В 1932 году находившийся в эмиграции великий князь Александр Михайлович Романов в своей «Книге воспоминаний» дал оригинальную и крайне жёсткую оценку роли высших слоёв русского общества в революционном движении начала XX века. Кому-то приведённый ниже отрывок из книги покажется отвлечёнными размышлениями, кому-то - личными впечатлениями участника драматических событий, а кто-то наверняка найдёт в нём прямую историческую аналогию. Решать самому читателю:
«Императорский строй мог бы существовать до сих пор, если бы «красная опасность» исчерпывалась такими людьми, как Толстой и Кропоткин, террористами, как Ленин или Плеханов, старыми психопатками, как Брешко-Брешковская или же Фигнер, или авантюристами типа Савинкова и Азефа.
Как это бывает с каждой заразительной болезнью, настоящая опасность революции заключалась в многочисленных носителях заразы: мышах, крысах и насекомых… Или уж, выражаясь более литературно, следует признать, чтобольшинство русской аристократии и интеллигенции составляло армию разносчиков заразы. Трон Романовых пал под напором не предтеч Советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворной знати, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и др. общественных деятелей, живущих щедротами Империи.
Царь сумел бы удовлетворить нужды русских рабочих и крестьян; полиция справилась бы с террористами! Но было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в Шестую книгу российского дворянства список отпрысков самых знатных российских дворянских родов - прим. ред.), и оппозиционным бюрократам, воспитанным в русских университетах.
Как надо было поступить с теми великосветскими русскими дамами, которые по целым дням ездили из дома в дом и распространяли самые гнусные слухи про царя и царицу? Что надо было сделать с ректором Московского университета, который превратил это старейшее русское высшее учебное заведение в рассадник революционеров? Что следовало сделать с графом Витте, специальностью которого было снабжать газетных репортёров скандальными историями, дискредитировавшими Царскую семью? Что следовало сделать с нашими газетами, которые встречали ликованиями наши неудачи на японском фронте?
Как надо было поступать с теми членами Государственной Думы, которые с радостными лицами слушали сплетни клеветников, клявшихся, что между Царским Селом и ставкой Гинденбурга (командующий Восточным фронтом германской армии в Первую мировую войну - прим. ред.) существовал беспроволочный телеграф? Что следовало сделать с командующими вверенных им царём армий, которые интересовались нарастанием антимонархических стремлений в армии более, чем победами над немцами на фронте? Описание противоправительственной деятельности русской аристократии и интеллигенции могло бы составить толстый том, который бы следовало посвятить русским эмигрантам, оплакивающим на улицах европейских городов «доброе старое время». Но рекорд глупой тенденциозности побила, конечно, наша дореволюционная печать…»
Справка «Белгородских известий»
Великий князь Александр Михайлович Романов - друг детства императора Николая II. Проходил службу на флоте. С марта 1895 по июль 1896 года - старший офицер броненосца «Сисой Великий». В 1895 году представил Николаю II разработанную под его руководством программу усиления Российского флота на Тихом океане, в которой предсказывал войну с Японией. В 1901-1902 годах командовал черноморским эскадренным броненосцем «Ростислав». 1 января 1903 года произведён в контр-адмиралы, назначен младшим флагманом Черноморского флота. Во время русско-японской войны возглавил Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, принял командование эсминцами Балтийского флота, построенными на средства комитета. Высказывался против посылки 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, считая её недостаточно сильной. После поражения в войне принял непосредственное участие в разработке программ воссоздания флота. С 1915 года - адмирал. Один из первых руководителей русской авиации. В конце 1918 года эмигрировал во Францию. Состоял почётным председателем Союза русских военных лётчиков, участвовал в деятельности РОВС, покровительствовал Обществу помощи детям русской эмиграции. Скончался 26 февраля 1933 года в Рокебрюне.
- Комментировать
- 2174 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад