В сентябре 2011 года, и тоже накануне Дня машиностроителя, Василий ПОТРЯСАЕВ уже был гостем редакции «Белгородских известий». А незадолго до той встречи была создана Ассоциация машиностроителей Белгородской области, председателем которой избрали Василия Потрясаева. В беседе с корреспондентом он обозначил задачу этой организации так: «Решение о создании Ассоциации машиностроителей позволяет объединить усилия с тем, чтобы обнажить проблемы и попытаться с помощью региональных программ их решить. А возможности у региона очень большие. Можно заложить финансовую поддержку конкретных прорывных проектов, которые позволят машиностроительной отрасли подняться на совершенно новый уровень. И таких технологий сегодня достаточно. Их нужно только поддержать. И задача нашей Ассоциации машиностроителей - эти проекты не упустить. Мы разрабатываем областную программу по поддержке машиностроительной отрасли. И это только первый шаг…»
- Что с тех пор из намеченного сделано? - спросил я Василия Николаевича.
- Всё, что мы наметили, стараемся выполнить. К примеру, разработана и утверждена губернатором Евгением Савченко концепция развития машиностроительного комплекса области, в которой определились основные векторы его развития. Принята программа модернизации и поддержки машиностроения региона. Определён порядок поддержки правительством области бизнес-проектов предприятий. Заключены договоры о сотрудничестве с двумя ведущими вузами области, и они наполнены содержанием. Есть первые шаги по привлечению к сотрудничеству зарубежных фирм. Ассоциация совместно с департаментом внутренней и кадровой политики области активно работает над новыми подходами, определяющими формы подготовки кадров рабочего звена для нужд промышленности области. За два года число членов Ассоциации выросло до двадцати девяти. А это тоже показатель эффективности нашей работы.
- А с какими вузами сотрудничает Ассоциация машиностроителей?
- Это БГТУ имени В.Г. Шухова и БелГУ. Они обучают специальностям, которые напрямую связаны с металлообработкой и программным обеспечением процесса. В основном это программисты, операторы. Сегодня токарь - это уже не тот человек, который может только заправить резец. Современный токарь - это специалист, обладающий хорошими знаниями в области программирования. Ведь уже всё оборудование современное, компьютеризированное. Кроме того, совсем не значит, что выпускник сразу займёт должность руководителя. Многие начинают с рабочих специальностей. Это хороший практический опыт для человека, который стремится руководить современным предприятием.
- Чего пока достичь не удалось и почему?
- Пока не удалось перейти на рельсы поступательного динамичного развития всех участников Ассоциации. Это задача не Ассоциации, а, скорее, конкретных участников, и решается она не за один год. Есть планы, проекты модернизации, технического перевооружения, кто-то уже их осуществляет. Ассоциация - это не панацея от всех бед. Её создание не даёт возможности сиюминутно достичь намеченной цели. Ассоциация машиностроителей, да и любая другая, - это добровольное объединение для решения конкретных задач. Мы объединяем интересы предприятий машиностроительного комплекса для выработки общих решений и совместно с областной законодательной и исполнительной властью работаем над созданием благоприятного климата для развития этих предприятий. Ведь под лежачий камень вода не течёт.
- А кто может стать членом Ассоциации?
- В Ассоциацию может вступить как юридическое, так и физическое лицо. Члены Ассоциации или желающие в неё вступить имеют определённую цель. Это могут быть и предприятия, которые напрямую не связаны с машиностроением, но из практики имеют определённые интересы в этой отрасли.
- Как отразилось на машиностроительной отрасли региона вступление России в ВТО?
- Вступление России в ВТО пока негативно отразилось в целом на экономике страны. А что касается машиностроительного комплекса, то, наряду с сельскохозяйственным, он пострадал больше других. Это и устаревшее оборудование, и технологическая отсталость, дефицит квалифицированных кадров, и, как следствие, высокая стоимость продукта. Успех ожидает те предприятия, которые активно будут осваивать отечественную технику, соответствующую по всем показателям зарубежным образцам, но необходимо создавать и совместные производства с ведущими фирмами, что значительно ускорит процесс выхода на передовые технологии.
- Два года назад ваш родной завод «Ритм» начал выпускать свеклоуборочную технику и сеялки для зерновых, прототипами которых были французские и канадские агрегаты, но уже по нашим технологиям и с применением собственных заводских разработок. Удалось ли расширить этот опыт импортозамещения на другие машиностроительные предприятия?
- Необходимо заметить, что есть движение в этом направлении. Так, коллектив ОАО «Белагромаш-Сервис» активно работает не только по разработке отечественной высокотехнологичной техники, но и организовал совместное производство с одной из ирландских фирм.
Завод «Промзапчасть» по программе замещения импортной сельхозтехники освоил выпуск перспективных стерневых культиваторов немецких компаний. Эти культиваторы хорошо себя зарекомендовали в хозяйствах Белгородской, Тамбовской и Орловской областей. Налажен серийный выпуск дисковой мульчирующей бороны «Доминанта», которая конкурирует со знаменитой бороной RUBIN производства фирмы LEMKEN. Ведётся подготовка к серийным испытаниям посевного комплекса с электронным пневматическим высевом и дисковыми сошниками, который будет конкурировать на рынке посевных агрегатов. В конце года завод представит двенадцатиметровую дисковую борону БДУ «БУЛАТ». Бороны такого захвата пока не производятся на территории России.
Успешно в этом направлении работает завод «Металлорежущий инструмент», который выпускает целую гамму специального металлорежущего инструмента для оборонного комплекса, не уступающего немецким и голландским образцам.
- В числе проблем машиностроения вы упомянули дефицит квалифицированных кадров…
- …Это важнейший вопрос, от решения которого зависит будущее не только машиностроения, не только региона, но и всей России. Решением вопроса кадров для экономики страны занимается федеральное Правительство и правительства регионов, в том числе и Белгородской области. Принят ряд документов по поддержке и переоснащению учебных заведений области, готовящих рабочие кадры. Все они взяты на финансирование из областного бюджета. Закреплена юридическая ответственность работодателя и работника, получившего образование. В настоящее время готовится ещё ряд документов регионального уровня по повышению качества образования, более широко будет использоваться потенциал работодателя. Дефицит кадров и отсталая технология на предприятиях - это звенья одной цепи. Представьте, что сегодня 100% выпускников имеют возможность получить высшее образование, обучаясь 5-6 лет они естественно познают теоретически передовые формы и методы организации производства, управления технологическими процессами и т.д. Конечно же, они после окончания вуза не согласны работать на несоответствующем их, пусть и теоретическому, представлению месте. Отсюда, решая вопрос модернизации производства, мы решаем и кадровый вопрос, делая это производство привлекательным. Мы уверены: если не остановимся на данном этапе, проблему с кадрами решать можно.
- А как дела сегодня на «Новаторе», развитием площадки которого вы занимаетесь?
- В марте 2012 года совет директоров ООО «Завод - Новатор» принял решение о модернизации предприятия. Сметная стоимость всего проекта 850 миллионов рублей.
На долю завода выпало много трудностей. В своё время он подчинялся Министерству электронной промышленности, которое входило в оборонную отрасль, и выпускал грузоподъёмное оборудование. Затем освоил корпуса интегральных схем. Но Советский Союз распался, и продукция завода оказалась невостребованной.
Тем не менее завод выжил. Сегодня «Новатор» уверенно работает на рынке производства металлоконструкций для каркасного строительства. Эта технология сейчас наиболее востребована и перспективна, и «Новатор» занимает лидирующие позиции. Общий проект предусматривает модернизацию технологических процессов инженерных коммуникаций и приведение к современным производственным требованиям внешнего вида предприятия и бытовых условий работников. В 2015 году планируем завершить все работы. Модернизация завода позволит увеличить объём производства, заработную плату и, конечно, быть конкурентоспособными.
- Многие машиностроительные предприятия России, в том числе Белгородчины, имеют традиционные кооперативные связи с предприятиями Украины? Что будет с этой кооперацией, если Украина в ноябре подпишет договор об ассоциации с ЕС?
- По формальным признакам проиграет как бизнес Украины, так и России, ибо наши экономики связаны друг с другом. Однако всё будет зависеть от воли правительств наших стран. При желании всегда можно найти приемлемое решение, которое устроит обе стороны.
- Василий Николаевич, что бы вы в канун профессионального праздника пожелали коллегам-машиностроителям?
- Желаю в это нелёгкое время мирового экономического спада не потерять себя, верить в свои силы и двигаться вперёд.
- Комментировать
- 2314 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад