Отныне Белгород по праву может считаться членом клуба производителей большого кино. Руководитель студенческого театра БелГУ Пётр Харлов снял свой первый (и первый в Белгороде) полнометражный художественный фильм под названием «Кома». Фильм успел уже побывать на Каннском фестивале и даже получил положительную рецензию жюри. Накануне Дня кино, который будет отмечаться 27 августа, корреспондент «Белгородских известий» Наталия КОЗЛОВА поговорила с Петром ХАРЛОВЫМ о фильме.
О любви и дружбе народов
- Пётр Владимирович, задам, наверное, самый популярный вопрос: почему «Кома»?
- Название картины символично. Жизнь без любви не существует, она превращается в рутину, банальность, тусклость и неинтересность - человек впадает в своего рода кому. К тому же слово «кома» в переводе с испанского значит «запятая», и в судьбах героев фильма точка не поставлена.
- На первый взгляд, «Кома» - это любовная история студента из Эквадора и девушки-белгородки…
- Фильм сложнее, чем просто «о любви», само собой, это одна из главных тем, но любовь рассматривается в контексте соприкосновения цивилизаций. Русский человек в обычной жизни мало сталкивается с представителями других, далёких ему культур, в фильме как раз и показано это соприкосновение.
В студенческом театре БелГУ под моим руководством занимались и американцы, и китайцы, и индонезиец, и боливиец - представители очень разных стран и культур. Это не просто дружба народов, у нас происходил контакт на человеческом уровне. Приведу элементарный пример. В Эквадоре нет зимы, и люди так живут: у них два сезона - лето и ещё раз лето. Даже из-за этого у нас с ними разные подходы к самым простым вещам. Осознать это дорогого стоит. Я даже думал назвать фильм «Касание».
- Как вообще появилась идея снять этот фильм?
- Идею предложил Эстебан Иррибара, к тому времени он уже несколько лет занимался в нашем студенческом театре. К этому шагу его подтолкнула гибель студента-соотечественника, который утонул на городском пляже. Но мы не хотели, чтобы факт трагической гибели был главным в фильме, хотелось рассказать историю того, как человек входит в другую, российскую, жизнь.
Эстебан обратился к одному из ведущих писателей Эквадора Паоло Пума, он написал сценарий. Именно Паоло Пума назвал произведение «Кома». Но эквадорский писатель никогда не бывал в России, поэтому описанная им «российская действительность» оказалась далека от реальной - пришлось полностью переписывать сценарий. Признаюсь, южноамериканский взгляд на Россию очень любопытный и, безусловно, он лёг в основу нового сценария.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как складывались отношения в коллективе во время съёмок - то, что все люди творческие, сложно само по себе, а ещё и представители разных культур. Не было ли недопонимания, «трудностей перевода»? Как вообще подбирался актёрский состав?
- Актёрский состав - это практически все артисты студенческого театра БелГУ. Мы, даже когда перерабатывали сценарий, заранее знали, кто какую роль сыграет, и учитывали личность актёра.
Отношения у нас всегда были и есть замечательные. Для меня главное, чтобы было тепло и приятно общаться. Мы не профессиональный коллектив, и здесь проявление амбиций, как в большом театре, не допускается, но это не значит, что всё благостно, конечно, мы спорим…
К Эстебану приезжала мама и приходила к нам в театр на репетиции. Все настолько были поражены степенью её открытости, той радостью, которую человек может дарить окружающим. В неё все были просто влюблены! И мы постарались ухватить это настроение и сохранять его на репетициях и в жизни.
О финансах и заграничных съёмках
- Часть «Комы» снималась в Эквадоре. Правда, что фильмом заинтересовались в этой стране?
- Да, там будет премьера, и министерство культуры Эквадора тоже заинтересовано. Эстебан Иррибара сейчас улетел на родину и занимается этим вопросом.
- Картина снята белгородским творческим объединением «Лаборатория кино», почему съёмками занималось именно оно?
- «Лаборатория кино» - это ребята, которых я знаю ещё с их школьных времён, они занимались у меня, когда я работал в ТЮЗе. Владимир Чуйков был режиссёром-постановщиком «Комы», Алексей Чуйков - оператором-постановщиком. Альтернативы им просто не было - они талантливые, творческие люди. В прошлом году стали финалистами всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион».
- Кто же финансировал проект?
- Никто, нас даже не назовёшь малобюджетным проектом! Мы вообще безбюджетные! Все ребята были увлечены идеей, естественно, все снимались с удовольствием и никому не платили за работу. По сюжету у главной героини должна быть бабушка, но денег не было для того, чтобы оплачивать чью-либо актёрскую работу, так мне пришлось стать дедушкой… Конечно, «Лаборатория кино» вкладывала свои деньги - покупка необходимой аппаратуры и прочее. Так что мы сняли весь фильм своими силами.
- Съёмки проходили в Белгороде, Москве и столице Эквадора Кито, чем отличалась работа в России от работы в этой стране?
- Отличалась тем, что меня там не было! Поездка в Эквадор очень дорогая. И мы не могли себе позволить поехать всей группой. Поэтому туда отправились кинооператор, актёры и режиссёр-постановщик Владимир Чуйков, он, кстати, был поражён тем, насколько местные жители доброжелательны. Перед поездкой мы чётко проработали и прорепетировали все сцены. И определились с местами съёмок.
О театре и кинематографе
- Вы - театральный режиссёр, и это ваша первая киноработа. Тяжело ли было начинать сразу с полнометражного художественного фильма?
- Когда не знаешь, что такое легко и что такое тяжело, всё уходит на то, чтобы постичь этот, другой, способ творить…
- Я знаю, что вы отправляли «Кому» на Каннский кинофестиваль. Как мировые критики оценили картину?
- На самом деле отправлял не я, а актёры, они собираются участвовать и в других фестивалях. А из Канн пришёл хороший отзыв. Жюри сочло картину интересной и любопытной.
- Что было самым тяжёлым в съёмочном процессе? Какая сцена актёрам далась тяжелее всего?
- Вообще в силу того, что процесс новый, всё давалось достаточно сложно - надо было понять сам процесс. Одно дело работать на зрителя в зале и совсем другое - на камеру: помнить, какой снимают план - крупный, средний… Технически сложно было снять купание в крещенские морозы. Бедный Володя Решетников отыграл сцену в ледяной воде, а потом оказалось, что оператор забыл включить камеру - пришлось «моржевать» снова! В актёрском и режиссёрском плане очень долго снимали прогулку по городу - это ведь не просто прогулка, это процесс развития отношений, и его надо было показать без слов. Кстати, в этом эпизоде отлично показан город, его достопримечательности.
Наша команда работала над фильмом около четырёх лет, нам хотелось показать времена года во всей красе: очень долго ждали снег, белые пушистые хлопья - так и не дождались. Отсняли со снегом, который был, а через неделю пошёл снег такой, как нам был нужен, но, увы, уже не могли переснять сцены…
- Наверняка были и весёлые моменты?
- Конечно были, ну как же без них: молодые ребята - снимаем фильм. Особенно первые сцены - массовые, выезжали на природу всей театралкой нашей - весело, смешно и интересно!
- Одна из самых важных составляющих любого фильма - его звуковое сопровождение, как вы подбирали саундтрэк к «Коме»?
- Большую часть музыки написал Сергей Колесник, он более известен как Гуша Катушкин, мы давно знакомы, он написал изумительные песни к нашим спектаклям и здесь он создал прекрасные тексты и музыку. Володя Решетников, сыгравший одну из главных ролей, тоже написал музыкальную композицию для фильма. А все эквадорские мелодии написали друзья Эстебана.
О соприкосновении душ и премьере «Комы»
- В кинотеатре «Русич» 6 августа прошёл закрытый показ фильма, для чего это было нужно? Кого вы пригласили на премьеру?
- Нужно это было в первую очередь нам самим. Работу над фильмом мы закончили в апреле и за это время успели отойти от материала. И нам надо было самим понять и проверить на зрителях, что же в конце концов получилось? На показе были наши друзья, знакомые и близкие, нам было очень важно, чтобы нас правильно поняли. Оказалось, что многие хотели бы видеть другой финал…
- Какие чувства вы испытали, когда увидели реакцию зрительного зала?
- Я понял, что не зря взялся за дело, что это не самодеятельная картинка. Что у нас получилась достаточно интересная работа, о которой можно говорить и обсуждать. Люди рассказывали, что после просмотра фильма два-три дня обдумывали его, возвращались к увиденному.
- Какова дальнейшая судьба «Комы»?
- Пока идут фестивальные показы фильма, а потом, возможно, фильм выйдет в прокат или появится в Интернете. Эстебан вместе с Машей Телишевской улетели в Эквадор, готовятся к премьере фильма на родине Эстебана. Кстати, ребята, в отличие от своих экранных персонажей, поженились, и у них самая настоящая любовь. Возможно благодаря тому, что они работали вместе в театре, и произошло «соприкосновение душ».
Справка «Белгородских известий»
Фильм «Кома» - это история любви, дружбы и выбора троих молодых людей. Начинается она с приезда в Белгород студента из Эквадора Андреаса, его роль исполнил Эстебан Иррибара. На вокзале его встречает Настя (Мария Телишевская), по ходу развития сюжета герой знакомится с Настиным дедом (Пётр Харлов) и с её молодым человеком Володей (Владимир Решетников). Белгородка и эквадорец влюбляются друг в друга, но их счастье длится недолго - Андреас тонет в Везёлке… После этого сюжетная линия фильма разделяется на две части: первая рассказывает о жизни семейной пары Насти и Володи после смерти Андреаса, вторая же повествует о здоровом и невредимом эквадорском студенте, который у себя на родине пишет книгу о России.
- Комментировать
- 2819 просмотров
почему первый полнометраж? а
почему первый полнометраж? а Пустое пространство разве не полнометражка?
Тогда уже второй в городе,если ни третий