В белгородской гимназии № 1 открылся постоянно действующий зал нравственности и культуры, героями которого стали самые яркие представители творческой интеллигенции нашего города. Как сказал директор гимназии, заслуженный учитель России, депутат Белгородского городского совета Юрий Гребенников, «начало положено, а продолжение следует…». Особое место в общей экспозиции зала отведено одному из самобытных поэтов Белгородчины - Александру Филатову. По сути, это как бы музей в музее.
Представлена не отдельная витрина, а мемориальный кабинет Александра Константиновича, в котором он провёл последние годы своей жизни, где принимал друзей, съезжавшихся к нему из Белгорода и Белгородского района, Старого Оскола, Шебекино, Воронежа, Харькова, Орла… Признанные и начинающие литераторы, школьники, студенты, учителя, журналисты, художники, архитекторы, музыканты и колхозники-односельчане из родной Топлинки встречали в его доме тёплый приём. Вдова поэта Зинаида Владимировна передала в дар музею гимназии мебель, книги, картины, пишущую машинку, вазы с засушенными букетами, которые он собирал ещё сам…
В моей деревне - так легко,
В моей деревне - всё по-русски.
Тут сало есть и молоко,
И редька чёрная к закуске.
Тут стол накроют. Угостят
Медовой лёгкою настойкой.
Покажут яблоневый сад
И все надворные постройки.
Расспросят про отца и мать,
Поговорят об урожае…
И долго будут обнимать
В дорогу гостя провожая…
Строки, посвящённые Александром Филатовым своим деревенским землякам в полной мере можно отнести и к нему самому: гостеприимному хозяину и собеседнику, умеющему не только зажигательно говорить, азартно спорить, но и внимательно слушать. Поговорив с ним однажды, хотелось общаться ещё и ещё. Хочется и сегодня, когда этого удивительного человека нет с нами.
Некоторые друзья Филатова ещё при его жизни называли Александра «белгородским Рубцовым», «белгородским Прасоловым». Я не согласна со столь лестными сравнениями. И не потому, что он в чём-то лучше или хуже Рубцова или Прасолова. Просто он был и остаётся Филатовым во всей своей яркой индивидуальности. Да и судьбы у всех разные. Как он сам горько отметил в одном из стихотворений: «Странно однажды родиться поэтом с долей такою, как у меня…». Доля выпала не просто странная, а по-своему страшная.
Он родился в селе Топлинка Белгородского района в марте 1943 года, когда область ещё находилась под фашистской оккупацией. Познал голод и холод, но был по-настоящему счастлив в большой дружной семье. Строил планы на будущее, раздумывая кем ему стать: геологом или лётчиком? Но в 16 лет случилась трагедия. Пьяный колхозный сторож выстрелил вслед идущим по вечернему саду ребятам и попал в спину Саше Филатову. Врачи несколько дней боролись за жизнь юноши и вынесли приговор: жить будет, но его ждёт полная неподвижность.
Ошиблись. Александр поднялся, научился ходить на костылях, водить машину. Окончил десятый класс, поступил в Белгородский пединститут и почти 17 лет работал учителем русского языка и литературы в Топлинской средней школе. Полюбил прекрасную женщину, вырастил сад и замечательного сына, был принят в члены Союза писателей СССР, выпустил несколько книг, активно сотрудничал с районной газетой «Знамя», «Белгородской правдой», «Ленинской сменой», вёл областные семинары молодых литераторов, путешествовал, рыбачил, сам делал лодки и вёсла, ухаживал за деревьями… Жил, дорожа каждым днём, каждым часом, не позволяя себе расслабиться ни на минуту. Словно знал, каким коротким окажется для него земной путь. И не просто знал, а даже предсказал точную дату своего ухода в стихотворении «Портрету А.Филатова»:
Ты - двадцать пятого родился.
Я - двадцать пятого умру…
Он и в самом деле родился 25 марта, а умер в ночь с 24 на 25 октября - в сорок пять лет! Хотя, наверное, мог бы прожить дольше, не исчезни из его жизни каждодневное общение с природой после сноса родной Топлинки, которую поглотили воды Белгородского водохранилища, и вынужденного переезда в Белгород, в нелюбимую городскую квартиру, именуемую им не иначе как «коммуналка». Заключённый в её каменных стенах, он ощущал себя обречённым на вечное поселение в чужой ему стихии, завидовал даже воробью за окном или проросшему на балконе лютику:
Ну кто я без деревьев и травы -
Владелец обречённой головы?
И что мой взмах натруженной руки
Без вёсел и зарыбленной реки?
И что глаза - без лебедя и без
Засеянных светилами небес?
А в светлые минуты всё-таки верил:
Я воскресну в травах спелых,
В каждой нитке повилики,
На снегах иссиня-белых
Неземным и сердоликим.
Но воскресну в сущем деле:
Стогомётном и столярном,
Сыном завтрашней артели
И земным, и благодарным.
И он действительно воскресает - в нашей памяти. Ведь поэты живут, пока их стихи кому-нибудь интересны. А поэзия Александра Филатова интересна многим представителям уже новых поколений читателей. Его книги всегда востребованы в библиотеках, его именем названа одна из центральных улиц в посёлке Никольское Белгородского района, где живут дети и внуки его земляков - переселенцев из Топлинки.
И надо было видеть, как трепетно проживали (да-да, проживали, а не просто заученно декламировали) его стихи старшеклассники белгородской гимназии № 1 на открытии музея Александра Филатова и зала нравственности и культуры. Вспоминая судьбу и творчество одного, не забыли и других наших достойнейших земляков. Так теперь и будет всегда. И замечательно, что музей Филатова создали именно в школе. Ведь Александр Константинович был и остаётся не только талантливым поэтом, но и учителем.
- Комментировать
- 1339 просмотров
Комментарии
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 35 недель назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 34 нед. назад
4 года 35 недель назад