Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Женская зона

Часто бывает, что попавших за решётку
жён и матерей на воле никто не ждёт

Женская зонаЖенская зонаЖенская зонаОчень страшно

- В моём понимании колония - это ад! - говорит сорокалетняя Елена. - Когда ты живёшь нормально, когда у тебя есть дом, работа и когда в одночасье ты всё это теряешь и оказываешься в этой системе, ты понимаешь, что ты натворил и куда ты вообще влез. Тяжело находиться в этой среде. Когда тебя обыскивают, раздевают, ты чувствуешь унижение. Страшно… Очень страшно...

- А что бы вы сказали тем молодым, которые болеют так называемой «блатной романтикой»? - спрашиваю у неё.
- В первую очередь, учиться на ошибках других. Я вижу здесь наркоманов. Вижу тех, кто пил и совершил преступление именно потому, что пил. Я смотрю на них и прихожу в ужас от того, во что они себя превратили. Хотелось бы другого. Для них самих хотелось бы другого. Ведь столько сейчас возможностей, которых в моей молодости не было. Молодым все дороги открыты, а они идут в самую грязь. Им не место здесь. Ни в этой колонии, ни в какой-либо другой.

- Что вы почувствовали, в первый раз оказавшись за решёткой?
- Ужас. Отчаяние. И мысль о родных. Как им посмотреть в глаза? Как посмотреть в глаза людям, которые тебя ценили, уважали? Как они посмотрят на тебя, когда ты освободишься? Кем ты для них станешь?

Сроки разные, а судьбы похожие...

Этот разговор произошёл в женской колонии общего режима в городе Валуйки.

Ранее в учреждении содержались несовершеннолетние преступники, однако в марте 2011 года Валуйская воспитательная колония, в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации, была перепрофилирована в исправительную колонию общего режима № 9 для осуждённых женщин.

Сейчас здесь содержатся около двухсот осуждённых из двадцати шести регионов России. Плюс гражданки Украины, Белоруссии и Молдовы. Порядка десяти женщин - из Белгородской области. У всех - разные статьи и сроки, но судьбы в чём-то одинаковы. Потому что по эту сторону решётки заканчивается тот образ жизни, к которому они привыкли. Заканчивается жёстко и наглядно. Колония в первую очередь режимное учреждение. Не будет увещевать участковый. Не будут уговаривать родственники не пить и не употреблять наркотики. Здесь, в женской колонии, ни алкоголь, ни наркотики просто не достанешь, не украдёшь и не выпросишь. И невозможно ни украсть, ни выпросить. Потому и на работу этих женщин никто не уговаривает устроиться. Работа здесь на вес золота, потому что даже на сигареты, шпильки или булавки можно заработать только так, упорно трудясь и осваивая новые специальности.

Никому не нужны

Многие из женщин-осуждённых на воле злоупотребляли алкоголем или наркотиками. И большинство оказались никому не нужны. Ни мужьям, ни детям, ни родителям. От родственниц, попавших за решётку, пытаются отказаться все.

- Если в мужской колонии постоянно посетители, передачи и посылки, - рассказывает начальник ИК № 9, майор внутренней службы Александр Пышьев, - то у нас свидания и передачи скорее исключение из правил. Потому приходится вести работу с семьями осуждённых, чтобы они не забывали и не вычёркивали из жизни своих матерей, жён, сестёр и дочерей. Ведь мы не только изолируем от общества, но и пытаемся перевоспитать. А в перевоспитании огромную роль играет именно поддержка со стороны родных и близких.

Сорокалетней Елене из Тулы повезло. Её дома ждут взрослый сын и пожилые родители. Однако на свидания они тоже не приезжают. Правда, шлют посылки. И надеются на то, что Елена всё-таки возьмётся за ум. Ведь у женщины это уже вторая судимость. Первая была за сбыт наркотиков, а вторая - за кражу.

Сама Елена признаётся, что не будь первой судимости - не было бы и кражи. Однако сделанного не воротишь, и она опять сожалеет, что уже во второй раз оказалась в местах лишения свободы.

Ждём её

Возле колонии я познакомился с тридцатисемилетним Игорем. Он как раз таки исключение из правил - приехал на длительное свидание к жене Наталье. Видимо, потому, что прекрасно знает, что такое быть осуждённым. В своё время более десяти лет отбывал наказание.

У Игоря с Натальей сын Максим, которому всего полтора года. Маму посадили, когда мальчику было два месяца. Наталья с подругами «обмывала» рождение сына и в пьяном состоянии совершила кражу. Поймали. Посадили. Теперь Игорь, мастер-краснодеревщик, один воспитывает ребёнка. Когда я спросил, что хотел бы передать жене, надолго задумался:
- Хотел бы, чтобы взялась за ум. И чтобы знала, что мы с сыном её ждём.

Не святые и не мученицы

Не хочется из женщин-осуждённых делать жертв или страдалиц. Все они преступили закон. На воле зачастую вели аморальный образ жизни и в полной мере заслужили своё наказание. Мало того, все осуждённые Валуйской колонии имеют уже не одну судимость. И все, как одна, горько сожалеют о том, что оказались здесь. Но почти все, выйдя на волю, возвращаются к привычному образу жизни. Да и сроки у всех не маленькие и не за мелкие проступки, а за серьёзные преступления. В основном - за кражи. На втором месте сбыт наркотических веществ. На третьем месте убийства и причинение тяжкого вреда здоровью. И на четвёртом - мошенничество. Большинство преступлений совершено в пьяном или наркотическом угаре. Например, сидит в колонии пожилая женщина, которая в состоянии алкогольного опьянения зарезала зятя.

Нужно отдать должное сотрудникам пенитенциарной системы области - они всеми силами пытаются осуждённых перевоспитать. В колонии осуждённые обеспечены спальными местами, бытовыми принадлежностями, одеждой, трёхразовым питанием. Им предоставлена возможность получения основного общего образования, специальности, созданы рабочие места. Около четверти женщин обучаются профессии швей и штукатуров. В колонии налажен выпуск носочно-чулочной продукции на оборудовании, которое принадлежит ЗАО «Шебекинская носочно-чулочная фабрика». С несколькими предприятиями заключены договоры на пошив рабочей одежды. Собираются открыть ещё одну группу - мастеров-плиточников. Все сто процентов осуждённых к выходу на волю будут иметь рабочую специальность. И дальше всё уже зависит от них. Ведь у нас каждый сам кузнец своего счастья. Или несчастья. Кому что ближе...

 

Алексей СТОПИЧЕВ.
Фото автора

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина