Мюзикл «На чудесном острове Буяне...» возвращает нас к исконно русской народной культуре
«На море на окияне, на острове на Буяне...». Фраза эта неизменно сопровождала все заговоры восточных славян. И отражала их представления о Буяне как о сакральном месте - центре божественного мира, источнике жизни и всех явлений мира земного. Там обитают сверхъестественные существа, нет времени как такового и возвышается магический дуб - аналог «мирового древа», центральной оси Космоса, соединяющего небо и землю стержня.
Позже остров Буян станет известным объектом «сказочной» географии наряду с тридесятым царством, речкой Смородиной, Калиновым мостом... Пройдёт ещё несколько столетий и Александр Сергеевич Пушкин заново откроет миру тайны наших далёких предков. По мотивам сказок великого русского поэта и русских народных преданий Елена Латыш-Бирюкова напишет либретто «На чудесном острове Буяне...», который станет основой одноимённого мюзикла.
Премьера мюзикла, посвящённая 210-летию со дня рождения Пушкина, состоялась ещё в 2009-м. Либретто Латыш-Бирюковой поставил с актёрами детского музыкального театра-студии «Звуки музыки», которым она руководит, Пётр Харлов. С первых дней показа «На чудесном острове Буяне...» ожидал успех - признание зрителей и компетентных коллег. В 2010-м «Звуки музыки» стал абсолютным победителем, получив главный приз и грант II Международного конкурса «Кубок Европы» в Минске (Беларусь), где своё творчество представляли коллективы из крупных городов России, Украины, Польши, Латвии, Израиля... Неудивительно, что создатели мюзикла снова вернулись к своему титулованному «детищу». В минувший вторник на сцене Белгородской государственной филармонии развернулось действие «На чудесном острове Буяне...». И до конца недели - состоялось несколько показов - радовало учащихся городских школ.
Однако, по моему убеждению, аудитория мюзикла может быть и гораздо старше. Авторы не просто воспроизводят детские на первый взгляд сказки, а вскрывают глубинный смысл произведений Пушкина, являя вечное противостояние Жизни и Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы. Чёрный Коршун (Дмитрий Алексеев), сын бога подземного царства Вия, коварный, беспощадный, кровожадный и безжалостный, восстаёт против красоты и мудрости Белой Царевны Лебедь (Любовь Добровольская), существа божественной природы, хранительницы живой воды и молодильных яблок. Он похищает Царевну, тем самым обрекая мир на вечное разрушение и запустение. Князь Гвидон же (Александр Легеза) - славный и могучий богатырь - сражаясь за свободу любимой, борется за Русь. На его щите - сокол, олицетворяющий доброго молодца, совершающего подвиги.
Здесь вообще нет случайных персонажей. Золотая рыбка (Алёна Чумакова), в чьё подводное царство попадает Гвидон, - символ исполнения любых, даже несбыточных желаний, и одновременно воздаяния по заслугам, по справедливости. Именно Рыбка спасает богатыря от смерти в пучине морской и даёт стрелу с магического дуба, посвящая его в тайну. Шамаханская царица (Олеся Съедина) - у персонажа пушкинской «Сказки о золотом петушке» нет мифологических прототипов, зато есть реальный. Как полагают многие исследователи, им стала Кученея - дочь мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича и вторая жена Ивана Грозного, получившая после обращения в православие имя Мария Черкасская. В мюзикле эта коварная, восточная красавица пытается околдовать Гвидона, но терпит крах. Конечно, в финале восторжествует добро. И на земле Русской воцарятся любовь и процветание. Об этом нам сказывают баян (Святозар Бурдин), птица радости Алконост (Светлана Шабанова) и птица печали Сирин (Ольга Убоженко). Сложившийся актёрский ансамбль, галерея ярких образов.
Крайне важны для мюзикла вокал и хореография. Напористо поют Гвидон-Легеза и Коршун-Алексеев, нежно и неторопливо Царевна-Добровольская... Сольное исполнение или музыкальные диалоги между главными героями - актёрам подвластны все партии (педагог по вокалу - Николай Бирюков). Слаженно звучит хор. В музыке преобладают быстрые ритмы, актуальные для современности, и при этом обнаруживается связь с традицией. Это кредо Латыш-Бирюковой, которое она воплощает в своих музыкальных сочинениях. Кордебалета здесь нет, танцуют сами вокалисты (балетмейстер-постановщик - Наталья Овчарова). И надо признать, что их пластический рисунок очень выразителен.
Красочные костюмы и сценография. Одежда сцены меняется несколько раз (художник-постановщик - Марина Шепорнёва) - сначала перед зрителями предстаёт остров Буян с магическим дубом, с градом, затем чёрное царство Коршуна, подводные владения Золотой рыбки, дворец и сады Шамаханской царицы... В соответствии с этим меняется и освещение: в мюзикле очень насыщенная световая палитра - жёлто-голубое, красное, жёлто-зелёное, малиново-фиолетовое. Атмосферу заявленного пространства создают и актёры массовки - берендеи и берендята, лебёдушки, русалки, морские обитатели, восточные красавицы...
Мюзикл «На чудесном острове Буяне…» возвращает нас к исконно русской народной культуре и классической литературе, к духовно-нравственным ценностям, которые они транслируют, к своим корням.
- Комментировать
- 2642 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад