Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Поезд памяти: из настоящего - в прошлое

ОАО «Российские железные дороги» провели акцию «Поезд памяти - 70 лет Курской битве»

Среди сотен поездов, курсирующих по железнодорожным магистралям России - пассажирских, скорых, фирменных, - есть один уникальный поезд, который отправляется в путь лишь по определённым, особенно торжественным датам. На «Поезд памяти» не продаются билеты, проехать на нём могут только особые пассажиры - ветераны железнодорожного транспорта. Когда «Поезд памяти» отправляется в путь, то его маршрут проходит по местам боевой славы Великой Отечественной войны. С 18 по 22 июля ОАО «Российские железные дороги» провели акцию «Поезд памяти - 70 лет Курской битве».

Митинг в Белгороде

Уникальный поезд отправился с Киевского вокзала города Москвы, делая остановки в Белгороде, Прохоровке, Курске. Он доставил своих пассажиров из мирного настоящего в героическое прошлое: туда, где 70 лет назад - с июля по август 1943 года - проходили кровопролитные бои на Курской дуге, где был сломан хребет фашистской машине и началось победное наступление наших войск. Огромный вклад в разгром врага в этом историческом сражении внесли железнодорожники, доставившие за те 50 дней, сколько длилась Курская битва, более трёхсот тысяч вагонов с войсками, техникой и снаряжением. Спустя 70 лет об этих событиях вспоминали вновь и вновь.
Маршем духового оркестра, цветами, хлебом-солью и песенной здравицей встречали на вокзале Белгорода дорогих гостей. На «Поезде памяти» из Москвы прибыли 150 человек -представители ветеранских и общественных организаций Московской и Приволжской железных дорог, к ним присоединились 30 человек с Юго-Восточной железной дороги, в поездку ветераны пригласили молодое поколение - активистов молодёжных организаций.

Конечно, неумолимое время вносит свои коррективы в организацию акции «Поезд памяти». Пять лет назад, когда формировался подобный состав к 65-летию Курской битвы, в нём было 34 участника сражения, сегодня, к сожалению, смог приехать лишь один ветеран-железнодорожник - Борис Егоров, принимавший участие в освобождении Белгорода.

Со словами приветствия к ветеранам-железнодорожникам обратился и.о. заместителя начальника дороги по территориальному управлению ЮВЖД Юрий Жуков. Он отметил, какой огромный вклад внесли железнодорожники в исход сражения, равного которому не знает история, и пожелал гостям хорошо провести время на белгородской земле. На митинге выступил руководитель волгоградской делегации, первый заместитель председателя областного совета ветеранов Вооружённых сил и правоохранительных органов Юрий Торгашов. Сравнивая два величайших сражения - Сталинградскую и Курскую битвы, он подчеркнул особую историческую миссию городов, где проходили сражения. Юрий Торгашов - «дитя Сталинграда», на его глазах проходили события тех далёких дней, в раннем возрасте ему довелось пережить бомбёжки, страх и голод. Волгоградские ветераны проводят большую воспитательно-патриотическую работу с учащимися, чтобы подвиг народа не был забыт. Вот и в эту поездку они взяли с собой школьников, а белгородской ветеранской организации железнодорожников Юрий Торгашов преподнёс в дар энциклопедию Сталинградской битвы, уникальное издание, выпущенное к 70-летию разгрома фашистов под Сталинградом.

Железнодорожники внесли огромный вклад в победу над фашистами. В условиях военного времени они выполняли свой долг, вели составы с военной техникой, боеприпасами и воинскими подразделениями на передовые позиции, приближая победу.

- Более 284 тысяч железнодорожников были награждены орденами и медалями в годы войны, а 155 железнодорожникам в ноябре 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического труда, - сказал председатель центрального совета ветеранов ОАО «РЖД» Николай Гром.
От имени всех участников «Поезда памяти» он поблагодарил руководство компании ОАО «РЖД» и руководителей ЮВЖД за организацию поездки.

Я город не узнаю…

Грандиозное сражение, развернувшееся вокруг Курска, Белгорода и Орла, по замыслу Гитлера должно было истощить и обескровить людские и технические ресурсы нашей армии и нанести ей максимальный урон. Но это были уже не те летние кампании 1941 и 1942 годов, когда превосходство в технике было на стороне врага. К лету 1943 года Советская армия получила мощное перевооружение, пополнилась людьми и новой техникой, танковый парк был доукомплектован чудом того времени - танком Т-34. 12 июля 1943 года прошло историческое танковое сражение на Прохоровском поле, а 19 июля наступил поворотный момент Курской битвы - операция «Цитадель» потерпела крах. В сражение был введён Степной фронт Ивана Конева, и к 23 июля наши войска заняли те позиции, на которых они располагались до начала Курской битвы. В конце июля начались наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев», в ходе которых были освобождены города Орёл и Белгород.

Освобождал наш город и участник акции «Поезд памяти» Борис Фёдорович Егоров. Тогда, в августе 1943 года, он был молоденьким лейтенантом и воевал в составе 93-й гвардейской краснознамённой, четырежды орденоносной Харьковской стрелковой дивизии, которая вошла в Белгород со стороны Чернянки.

- Наш 285-й гвардейский стрелковый полк вёл бои в районе кирпичного завода Белгорода. Освободив город, мы двинулись на Харьков. Но 19 августа 1943 года меня тяжело ранило, и я попал в госпиталь, - вспоминает Борис Егоров. - Белгород тогда был полностью разрушен. Люди были измучены войной и голодом. Сегодня - это прекрасный, современный город, здесь живут замечательные люди. Здесь свято чтут память о событиях минувших лет, с почтением и заботой относятся к ветеранам войны.

На войне Борис Фёдорович Егоров был трижды ранен, один раз тяжело, лечился в госпиталях и снова возвращался в строй. За боевые подвиги награждён орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны II и III степеней. После войны Борис Егоров работал на железной дороге, на лацкане его пиджака есть значок о высшем профессиональном образовании. Сейчас он живёт в Москве, увлекается садоводством, с удовольствием проводит время на даче. Ещё Борис Фёдорович вывел формулу долголетия, по его убеждению, ежедневные гимнастика и массаж укрепляют здоровье.

Гудок из прошлого

В Белгороде для ветеранов-железнодорожников была организована обширная программа. На комфортабельных автобусах они совершили экскурсию по областному центру, возложили цветы к памятникам полководцам Николаю Ватутину, Георгию Жукову и Ивану Коневу. Посетили музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление», здесь ознакомились с выставкой, приуроченной к юбилейной дате, и посмотрели фильм о Курской битве.

Пока участники «Поезда памяти» совершали экскурсию по городу, на вокзале происходило другое важное действо, которое привлекло внимание отъезжающих пассажиров: у «Поезда памяти» поменялась тяга. Вместо современного тепловоза к нему прицепили паровоз серии «Л», или как его любовно называют железнодорожники «лебедянка». И сразу ретро-поезд стал героем дня. Пассажиры, спешащие к своим поездам, останавливались, чтобы сфотографироваться у паровоза. На перроне потянуло угольком, а уж когда паровоз подал гудок, и вовсе возникло ощущение смены времени, словно все мы в одночасье оказались в прошлом веке, откуда родом паровоз. Этот паровоз с номером 0022 был произведён на Коломенском заводе им. Куйбышева в 1946 году и сейчас является единственным рабочим паровозом этой серии на ЮВЖД.

Благодаря заботе и уходу специалистов паровоз прекрасно сохранился, недавно прошёл капитальный ремонт в специализированном депо на Северо-Кавказской железной дороге и стал как новенький.

- Наш паровоз - единственный на Юго-Восточной магистрали, который используется, чтобы придать особую торжественность моменту, - говорит машинист паровоза, железнодорожник с 40-летним опытом работы Александр Гладышев, - вот сейчас подцепят к нему десять вагонов и двинемся в путь, со скоростью 50 км в час.

Вместе с ним «Поезд памяти» поведут кочегар Николай Вобликов и помощник машиниста Игорь Сергеев, для него, кстати, это первая поездка на паровозе, поэтому он слегка волнуется. Конечно, это ответственная миссия, признаются машинисты, но они готовы выполнить задание, тем более, что Александр Гладышев уже вёл паровоз, когда подобные акции были приурочены к 60-й и 65-й годовщинам Курской битвы. К слову сказать, волнение испытывает не только локомотивная бригада, и проводники поезда понимают, какая на них возложена ответственная миссия. Вера Седова - проводник первого вагона, к которому подцепили паровоз, впервые принимает участие в этой акции. По её словам, в эту поездку отбирались только лучшие проводники, проработавшие в компании «РЖД» не менее десяти лет. И обслуживание, и питание в этом поезде организовано на высшем уровне.

Подвиг бронепоезда

Через несколько минут паровоз издал характерный гудок и двинулся в сторону Прохоровки, сделав остановку на станции Сажное, где установлена мемориальная доска в память о боях, которые вёл в этом районе бронепоезд «Московский метрополитен», участвовавший в оборонительных боях на Курской дуге. В течение трёх суток - с 5 по 7 июля 1943 года - бронепоезд отражал попытки противника перерезать железнодорожную линию Белгород - Курск в районе станций Сажное, Беленихино и Гостищево. Фактически экипаж бронепоезда прикрывал 20-километровый участок обороны. Как следует из данных экспозиции музея «Курская битва. Белгородское направление», других регулярных частей Красной армии в этом районе не было: «Участок железнодорожной линии Белгород - Курск, где сражался бронепоезд, остался чуть ли не единственным не перерезанным наступающими немецкими войсками, что дало возможность перебросить из района Воронежа в район Курской битвы стратегический резерв, который во многом и решил исход сражения».

Здесь участники акции «Поезд памяти» возложили цветы к мемориальной доске, почтив память легендарных железнодорожников, сложивших головы на этой земле.

Над полем боя - тишина

В Прохоровке дорогих гостей встречали с песнями. Школьники преподнесли ветеранам букеты полевых цветов. А затем на перроне вокзала состоялся торжественный митинг и концерт. Со словами приветствия к участникам акции обратилась заместитель главы администрации Прохоровского района по социально-культурному развитию Светлана Наплёкова.

Председатель совета ветеранов ЮВЖД Павел Прищепин отметил вклад железнодорожников в исход Курской битвы и ещё раз напомнил, что тысячи железнодорожников, рискуя жизнями, обеспечивали бесперебойное снабжение военных грузов, участвовали в восстановлении разрушенных участков и строительстве новых железнодорожных линий. Неслучайно, отметил он, в этой акции наряду с ветеранами принимают участие и представители молодёжных организаций. Наши дети должны быть достойными продолжателями дел старшего поколения.

Когда уйдут ветераны, свидетели и очевидцы тех событий, молодёжи предстоит сохранить память и не допустить, чтобы история была переписана. Сейчас уже происходит подобное, в сети Интернет немало информации, умаляющей заслуги Советской армии в истории Великой Отечественной войны.

К счастью, среди подрастающего поколения немало умных и патриотически мыслящих молодых людей. Как большую награду приняли приглашение проехать на «Поезде памяти» по местам боевой славы члены детской общественной организации «Магистраль» Александр Попов и Владислав Коростелёв из воронежской школы № 40. Детская общественная организация «Магистраль» курируется ЮВЖД, и ребята со школьной скамьи ориентированы на получение профессий, связанных с железной дорогой. За активную общественную работу Александр и Владислав были поощрены этой поездкой.

- Представители военного поколения - необыкновенные люди, - говорят ребята. - Несмотря на возраст, они полны энергии, у них очень мощный дух. Знаете, вчера вечером в вагоне они пели песни под гармошку, у нас аж мурашки побежали по коже. Вдруг на секунду показалось, что это нас провожают на фронт. Ведь в те роковые годы им было почти столько лет, сколько и нам сейчас. Страшно даже представить себя на их месте, а они воевали, погибали… Все участники Великой Отечественной войны - герои, на их примере мы должны учиться, как нужно любить родину и защищать её, если понадобится, - говорят они.

Участнику поездки Петру Беляеву, инвалиду Великой Отечественной войны, ветерану железнодорожного транспорта, проработавшему в этой отрасли более сорока лет, в 1943 году, когда его призвали на фронт, было 18 лет. Он был так же юн, как сегодняшние мальчишки, рассуждающие о патриотизме. Пётр сразу попал на Ленинградский фронт, участвовал в прорыве блокады. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, 88-летний ветеран полон энергии, а события тех дней вспоминает без драматизма, даже с долей юмора. А тогда, конечно, было не до смеха. Довелось ему пешком переходить Ладожское озеро, освобождать Царское село, вести бои на Синявских болотах и сутками сидеть в холодной воде. Он выжил, а сотни его товарищей остались там навечно. После снятия блокады Ленинграда Пётр Беляев освобождал Эстонию, пешком протопал пол-Европы.

- Многое забылось, а вот как мы пешим ходом двигались, кругом вода, а мы в валенках, это помню, - смеётся ветеран.
Ходил Пётр Дмитриевич и в разведку без боя.

-Знаете, что это такое? - спрашивает он. - Немцы стреляют, а мы не имеем права. В одной из таких операций был тяжело ранен, долго лечился в госпитале, чудом выжил, поскольку после ранения несколько дней лежал без медицинской помощи, рана загноилась, чуть не произошло заражение. Потом перенёс три тяжелейшие операции. Спустя десятилетия о событиях военных лет ветеран вспоминает без пафоса. Одно обидно: какие-то нелюди забрались в квартиру ветерана и украли у него самое ценное - боевые награды. Так и не нашли тех, кто это сделал, и награды солдату войны не вернули.

Времён связующая нить

На Прохоровском поле участники акции «Поезд памяти» возложили цветы к Звоннице, поставили свечи в храме святых Петра и Павла, совершили экскурсию по военно-историческому музею-заповеднику «Прохоровское поле».

Эта поездка оставила незабываемые впечатления у всех участников акции «Поезд памяти». Здесь на Прохоровском поле каждый сантиметр земли хранит память о великом танковом сражении.

- Третье ратное поле России должен посетить каждый человек, любящий свою родину, - считает заместитель начальника ЮВЖД по кадрам и социальным вопросам Виктор Вакуленко. - Для вас, белгородцев, это естественно привозить сюда своих детей и внуков, чтобы они с детства проникались чувством гордости за свою землю. Я считаю, что приехать сюда раз в жизни должен каждый. Я принадлежу к первому послевоенному поколению, мои родители - ветераны Великой Отечественной войны, сколько я себя помню, рядом всегда жили ветераны войны. В то время им не воздавались подобные почести как сейчас, когда их осталось совсем немного. Но важно, чтобы великим прошлым своей родины гордились не только мы, дети послевоенной поры, впитавшие эти чувства с молоком матери и той идеологией, которая существовала при СССР, но и нынешнее поколение, родившееся в другой стране, с другими ценностями. Мне кажется это очень важно, чтобы молодёжь понимала, какой подвиг совершили их предки. Надо знать свои корни, чем страна живёт и чем она сильна. В ведении Юго-Восточной железной дороги находится пять детских лагерей, мы там проводим большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. К примеру, в лагере «Зелёный огонёк» есть аллея молодогвардейцев и музей боевой славы. Каждая смена начинается с показа фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». На ЮВЖД хранится переходящее Красное знамя, которое во время войны передавалось отличившимся коллективам железной дороги. Сейчас оно оставлено нам на постоянное хранение, и мы очень этим гордимся, - сказал он.

Все участники акции «Поезд памяти» благодарны руководству ОАО «РЖД», организовавшему эту поездку, а также белгородцам, жителям Прохоровки, тепло встречавших их на своей земле.

 

Ирина МАЛИКОВА (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина