В Белгородской области продолжают звучать новые имена народных мастеров
В народной культуре Белгородчины появились новые имена народных мастеров декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. В ноябре 2012 года почётное звание «Народный мастер Белгородской области» получили 13 и подтвердили 19 народных умельцев.
Подтвердить звание
Белгородский край богат талантливыми мастерами: более двух тысяч человек занимаются художественными ремёслами. Многие из них окончили специальные учебные заведения, чтобы стать профессиональными мастерами, но значительная часть - талантливые самоучки. Отсутствие специального образования не помешало им добиться больших высот в творчестве, стать членами Союза художников России.
Например, Юлия Сергиева из Старого Оскола известна как создатель уникальной техники лоскутной живописи. А Корнелия Шепеленко из Грайворона, в прошлом получившая специальность газоэлектросварщика, одной из первых стала народным мастером изготовления уникальных кукол в смешанной технике (полимерная глина и текстиль). И таких примеров очень много. Своё мастерство наши умельцы стараются передать молодому поколению, обучая ребят в домах ремёсел и домах мастера, которых в целом в области уже 160.
Творческие работы мастеров можно увидеть в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества, белгородских музеях, на выставках декоративно-прикладного творчества и фестивалях (традиционные областные выставки «Живёт в народе красота», фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень», фестиваль фольклора «Лето красное», конкурс «Белгородский сувенир» - так называемые смотры достижений самодеятельного рукотворного искусства). А также на мастер-классах по народным художественным ремёслам, в сувенирных лавках области, частных коллекциях в России и за рубежом.
Для того чтобы получить или подтвердить звание «народный», мастер в своих изделиях должен сохранять основы традиционного мастерства (технологию, художественно-технические приёмы), регулярно участвовать в выставках, показах изделий народных художественных ремёсел, иметь учеников и, конечно, не снижать художественный уровень и качество изделия в сравнении с ранее созданным образцом. В этом году 20 мастеров подали заявки на соискание звания и 20 - на подтверждение (это те мастера, которые заслужили право называться народными в 2009 году, а теперь, через три года, подтверждают это высокое звание). По этому случаю в Белгородском государственном центре народного творчества в сентябре впервые была открыта первая областная выставка, где экспонировались изделия мастеров-соискателей почётного звания и мастеров, подтверждающих это звание.
Золотой фонд
Большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства нашей области продолжают вносить мастера Старого Оскола - там, как нигде в Белгородской области, работают четыре крупных объединения мастеров. В этом году в «золотом фонде народных мастеров» Старого Оскола появилось ещё два народных мастера: мастер лоскутного шитья Лариса Шаталова и мастер росписи по металлу Ирина Шаповалова.
Лариса Шаталова впервые заявила о себе в 2010 году, когда представила панно «Цветные сны» на VIII всероссийском фестивале «Лоскутная мозаика России» в Иваново и получила диплом лауреата.
- Сюжеты для работ мне подсказывает красота родного края, местный колорит, - признаётся мастерица.
Она создаёт орнаментальные работы в стиле «пэчворк», характерные для народной традиции. Пэчворк - техника лоскутного шитья, суть которой в том, что по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани. Искусный подбор лоскутов, позитивное цветовое решение придают работам нарядность, праздничность.
Мастерица смело работает с цветовой гаммой и нашла свой почерк в традиционных техниках: «русский квадрат», «полоска», «колодец» и «треугольник», использует в своих работах и современную технику лоскутного шитья - «ляпочиха», «пицца», «аппликация», «синель». В коллекции сумок «Времена года» мастер смело смешала традиционную и современную техники. Каждое изделие - изысканно, индивидуально и неповторимо. Её панно, женские сумки, коллекция традиционных народных костюмов из восьми ансамблей «Параскева» получили высокую оценку на городских, областных, всероссийских и международных выставках, конкурсах и фестивалях.
- «Параскева» в переводе с греческого означает «Пятница». Таким именем нарекли в III веке святую мученицу Параскеву, она считается целительницей людей от тяжёлых душевных и телесных недугов. Для создания этой коллекции я изучала историю, культуру и традиции Белгородского и Воронежского регионов, побывала в Белгородском государственном музее народной культуры, в Воронежском художественном музее им. Крамского, Курском краеведческом музее. И там я ознакомилась с русским народным костюмом, сделала зарисовки, эскизы, - рассказала Лариса Шаталова о том, как появилась на свет её «Параскева».
Работы мастера росписи по металлу Ирины Шаповаловой - яркий пример традиционной уральской лаковой росписи. Мастерица владеет всеми направлениями в уральской лаковой росписи: по металлу и дереву, также пробует расписывать стекло, ткань и предметы интерьера. Удивительные цветочные композиции, орнаментальные рисунки на металлических подносах, расписанных маслом, притягивают изящными линиями, тонкостью письма, удачно подобранными цветовыми сочетаниями. Подносы Ирины Шаповаловой хранятся в Белгородском краеведческом музее, в фондах Старооскольского художественного музея и частных коллекциях России и Италии.
Без пояса - как без креста
Ткачеством - очень редким в нынешнее время ремеслом - самостоятельно овладела мастер по ручному ткачеству поясов из Грайворона Татьяна Фесина, в прошлом - машинист башенного крана, и заслуженно получила высокое звание «народный». Татьяна Николаевна ткёт пояса разнообразным способом: на бёрдышке, на крючках или дощечках, плетёные на пальцах и игле, «в бутылку», браным способом или на сволочке. Мастерица добивается огромного разнообразия в декорировании поясов, удачно подбирает цвета нитей и узоры к поясам и ткёт их для народных коллективов Грайворонского района.
Ткать узор на ткацком стане - очень сложное занятие, требующее, прежде всего, наличия инструмента и места для его размещения.
- Чтобы оттянуть нити назад, я использую специальные дощечки - бральницы. Поэтому это ткачество так и называется - «браное», - рассказывает нам об особенностях старинного ремесла Татьяна Николаевна. - Пояса раньше ткали как приданое для невесты. А ещё с древнейших времён пояса были обязательным элементом мужского и женского костюмов. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить по деревне.
Зодчество и кружевоплетение
Александр Ерыгин, мастер по макетированию из Красногвардейского района, тоже самоучка - по специальности он электромонтёр, работал водителем «скорой помощи». Деревянным зодчеством увлекался с детства, изучал это ремесло по фотографиям и журналам. Мастер уже со званием «народный» владеет всеми техниками деревянного зодчества и щедро делится с детьми, которым он передаёт не только ремесло, но и творческое отношение к работе, прививает художественный вкус и любовь к декоративно-прикладному творчеству. Александр Ерыгин создаёт макеты известных городов-крепостей, храмов, церквей, мельниц, теремов, прежде исследуя исторический материал о могучих сооружениях русской деревянной архитектуры. Филигранная работа с древесиной, воплощение разнообразных архитектурных мотивов позволяет мастеру выводить из-под резца точные копии архитектурных ансамблей: церковь Рождества Христова, Преображенскую церковь в музее-заповеднике «Кижи», мельницу села Меняйлово Алексеевского района, церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Белгорода и другие.
Очень сложная и трудоёмкая техника - кружевоплетение на коклюшках. В этой технике смело работает мастер по кружевоплетению на коклюшках Людмила Акиньшина из Белгородского района. Она сохраняет традиции кружевоплетения и возрождает, развивает кружевной промысел. Её работы отличает особая изысканность, воздушность, ажурность. Своим изяществом, чистотой и внутренней гармонией её кружево может украсить любой наряд: от вечернего платья до летнего сарафана, в доме создаст уют и теплоту домашнего очага.
За сохранение и продолжение лучших традиций русского народа звание «Народный мастер Белгородской области» было присвоено и другим мастерам: мастеру бисероплетения Людмиле Прун (Белгород), мастеру вышивки Лидии Даренской (Шебекино), мастеру лоскутного шитья Людмиле Подгорной (пос. Ракитное), мастеру росписи по дереву Яне Рыбаковой (Новый Оскол), мастеру по изготовлению сувенирной куклы Татьяне Бредихиной (Белгород), мастеру бисероплетения Светлане Титовой (Белгород) и другим.
В начале следующего года белгородцы познакомятся с новыми народными мастерами на выставке их работ, где состоится торжественное вручение удостоверений, денежных поощрений и нагрудного знака «Народный мастер Белгородской области».
- Комментировать
- 2375 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад