Вот уже больше года минуло, как ушла из жизни моя дорогая мама Евдокия Ивановна Свитченко. Она прожила нелёгкую жизнь, умерла в возрасте 97 лет. Последние два года была прикована к постели и в это время часто вспоминала, что ей довелось пережить. Рассказывала и о событиях той жестокой войны, в пекле которой она оказалась в июле 1943 года. Мама жила в селе Прелестном Прохоровского района, там, где проходило танковое сражение, переломившее ход Великой Отечественной войны.
Для крестьян этих мест война началась неожиданно. Никто не верил, что это конец мирной жизни. 22 июня 1941 года учитель математики местной школы Тимофей Федосеевич Литвяков обходил дома и сообщал людям, что началась война. Вечером пришёл отец и подтвердил, что случилась огромная беда. Мой отец Роман Викторович Свитченко работал председателем колхоза, у него была бронь, и он мог не уходить на фронт, но отец решил иначе и записался добровольцем в первые дни войны. Он ушёл на фронт 25 июня. В этот день с ним ушли другие односельчане и родственники, в том числе и муж моей тёти Антон Яковлев.
На грузовиках и телегах призывники и добровольцы, их родственники добирались из Прелестного до Прохоровки. Отца провожала мама и мой брат Виктор. А дядю Антона - его жена Паша, которая была на 8-м месяце беременности. Это прощание было последним в их жизни. Он погиб в первые месяцы войны, так и не увидев своей дочери Зои, которая родилась 2 августа 1941 года.
Перрон железнодорожного вокзала станции Прохоровка в тот день был белого цвета от множества платков, которыми женщины повязывали головы летом. Когда защитники Родины сели в вагоны и поезд тронулся, то над Прохоровкой стоял плач жён, матерей и сестёр. Все понимали, что могут больше никогда не увидеть своих родных. Мама, рассказывая об этом дне, всегда плакала.
Тогда ещё никто не знал, сколько горя придётся пережить людям, сколько испытаний им выпадет и сколько трудностей ляжет на женские плечи. Это они, крестьянские женщины, научились вскоре по звуку различать, чей летит самолёт - наш или «немец». Это через их головы в те жаркие дни летели снаряды.
12 июля 1943 года творилось что-то страшное. Женщины с детьми прятались в погребах и окопах. Земля тряслась под ногами от тысяч взрывов снарядов и мин. Великое танковое сражение разворачивалось у них на глазах. Бедные испуганные женщины видели, как горели наши и немецкие танки, горели человеческие тела, рвались бомбы и снаряды. Небо было чёрным, в воздухе стояли смрад и пыль. Всё вокруг превратилось в ад. На всю жизнь запомнила мама молоденького солдатика с оторванной рукой, который после боя всё ещё продолжал кричать: «За Родину!».
В местной школе разместился госпиталь, где лежали раненые, обгоревшие танкисты. Они бредили и стонали и почти все звали свою маму. Крестьянки ухаживали за ранеными, кормили их. Мама говорила, что особенно страшно было смотреть на молоденьких мальчиков, которые после боя стали седыми.
Перед танковым сражением людей предупредили, что им лучше покинуть дома и переждать в селе Псёл. Женщины забрали детей, нехитрые пожитки и ушли из Прелестного. А когда вернулись, то увидели, что большинство домов превратились в пепелище. Мама тоже погрузила на телегу свой скарб, привязала корову Лисуху и ушла с другими женщинами. Во время боев её изрешетили осколки от снаряда, но корова чудесным образом выжила. Потом людям пришлось строить землянки.
После сражения на танковом поле были только снаряды, сгоревшие танки, орудия. В Прелестном было зерновое поле, и женщины должны были собирать колоски. Это поле при отступлении немцы заминировали. Мама рассказывала, как на поле пошли первыми колхозные бригадиры и четверо мужчин подорвались на мине. Но хлеб надо было убирать.
Сапёры проложили тропку, по которой женщины шли гуськом, ни шагу в сторону. Мама тоже шла в этой цепочке. Следом шла соседка Даша с сыном, она взяла его с собой, боялась оставить дома, поскольку мальчишки собирали военные трофеи, разряжали снаряды и подрывались. Сын Дарьи оступился и попал на мину. Даша держала его за руку и от взрыва погибла сразу, а её мальчика и ещё двух женщин ранило, их отправили в госпиталь. После сражения война ещё долго напоминала о себе. Сколько погибло мирных жителей, подорвавшихся на минах.
Как ликовали люди, когда пришла весть о победе. Воинов-освободителей встречали хлебом-солью. Нашу семью обошла беда - отец вернулся домой. Он сразу принялся восстанавливать разрушенное хозяйство, его направили работать председателем колхоза «Красное знамя». Там в селе Кострома сейчас построили туристический комплекс «Ключи».
Папа всю жизнь был уважаемым человеком, потому что жил по принципу: «Сначала думай о Родине, а потом о себе». Труд моего отца Романа Викторовича Свитченко оценён высокими наградами. Он награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, имел много других наград и поощрений. Более сорока лет он был председателем передового колхоза «Красное знамя». У папы было много друзей и учеников. Такие уважаемые люди, как Николай Романович Асыка и Ким Степанович Зенин, называли его своим учителем. Он прожил с мамой долгую жизнь. Умер в 92 года, оставив в памяти людей светлые воспоминания.
На таких людях, как мои родители, которые честно жили, воевали, трудились в поле, опалённом войной, и держалась наша земля. Вот такое оно, дорогое наше Прохоровское поле.
Зоя ЯКУТИНА,
учитель, г. Белгород
- Комментировать
- 2510 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад