Белгородская область - первый российский регион, который начал работать над внедрением в общество принципов солидаризма. Уже реализован ряд проектов развития территорий, которые позволяют получать не только экономический, но, прежде всего, социальный эффект, дают возможности для самореализации человека в гармонии с окружающими людьми. Именно этот аспект должен стать определяющим фактором общественного развития Белгородчины и, уверены многие эксперты, будет способствовать построению солидарного общества.
Ещё несколько лет назад мало кто задумывался о том, что такое солидарное общество. А сегодня эта тема вышла в России на уровень широкого общественного обсуждения. О солидарном обществе много пишут журналисты, общественные деятели, политологи, писатели, блогеры. Заинтересовались принципами солидаризма и в некоторых странах СНГ. В частности, известный на Украине политический обозреватель Александр РОДЖЕРС опубликовал на популярном интернет-портале «Хвыля» статью о морали современного общества. Причём взял себе в «соавторы» знаменитого советского писателя-фантаста Ивана ЕФРЕМОВА - цитирует выдержки из его личной переписки со своими комментариями. Что из этого получилось, вы узнаете, прочитав статью. «Белгородские известия» публикуют её с некоторыми, не повлиявшими на содержание, сокращениями.
В далёком 1969 году Иван Ефремов писал: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения».
Взять хотя бы самый яркий пример - Римскую империю. Пока Рим был объединён единством интересов и ценностей, он был успешен и непобедим. Но когда внутри самого Рима начинается расслоение (имущественное, правовое, ценностное), когда он погрязает в роскоши и личные интересы отдельных граждан и групп становятся важнее интересов Рима - он фактически начинает пожирать сам себя. Ведь последнее время своего существования он уже не развивался, а все усилия его «достойных мужей» сводились не к приумножению славы и благополучия, а к междоусобной борьбе за власть, деньги, славу и должности. И без вторжения Аттилы такой Рим был уже обречён, варвары просто нанесли ему «удар милосердия», оборвавший
агонию.
То же самое можно видеть и в случае империй ацтеков, Византии, Древнего Египта и многих других - основными причинами их падения являлись вырождение элит, декаданс, упадок нравов, разобщённость и внутренняя борьба. Лев Николаевич Гумилёв приводит массу примеров, называя это время «фазой обскурации».
Иван Ефремов указывает на некоторые характерные черты упадочного общества: «Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны».
Массовая некомпетентность нашего времени уже привела к описанию эффекта Даннинга-Крюгера, когда «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».
И у нас, и в «развитых странах» исследователи фиксируют массовый рост всевозможных суеверий, магического мышления... Всё больше людей руководствуются своими пред-убеждениями (убеждениями, полученными в раннем детстве, в дологический период восприятия, когда всё некритично принимается на веру). Настоящая нравственность предполагает в качестве обязательного условия осознанность, а не слепое следование ритуалам и традициям.
Иван Ефремов: «Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей?»
Аморальность современной экономики в том, что она поставила во главу угла не создание материальных благ, а получение прибыли как самоцель. В особенности в финансовом секторе, который перестал обслуживать нужды реального сектора экономики, а превратился в «вещь в себе», фактически никак не связанную с реальной экономикой и производящую «прибыль» из воздуха (и при этом получающую гораздо более высокие доходы, чем производители).
Про сознательное торможение развития технологий в энергетике, транспорте, медицине и других отраслях можно вообще писать целые тома. Такой образ действий вытекает из самой логики капитализма, ориентированного на минимизацию расходов, максимизацию прибылей и стимулирование рынков, а не на удовлетворение нужд людей.
Иван Ефремов (в 1971 году): «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке».
Через двадцать лет, в 1991 году, разрушили Советский Союз. Разрушили во многом именно из-за жажды «лёгких денег», а также из-за падения престижности Человека Труда. Хозяевами жизни стали спекулянты, бандиты, мошенники. «Инженер» стало ругательством, «рабочий» - признаком неудачника-лоха.
«Хорошими делами прославиться нельзя» стало доминирующим императивом общественной жизни, порождая «Потапа и Настю Каменски», «Дом-2», сотни тысяч проституток, рост преступности, моральную деградацию и прочие прелести современного либерализма.
Сейчас в результате этого у нас жесточайший кадровый дефицит, когда в стране полно престижных юристов, экономистов и менеджеров по продажам, но днём с огнём не найдёшь грамотного фрезеровщика, сварщика или сантехника.
Иван Ефремов: «Единственный выход - в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во Вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными».
Но самоограничение только тогда будет справедливым, когда ограничивать себя будут все без исключения субъекты экономики. А когда по сегодняшним либеральным стандартам «строгая экономия» относится только к бедным и производящим слоям населения (что в большинстве случаев одно и то же), а бездарный топ-менеджмент, приведший мировую экономику на грань краха, только увеличивает свои доходы - это может и должно стать источником возмущения и революций. Уже становится!
Иван Ефремов: «Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. - это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора... Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей».
Мещанство с тех пор только усилилось в разы. Для среднестатистического обывателя «духовное развитие» - это пустой звук. А популистские «демократические» политики не тянут сознание масс ввысь, а потворствуют их самым низменным инстинктам - быдлом проще управлять, а на страстях и жадности проще заработать.
Социальная революция опередила революцию в сознании. Что и привело в результате к откату назад. То же самое ждёт все эксперименты по уничтожению государства (или другим преобразованиям общества), которые не озаботятся перед этим изменением ценностей и мышления масс.
Современное либеральное общество, «победившее» почти во всём мире, саморазрушительно. Поскольку ставит частное (личное, корпоративное, групповое) благо выше, чем общественное. Что аморально и безнравственно. И в конце концов глупо, поскольку рассматривает индивидуума в отрыве от системы, социума, мира, макрокосма. А ни одно человеческое существо не может пребывать в благе при неблагополучии окружающей среды - тем или иным способом среда заставит его ощутить на себе последствия своих проблем.
Наше общество должно вновь обрести нравственность (не в её примитивно-традиционалистском или буржуазно-обывательском толковании), иначе оно будет сметено теми, кто её не лишён. Только через обретение нравственности, восстановление морали можно остановить саморазрушение, которым страдает наше общество последние двадцать лет.
hvylya.org
- Комментировать
- 1861 просмотр
Нет, ну читаешь и душа
Нет, ну читаешь и душа радуется. Так уважаемые, а кто виноват в первую очередь в том что в обществе поменялись голова с ногами? Кто нам подает пример очень уж "духовной" и "нравственной" жизни, кто? Не те ли кто находится во всех ветвях власти и кто своим личным примером "духовности" и "непогрешимости" прямо таки толкает людей в материальную безду. Кому подконтрольны СМИ, кому? Простому народу? Нет -известно. На что в первую очередь направлено современное образование, это кстати озвучил нынешний министр образования, -правильно на потребителя. На фига спрашивается власти образованный, нравственно и духовно устойчивый народ. Зачем, ведь народ такой будет представлять особую опасность для т.н. элиты, поскольку правила настоящей жизни ну никак не вкладываются в понятия духовной, или на худой конец хотя бы нравственной жизни, а вот в животно-страстный -это да. Только Вы уж определитесь кем Вы хотите быть и кому служить, Христу с его духовными ценностями или дьяволу с его "ценностями". Как известно из СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ -ЕВАНГЕЛИЯ -двум богам служить невозможно. А нынешние толерасты пытаются соединить не соединяемые вещи.
Крепчает нравственность, там,
Крепчает нравственность, там, где дряхлеет плоть... А в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и одежда тоже (чуть-чуть переставил слова Великого Чехова)