27 марта - Международный день театра
Весенний этап Первого Международного фестиваля современного театрального искусства завершён
«Рассвет» - время и пространство, когда и где люди свободного духа и непрекращающегося творческого поиска встретились и представили то, что живёт в их головах и душах, то, что они благодаря театру смогли воплотить в реальности. 23 марта - день первый. Подмостки Центра молодёжных инициатив. Из звука и жеста, эмоционального и интеллектуального, идейно и ритмически усложняющихся на каждом следующем витке развития действия, происходящего на сцене, выкристаллизовывается театральная фактура - в течение нескольких минут это процесс воспроизводят актёры харьковской «Лаборатории театрра». Свой пластический этюд они готовили специально к открытию белгородского фестиваля и так точно назвали его «Началом». Зрителям представят всех ласточек «Рассвета». А после: первый спектакль фестиваля - премьера проекта-потрясения «3 + Одна. Алхимия любви» харьковского режиссёра Алексея Райта. 24 марта - день второй. С утра до позднего вечера на сценических площадках ЦМИ - многоликое творчество пяти театральных трупп Белгорода и Москвы.
Перед восходом театрального солнца
Год назад также в преддверии Международного дня театра режиссёры молодёжных независимых театров нашей области и Харькова встретились с представителями местной власти для обсуждения проблем любительских театральных коллективов. И вот идею фестиваля негосударственных театров, предложенную депутатом областной Думы - художественным руководителем Белгородской драмы Виталием Слободчуком, наконец, начали претворять в жизнь.
Фестиваль современного театрального искусства обрёл и название - «Рассвет». И статус - международный.
И миссию - дать возможность независимым театрам представить своё творчество на хорошей сценической площадке и большему числу зрителей. Профессионалы же театрального мира будут следить за процессом, осмыслять увиденное, но не вмешиваться в него - обойдутся без назиданий и ограничений. Публичное обсуждение, разговор после непременно состоится. Анализ даст возможность продумать встречи, мастер-классы с профессиональными режиссёрами, актёрами. За этим - развитие театрального движения на Белгородчине.
И рефрен. Рассуждение и пожелание Виталия Слободчука: «Невидимые миру движения души, искусства и профессионализма… Они существуют, пусть и не всегда заметны, но без них нет развития культуры и общества. Ради этого всё. А искусство, и в частности театральное, каким бы по форме ни было, должно основываться на духовно-нравственных началах. Нам бы этого хотелось…»
И человека, который, будучи идейным вдохновителем фестиваля, прилагал все силы к тому, чтобы он состоялся, - консультант пресс-центра областной Думы Елена Пенченко.
И первые ласточки. Люди, влюблённые в театр, те, кем движет жажда созидания, благодаря чему они, преодолевая подчас самые серьёзные преграды, всё равно включаются в театральный процесс. Белгородские негосударственные театры и их спектакли: «Спичка» (режиссёр Оксана Половинкина) представил весьма необычную для себя постановку «Медведь» по одноимённой пьесе А.П. Чехова; «Новая сцена-2» (режиссёр Оксана Погребняк) - моноспектакль «А.Д.» по пьесе «Три жизни Айседоры Дункан» Зиновия Сагалова; «Образ» (режиссёр Ирина Черняева) «Предложение» и «Ведьма» по одноимённым произведениям А.П. Чехова; «Две ОБЕзьяны» (режиссёр Татьяна Климачкова) - авторский эстрадный номер-клоунаду «Галилей».
И завершился фестиваль моноспектаклем «Наташина мечта» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович. Заслуженный деятель искусств России, режиссёр московского театра «НИКИНДОМ» Ника Косенкова обратилась к популярному сегодня у постановщиков тексту и решила его как трагикомедию. К слову, белгородские театралы могли видеть версию «Наташиной мечты» в постановке Оксаны Погребняк. Любопытно и то, что актриса, исполнившая роль Наташи, Наталья Непомнящая существовала в амплуа травести - ей достаточно органично и убедительно удалось воплотить роль девочки-подростка. Кроме того, она провела мастер-класс по актёрскому мастерству.
И логотип. Создан он белгородским дизайнером Аллой Григорьевой. Представьте себе: буквы «Рассвета», где «Р» - росток, перерождающийся в солнце, а «т» - обращённый к его лучам человек, изображены на травяно-зелёном цвете - символе весеннего возрождения, души, молодости, надежды и земной любви… И именно любовь станет тем идейно-смысловым лейтмотивом, который пройдёт через все представленные постановки, объединив их. И в этой целостности отразится индивидуальное восприятие многомерного чувства каждого режиссёра, каждого актёра...
И гимн. В его строках, подхваченных в зале, - обещание нового мира, который для нас откроет театр. Спектакли станут тем солнцем, что его осветит. И вот по прошествии двух фестивальных дней можно утверждать: дорога к насыщенному театральному процессу появилась, мы на неё ступили…
Путешествие к центру Райта
А забрезжил «Рассвет» с… юга. Молодой талантливый режиссёр из Харькова Алексей Райт стал одним из его вдохновителей. Впервые в нашем городе он представлял в 2009-м:
возможно, кто-то из вас стал свидетелем «Монолога ангела или Е.Ж.», показанного на фестивале «На свет щепкинской звезды» института искусств и культуры. И, конечно, вспомнит, какое потрясение он заставил пережить. А ведь тогда он только начинал как художественный руководитель и режиссёр Молодёжного драматического театра при Национальном университете «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». И вот уже год возглавляет творческое объединение VER’O, в недрах которого и появился авторский проект «3 + Одна. Алхимия любви». Театральный эксперимент, именно он, что закономерно, открыл программу первого фестиваля современного театрального искусства.
Его структура оказалась невероятно сложной. Что Райт сочетал? Два самодостаточных и ярких явления культурного ландшафта Харькова - вокально-инструментальный квартет KAssiopeia и творческое объединение «Прекрасные цветы». От KAssiopeia прекрасная Екатерина Леонова - вокалистка с сильным много варьируемым голосом, певица интенсивной экспрессии. И музыканты: Артур Ленивенко (клавиши), Антон Белицкий (бас-гитара) и Сергей Далек (ударные). Их тексты, мелодии. От вторых (Денис Чмелёв, Агафон Ножницы, Игорь Ключник) - часть программы «Любить как собака» (новообразованной ими группы «Прощай оружие»). И основания спектакля «Крыса» - мимические миниатюры, сложившиеся в детективную комедию. И музыку. Бах, Брамс, Рахманинов, Паганини, Прокофьев, Шостакович, Сати, Григ - фрагменты классических произведений этих композиторов подобраны и интерпретированы для него харьковским струнным NocturnumQuartet при участии актёров. Фортепианную же версию постановки создали Виктор Рекало и Валентин Смолянинов, который в вечер белгородской премьеры её и исполнил.
Трудно представить, как режиссёру удалось всё это совместить? И что им движет? Один главный вопрос, который каждый из нас задаёт себе, - вопрос самоидентификации: кто я и в чём мой смысл? - заставляет Райта вновь и вновь, подобно средневековым алхимикам, зачарованным философским камнем, предпринимать поиск. В театре он изучает своё и наше сознание и, кажется, пытается пробраться к тому, что находится ещё глубже. Это его игра, его способ обретения личной свободы. Он предаётся ей, порывая со многими условностями. Как и каждый художник прошлого и настоящего, он ищет то, что могло бы осмыслить жизнь человека. И ответ обретает - любовь! Любовь мужчины и женщины. Любовь не как нечто конечное, обретённое раз и навсегда, а как процесс, сумма меняющихся состояний…
Есть Он (Денис Чмелёв) и есть Она (Екатерина Леонова). Начало их истории вынесено за рамки постановки. И в некотором смысле перед нами предстают не герои, а функции, необходимые для раскрытия замысла, не история конкретных людей, а история мужчины и женщины вообще - этих двух параллельно существующих миров, которые иногда соприкасаются. Он с ней, рядом Она или далеко, говорит стихами - эмоционально, порывисто. Его слова множит эхо, которое причудливо изменяет их, и они словно застывают во времени и пространстве. Она поёт Ему, временами срываясь на крик либо хрипя и прибегая к ассонансу, и переходя на только им ведомые языки. Их разговор - нескончаемая череда признаний. Его борьба за Неё никогда не закончится, как Её любовь не умрёт никогда.
Он - долговязый, худощавый, похожий на шукшинского чудика. Она - Его муза, прекрасная Найала (вспомнился и герой «Корабля, который пел» американской писательницы-фантаста Энн Маккефри, и звезда Маир и земля Ойле русского декадента Фёдора Сологуба, и наяды - древнегреческие нимфы, повелевающие стихиями дочери Зевса), королева из далёкой галактики. Она, Пандора от любви, подарит ему чёрный чемоданчик. Подарит всё то, к чему Он так долго стремился, наполнит всеми смыслами, которые Он уже отчаялся найти. Открыв его однажды, Он уже не сможет быть прежним.
Эта история всеобъемлющая. Внутри неё уже в других стилистике и жанре - комедийного детектива - разовьётся история того, как этот чемоданчик у героя попытаются украсть, а его убить. Перед зрителями развернут цепочку мимических представлений, которые актёры мастерски воплотят и полностью донесут мысль и чувство. И даже вспомнят, осознанно или нет, истоки вида - появятся в масках, точно первые римские актёры пантомимы.
Райт, ведомый художественной интуицией, совершает эксперимент. Ему удаётся. Творит театр ощущений, аллюзий, театр жеста и движения, подчиняя своей воле и текучую материю времени, и пластику. И ритм (в то числе и эмоциональный - от отчаяния, грусти, меланхолии, лирики к смеху и обратно). И звук (Её песни - инструментальное трио KAssiopeia, сопровождение пантомимы - тапёр и фортепианная музыка). И световую партитуру (в свете жёлтом - комедийный детектив, в свете сине-лиловом - история любви)… В стилистике драмы и комедии. Сплетая разные виды сценического искусства и театральных зрелищ, очень удачно решая отдельные сцены в традиции театра кукол, театра миниатюр, пантомимы. И приближается к мировой тенденции театрального процесса - постдраматическому театру, который требует от зрителя определённых усилий.
Здесь вы не утолите свои ожидания, а получите много больше… Вас заставят думать, напряжённо и усиленно, сомневаться, искать и находить. Обратят к воспоминаниям и собственному опыту мышления и чувствования. В рамках райтовского пространства зритель - сотворец, конструирующий свою реальность, правда, на фундаменте, предложенном режиссёром. Здесь вам будет дискомфортно, поскольку нужно следить за каждым нюансом, за каждым сюжетным ходом. И только в конце воедино соберутся все части целого, и авторский замысел откроется. Суть явится в метафоре и слове. «Танец в воздухе» эквилибристки Дарьи Евтуховой, звучащий голос Вадима Демчога (кусочек программы, посвящённой легендарному Александру Вертинскому в рамках культового проекта «Фрэнки-шоу» на московском радио «Серебряный дождь» (2004-2011) и слова, повторённые за Гессе, Буддой, Вертинским, покажут иллюзорность человеческих устремлений к Абсолюту, пустоте, форме… - ко всему тому, что нам кажется таким важным. Тщетно всё, кроме любви… «Мне так хочется счастья и ласки, Мне так хочется глупенькой сказки, Детской сказки про сон золотой…» Театр её дарит. «Рассвет» её дарит.
Подробнее о событиях «Рассвета», театрах-участниках, спектаклях, режиссёрах и актёрах можно узнать в интернет-группе фестиваля.
- Комментировать
- 2937 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад