В Белгороде проходит фестиваль творческих коллективов и исполнителей «Созвездие»
Давным-давно наблюдатели неба объединили яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали каждому из них своё наименование. Ещё одно уникальное созвездие, звёздная россыпь которого зажглась всего на несколько дней, вспыхнуло в Белгородской государственной филармонии. Здесь проходит корпоративный фестиваль ООО «Газпром трансгаз Москва» «Созвездие». В созвездии талантов - лучшие творческие коллективы и исполнители из 14 регионов Центрального федерального округа. Три возрастные категории: от 5 до 10 лет, от 11 до 16, от 17 и старше. Четыре номинации: «Хореография (современная, народная, бальная)», «Вокал (академический, эстрадный, народный)», «Инструментальный жанр», «Оригинальный жанр». Четыре мастер-класса от заслуженных деятелей искусства и культуры: Натальи Банновой, Гюзель Апанаевой, Семёна Мильштейна, Марины Полтевой... Уже сегодня станет известно, кто на этом «звёздном небосводе» засиял ярче других.
Моисеевская традиция
Субботнее утро. В Белгородской государственной филармонии на удивление оживлённо. Завтра - открытие фестиваля. Потому в самом разгаре репетиции, а для некоторых участников - приятный подарок: мастер-классы от народной артистки России, директора школы-студии (училища) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева Гюзель Апанаевой и певицы, лауреата международных конкурсов, педагога по вокалу Марины Полтевой.
...Она пришла в зал немного раньше положенного времени.
- Здесь очень душно. Парням и девушкам будет сложно заниматься, - заботливо произнесла Гюзель Апанаева. - Откроем окна или включим кондиционер. Подождём немного. Пусть станет немного прохладнее.
И пока участники белгородского ансамбля русского танца «Былина» (в этот день мастер-класс Гюзель Апанаевой посчастливилось посетить и московскому ансамблю «Алания») терпеливо ждали в холле, Гюзель Махмудовна, не обращая внимание на духоту, порхала как бабочка по хореографическому залу, показывая элементы народных танцев и в перерывах давая указания организаторам фестиваля, какую музыкальную композицию потребуется сыграть под то или иное упражнение.
- Можно? - робко заглянув в зал, произнёс один из участников коллектива, которому явно не терпелось поскорее познакомиться с народной артисткой России, директором школы-студии при ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева. Того самого Игоря Моисеева - основоположника особого жанра в хореографическом искусстве, доведшего народный танец до совершенства и поставившего его в один ряд с балетной классикой.
Гюзель Апанаева была ведущей солисткой знаменитого моисеевского ансамбля. Танцевала в нём 34 года. Как говорят сейчас, прошла славный «моисеевский путь». В её репертуаре было более тридцати сольных номеров. Некоторые принадлежали только ей: «На катке», «Добрый охотник», «Ночь на Лысой горе», «Спартак», «Вечер в таверне»... Игорь Моисеев ставил их именно «на неё».
Как театр начинается с вешалки, так и урок танца начинается с поклона.
- Шаг в сторону. Раз. Ручку вытянули. Колени согнули, немного наклонились и присели, - медленно показывая каждое движение, начала занятие Гюзель Махмудовна.
Словно на одном дыхании пролетело несколько часов. Каждое слово, каждый новый жест, каждое движение опытного мастера классического и народного танца и её совет встречались с восторгом. Участники коллективов с удовольствием повторяли танцевальные элементы: поклон, верёвочки, ковырялочку, дроби, бегунок, прыжки... Позабавил их «бег футболиста» - быстрый бег на месте с высоким подниманием бедра. Забава забавой, но это специальная тактика. Помогает при тренировке лёгкости, быстроты и выносливости танцоров.
- Элементы должны получаться такими изящными, чтобы фотографам не приходилось ничего поправлять в фотошопе, - взглянув на снимающих мастер-класс фотографов, с улыбкой продолжала делиться секретами хореографического искусства Гюзель Махмудовна. - Никогда не забывайте: элементы делать нужно грациозно и легко, спинку держите. Запомните: сутулая спина - старая, мёртвая. Постоянно следите за выражением лица. Улыбка не должна сходить с ваших лиц. Элементы из души должны исходить. А читаются они по образу, который вы создаёте и представляете.
...Пока участники коллективов нехотя покидали хореографический зал, корреспондент «Белгородских известий» задала несколько вопросов Гюзель Апанаевой.
- Гюзель Махмудовна, хореографическим коллективам, специализирующимся на исполнении народных танцев, в пример ставят школу Игоря Моисеева. В чём уникальность этой школы?
- Уникален сам государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, который Игорь Александрович создал в 1937 году. По образцу этого ансамбля было создано много коллективов в каждой союзной республике и во многих странах мира. Уникальность заключается в постановке, в его хореографии, в его фантазии. Поэтому школа сохраняет моисеевские традиции.
- Бытует мнение, что со временем современные танцы полностью вытеснят народные. Насколько сейчас популярны и развиты народные танцы?
- К сожалению, соглашусь, что сейчас в основном увлекаются больше современными и бальными танцами. По конкурсам я вижу, что даже номера, которые поставлены в народном ключе, говорят о том, что их хореографы, балетмейстеры зачастую беспомощны в лексике танца. Они пользуются той лексикой, которую получают из Интернета. К примеру, Игорь Александрович имел возможность ездить по всему миру и собирать материал. То есть когда мы приезжали в какую-либо страну, то знакомились с самыми известными народными коллективами и брали у них уроки. Они показывали элементы, стилистику своего танца, манеру исполнения, а иногда даже дарили нам костюмы. И уже на основе этих движений Игорь Моисеев, используя свою фантазию, ставил совершенно законченный хореографический номер. Сейчас собрать такой материал нет возможности. Потому всё становится однообразным, и народный танец меньше себя проявляет. Но несмотря на это, всё равно находятся те дети, которым интересно народное направление. А пока есть интерес, будет жить танец. Это наша история, которую мы передаём следующим поколениям.
- Вы провели сотни мастер-классов для танцевальных коллективов из разных уголков нашей страны. Как вы оцениваете уровень подготовки представших пред вами коллективов из Белгорода и Москвы?
- Оба коллектива - большие молодцы. Я видела заинтересованность в уроке. Им было интересно, и это самое главное. Хотя эти ребята многим похожи на других. К примеру (для меня это не новое открытие), когда я провожу мастер-классы и даю на них какой-то новый материал, они немного беспомощны в нём. Я отметила, что коллективы недостаточно занимаются классическим танцем. А классический танец - это основа всего.
У меня даже собака поёт!
В это же время в соседней гримёрке шёл мастер-класс по вокалу от Марины Полтевой (Кирсановой) - певицы, лауреата международных конкурсов, ученицы заслуженных артистов России Александра Градского и Юрия Олизарова. С 2009 года она возглавляет кафедру эстрадно-джазового пения в Институте современного искусства (Москва). Также известна как главный педагог по вокалу популярного телевизионного проекта «Один в один».
...Марина Владимировна вошла в класс с небольшим опозданием. Как выяснилось позже - буквально с поезда. В Белгороде она пробудет всего пару дней, а потом опять в дорогу: 26-го августа надо присутствовать на кастинге в новом вокальном проекте «Большая перемена». Времени на отдых нет: так работают профессионалы. Потому трёхчасовой мастер-класс прошёл также без единой остановки.
Первое время участники были скованны и зажаты. Это чувствовалось в их пении, поведении и не могло ускользнуть от профи. Марина Полтева же старалась раскрепостить своих подопечных и потому сама выкладывалась по полной программе: вместе с участниками пела, выполняла упражнения, аккомпанировала на фортепиано, подбадривала словами. Вскоре это принесло первые плоды: вместо одной помощницы у фортепиано стояли уже три участницы. Ещё немного - и запел весь класс. Теперь можно делать вещи и посложнее. Например, упражнения на расщепление связок или субтоновое пение.
Мы задали несколько вопросов известному педагогу.
- Ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Как вам участники?
- Мне они понравились все. Очень хорошие ребята. Глаза горели, все пели, молодцы! Я надеюсь что всё, что я им говорила сегодня, они смогут применить в своей жизни. Мне было приятно с ними поработать.
- У вас такой свободный, неформальный стиль преподавания… Это специальная методика?
- Да, это определённая игровая методика, основанная на природе голоса, природе звука. Она позволяет раскрепостить людей, снять психологические, артикуляционные, певческие зажимы. Я считаю, что по-другому преподавать и нельзя. Конечно, есть определённые моменты технической отточки репертуара, но в мастер-классе этого быть не должно. Я могла бы построить их всех и мы бы полчаса пели по нотам… Но это любой может сделать.
- С кем вам интереснее работать - с простыми людьми или со знаменитостями?
- А мне всё равно с кем работать. Но больше всего нравится работать с людьми, которых никто не учил прежде. Потому что я очень не люблю переделывать (смеется. - прим. авторов). А вообще знаменитости - они такие же люди, как и все остальные. Также боятся, переживают. Единственное, что их отличает - это огромная воля к победе, харизма, боевой настрой: сдохну - но победить должен!
- Скажите, верно ли высказывание, что «при хорошем учителе - и утюг запоёт»?
- Ну не знаю, как утюг, но собака у меня поёт - не остановишь. Садится, выстраивает голос и громко поёт. Вначале фальшиво, сейчас уже в тональности. И если она слышит, что кто-то фальшивит - рычит, огрызается. А если понравился голос - ляжет у ног, обнимет лапами и будет подпевать.
- Вы уже бывали ранее в Белгороде? Как вам наш город?
- Когда-то давно я была у вас в гостях, у меня даже есть здесь друзья, с которыми я ещё в институте училась. Посмотреть город я пока не успела - с поезда сразу на мастер-класс. Но, по-моему, всё очень здорово и красиво. Вы молодцы!
Творцы и созидатели
Большой концертный зал Белгородской государственной филармонии переполнен: тесно даже в проходе, что уж говорить о свободных местах. Все заворожённо смотрят на сцену. Здесь, на удивительном фоне звёздных россыпей, небесно красивыми кажутся выступления белгородских творческих коллективов: балета «Мариданс» и ансамб-ля песни и танца «Везелица». Вот-вот, и старт фестивалю будет дан. А пока - торжественные поздравления от представителей ООО «Газпром трансгаз Москва», мэра города Белгорода Сергея Боженова, первого заместителя губернатора Белгородской области - начальника департамента кадровой политики области Валерия Сергачёва и председателя жюри, заслуженного артиста России, члена Всемирной гильдии трубачей Семёна Мильштейна.
- Сегодня действительно замечательный день. Не просто большой конкурс - фестиваль «Созвездие». Но это ещё и сакральное действие, - обратился с приветственным словом к участникам фестиваля Валерий Сергачёв. - «Газпром трансгаз Москва» подхватило и с честью несёт знамя меценатства, поднятое в своё время такими выдающимися людьми как Морозовы, Мамонтовы, Елисеевы и многими другими русскими меценатами, которые понимали, что нельзя просто жить, обогащаясь, а необходимо, чтобы люди вокруг жили счастливо, чтобы люди творили...
Как заметил Валерий Александрович, Господь - творец. Он создал нашу землю, нас всех. Он создал то прекрасное, что есть вокруг нас. Поэтому когда человек творит, он уподобляется и приравнивается к Господу.
Семён Мильштейн был очень краток. Он сравнил «Созвездие» с новой страницей истории.
- Эту историю делаем мы здесь вместе, - говорит Семён Мильштейн. - Давайте её сделаем такой, чтобы следующие два года мы с нетерпением ждали новых встреч на этой гостеприимной белгородской земле.
Сергей Боженов в своём выступлении вспомнил другие страницы истории - историю Белгорода и подробнее остановился на развитии культуры в городе. Театры, библиотеки, музеи, многочисленные дворцы культуры, коллективы художественной самодеятельности, заслуженные артисты России... Городу поистине есть чем гордиться. Он пожелал всем конкурсантам творческих побед, отметив при этом, что болеть всё же будет за наших. Кстати, на фестивале Белгород представляют исполнитель Наталья Клокова (номинация «Академический вокал») и творческие коллективы: ансамбль русского танца «Былина», ансамбль народных инструментов «Жалейка», народный вокальный ансамбль «Поколение некст», ансамбль танца Bravissimo и эстрадная студия вокала и танца Белгородского государственного университета «31-й регион».
За минуту до выхода
До начала конкурсных выступлений всего полчаса. Откроют фестивальный день номера самых маленьких: мальчишек и девчонок в возрасте от пяти до десяти лет, за ними - конкурсанты постарше (11-16 лет).
- Самое время повторить напоследок танцевальные элементы, - дружно решают участники из Тульской области. Так уж получилось - на сцену выйдут первыми, но не теряются. Не мешкая, прямо в холле оттачивают хореографические приёмы.
Вот коллектив «Ягодка». По нарядам видно - специализируются на народных танцах.
- Какой танец репетируете? - интересуемся у маленьких ребят, раз за разом повторяющих элементы танца.
- «Калинку-малинку»! - восторженно отвечает Максим Ховрохин. 10-летний мальчишка уже два года народными танцами занимается, а вот его друг и ровесник Слава Панков - ещё с детского сада.
- Народные танцы весёлые. Мы танцуем быстрые. В них и попрыгать можно и хороводы с девчонками поводить, - рассказывает Слава. - На конкурсе мы исполним зажигательную композицию. Она даже вначале на театрализованную постановку похожа.
- Вы обязательно посмотрите наше выступление. Вам должно понравиться. Мы долго и много репетировали. И сейчас постараемся! - подхватывает разговор Максим.
Есть из кого выбрать
В возрастной категории от 11 до 16 лет было заявлено 22 номера в танцевальном, вокальном и инструментальном жанрах. Несмотря на то, что участники здесь постарше, волнения и переживаний было не меньше. Тем более, когда в жюри народные артисты, заслуженные работники культуры, преподаватели престижных вузов страны и руководители известных студий.
География участников в этот день включала Москву, Тулу, Елец, Брянск, Курск и, конечно же, Белгород. С танцевальным коллективом Bravissimo из Старого Оскола мы познакомились сразу после того, как ребята отработали номер. Раскрасневшиеся лица, стекающий пот и влажные от него волосы - вот признаки абсолютной отдачи на сцене. Старооскольцы выглядели именно так: уставшими, но довольными проделанной работой.
- Сегодня мы показывали номер «Крылья мира», это эстрадная постановка с элементами степа, - поделился один из участников коллектива Дмитрий Меренков. - Суть танца в следующем: между двумя воинственными народами назревает конфликт, который довольно быстро перетекает в войну. Разворачивается ярая сцена битвы, но в потасовку вмешиваются иные силы - мира, добра, дружелюбия. Война прекращается, все довольны и счастливы.
Вслед за танцевальными номерами на сцену вновь вышли вокалисты, а точнее, три прекрасные вокалистки из ансамбля «Лад» (Московская область). Девушки в три голоса и безо всякого музыкального сопровождения исполнили лиричную песню «Тополя».
- Мы пели а капелла, а это намного сложнее, чем под музыку, - рассказывают участницы. - Учитывая то, что наш номер был поставлен буквально за пару недель до фестиваля - была проделана громадная работа.
Когда первый конкурсный день подошёл к концу, мы расспросили председателя жюри Семёна Мильштейна о промежуточных итогах фестиваля. Увы, раскрывать секреты и называть лидеров он наотрез отказался, но несколько слов об участниках сказал: «В целом, ребята произвели хорошее впечатление. Особенно порадовали маленькие дети - у них были довольно интересные номера. Общий уровень участников неплохой, есть из кого выбрать, с кем работать. Увы, но пока никто особо не блеснул, так что и выделять никого не хочу. Посмотрим, что покажет второй день соревнований».
- Комментировать
- 2278 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад