БГТУ им. В.Г. Шухова в течение ряда лет занимает первое место в рейтинге Минобрнауки России среди архитектурно-строительных вузов. Согласно рейтингу работодателей, ВЦИОМ и «Деловой России» по критериям качества подготовки и востребованности выпускников университет входит в список 16 лучших вузов России, а в 2012-м победил в конкурсе поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. О системе развития и воспитания, в которой синхронизированы усилия региональных властей, вуза, школы, семьи, рассказывает ректор университета, доктор экономических наук, профессор Сергей Глаголев.
- Сергей Николаевич, ваш вуз имеет большой опыт работы с молодыми учёными и исследователями, одарёнными детьми. Как осуществляется поиск и отбор талантов?
- Ещё 12 лет назад вуз стал родоначальником предметной Шуховской олимпиады, проводимой с целью выявления абитуриентов, ориентированных на обучение техническим специальностям. Система поиска одарённых детей путем мониторинга результатов олимпиады приносит весомые результаты.
Уже более четырёх лет университет совместно с рядом российских вузов проводит межрегиональную олимпиаду школьников «Будущие исследователи - будущее науки». При поступлении в вуз победители и призёры этой олимпиады имеют преимущество.
Центр довузовской подготовки (ЦДП) нашего вуза осуществляет работу по нескольким направлениям: активно и целенаправленно работают центр развития одарённости, подготовительные курсы, школьный сектор (профильные классы и группы), курсы по подготовке к олимпиадам для студентов. В настоящее время ведётся набор в воскресные школы по различным предметам. Организована работа в учебно-исследовательских обществах школьников.
В Центре развития одарённости организовано сетевое взаимодействие с профильными школами, лицеями, гимназиями Белгорода и области. Возглавляет его заслуженный учитель Российской Федерации, обладатель Президентского гранта в национальном проекте «Образование» Галина Дмитриевна Корнеева. Деятельность центра охватывает свыше тысячи учеников школ области.
Примерами такого взаимодействия можно назвать школьное исследовательское общество «Градиент» в белгородском лицее № 38, научно-экологическое общество «Сфера» в белгородском инженерном юношеском лицее-интернате, научное общество «Созвездие» в школе № 1 посёлка Чернянка, спецкурсы по основам инженерного творчества и изобретательства на станции юных техников и другие объединения. По договору с университетом в лицеях № 10 и № 38, в школе № 47 Белгорода организованы специализированные архитектурные классы.
Нужно отметить, что работа Центра развития одарённости распространяется и на другие регионы. Уже стало традицией сотрудничество с физико-математическим журналом «Потенциал», преподавателями Московского физико-технического института и заочной физико-технической школой. Ведётся активная работа с одарёнными детьми в лицее № 17 города Северодвинска. Тесное взаимодействие налажено с управлением образования Самарской области.
В вузе ведётся работа с группой одарённых детей по актуальному сегодня направлению «Основы нанотехнологий». На базе университета с талантливой молодёжью проводятся занятия по химии. Около полутора лет в вузе работает кружок «Юный химик-эколог», которым руководит почетный работник высшего профессионального образования, кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии Любовь Васильевна Денисова.
Есть ещё целый ряд интересных наработок и примеров активного взаимодействия наших преподавателей и сотрудников с образовательными учреждениями различного уровня и, конкретно, с активными и заинтересованными молодыми людьми.
- Каким образом систематизируются данные, полученные во время разноплановой работы со школьниками в довузовский период?
- Благодаря созданному на нашей базе виртуальному «Банку интеллектуальных достижений», осуществляется мониторинг развития и творческого роста школьников для их дальнейшего профессионального определения.
Работа службы социального маркетинга является важной составляющей образовательной деятельности вуза. Она продолжается все годы обучения студента и не заканчивается с выпуском специалиста из университета, а продолжает реализовываться путём постоянного мониторинга трудоустройства выпускников в рамках деятельности ассоциации выпускников, дополнительных программ образования и других проектов. На предприятиях российской промышленности на базе университетского интернет-портала создана система «Scillbook» - банк данных, где размещаются резюме и портфолио студентов и выпускников. Это новый информационный ресурс, позволяющий студентам нашего университета представить свои достижения, знания, навыки и профессиональный опыт. Студенческая база данных по старшекурсникам университета, собранная на «Scillbook», включает в себя не только традиционные разделы профессиональных резюме, размещаемых на поисковых сайтах, но и сведения о научном, творческом, адаптивном потенциале студентов. Система «Scillbook» находится в стадии апробирования. После накопления достаточного объёма положительных результатов наш вуз будет готов поделиться опытом со всеми заинтересованными партнерами.
- БГТУ активно участвует в областном конкурсе «Мы - белгородцы! Думай, решай, действуй!». Каковы результаты этой акции?
- Конкурс проводится по инициативе и при поддержке губернатора области Евгения Степановича Савченко, правительства Белгородской области, Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, Белгородского регионального отделения партии «Единая Россия», областного департамента образования, культуры и молодёжной политики и областного Дворца детского творчества. Конкурс направлен на практическое применение своих исследований и создание общественно значимых проектов, реализуемых в течение 2011-2012 учебного года. Ребята готовили проекты по трём номинациям: «Наследие В.Г.Шухова», «Памятники архитектуры Белгородчины», «Фестиваль дизайна и искусств Леонардо да Винчи».
В течение учебного года представительные делегации, в состав которых входили руководители, преподаватели, студенты нашего вуза, проводили встречи и рассказывали учащимся школ в районах о достижениях университета, перспективах трудоустройства после его окончания. В ходе акции перед школьниками выступали главы районных администраций. Все они были единодушны во мнении - районам нужны высокообразованные специалисты, которые будут способствовать подъёму экономики, уровня жизни людей. Во время таких встреч были заключены договорённости о целевом наборе одарённых детей в наш университет. Главы районов пообещали проработать механизмы направления выпускников школ, ставших призёрами конкурса, для учёбы в наш вуз, а мы, в свою очередь, постараемся обеспечить одарённым детям возможность обучаться на бюджетной форме возмещения затрат.
- Работа с одарённой молодёжью не должна заканчиваться на этапе поступления в вуз. Как в университете построена работа, направленная на развитие талантов студентов в процессе обучения?
- Те, кто интересуется наукой, имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой под руководством опытных наставников, поступают в аспирантуру, защищают кандидатские диссертации и остаются работать в стенах аlma-mater. Так, ряд докторов наук, профессоров, заведующих кафедрами и директоров институтов - выпускники нашего вуза.
Студенты, имеющие организаторские способности, проходят хорошую школу подготовки будущих руководителей в студенческих строительных отрядах, научно-практических группах, малых инновационных предприятиях. Сегодня только студенческие строительные отряды ежегодно объединяют более тысячи человек. Работой в научно-практических группах охвачено более 500 человек, на базе вуза создано более 60 малых инновационных предприятий. Кроме того, в университете реализуется программа «Каждому выпускнику - рабочую профессию».
Талантливая молодёжь, имеющая творческие способности, может реализовать себя в 45 студиях и творческих объединениях учебно-культурного центра. Наши вокальные, танцевальные, инструментальные коллективы занимают призовые места в соревнованиях не только российского, но и международного уровней.
Спортсмены, получающие профессию в нашем вузе, совершенствуют своё спортивное мастерство. Базой для их развития являются многочисленные спортивные залы, стадион, тир, бассейн и другие спортивные сооружения.
- Верите ли вы в то, что одарённость - это креативное богатство личности, которое способно раскрываться на разных этапах жизни?
- По моему мнению, корни одарённости заложены в каждом человеке. Главное - разглядеть их вовремя, определить способности и склонности конкретного человека, правильно обозначить вектор его развития. Напомню, что гениальный инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов, чьё славное имя носит наш университет, совершенствовался всю свою жизнь, открывая новые грани своего таланта и осваивая новые виды деятельности, и в десять, и в тридцать, и в семьдесят лет.
- Комментировать
- 2560 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад