повторить, да так чисто! А вот к роялю - близко не подходит. Но мы и не настаиваем. На примере старшей дочери убедились, что когда насильно - ничего хорошего не получится. Зато младшую дочь Лизу - маму Артура - от инструмента было не оторвать. Совсем маленькой она стала участвовать в конкурсах и завоёвывать свои первые победы. Сейчас закончила Московскую консерваторию, работает концертмейстером в «Гнесинке», играет в Государственном камерном оркестре России под управлением блестящего музыканта Алексея Уткина.

- Меньше всего вас можно назвать мечтателем, ведь вы привыкли не мечтать, а действовать и добиваться. Ещё лет двадцать назад трудно было поверить, что в филармонии появятся такие замечательные творческие коллективы, что наши вокалисты будут побеждать на международных конкурсах в Италии, Англии, Германии, Болгарии… Что когда-нибудь в Белгороде распахнёт свои двери прекрасный Дворец музыки, зазвучит орган… Какие теперь планы на будущее?

- Планов - громадьё. Но мне бы не хотелось, чтобы кто-то подумал, будто все успехи филармонии - заслуга одного Ивана Григорьевича Трунова. Без деятельной поддержки губернатора, правительства области, управления культуры, коллег-единомышленников вряд ли я добился бы столь многого, будь хоть семи пядей во лбу. И если я теперь о чём и мечтаю, то, чтобы все коллективы поднялись на новый качественный уровень и стали известны всей России, чтобы творческий процесс разгорался только ярче. А слушатели никогда не уходили от нас разочарованными. И пусть да здравствует «одна святая к музыке любовь!»

 

Беседовала Ольга ИСТОМИНА.
Фото Александра БАРЫШЕВА

 #

В курском костеле орган

"Органа нет ни в Курске, ни в Орле, ни в Туле… "

В курском костеле есть орган

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина