Патриотизм, подвиг, мужество: в годы войны все - от мала до велика - стояли насмерть за Родину. И даже дети становились невидимыми героями войны и очевидцами чудесных спасений.
В их числе оказалась Пелагея Варфоломеевна Шубная, которой в 1941 году было всего 13 лет. Так сложилось, что её семья, в которой было ещё шестеро детей, вернулась на родину - в село Погореловка Прохоровского района - за три недели до начала войны. Много тягот пришлось им пережить - в самом начале войны они остались без ничего: вещи, отправленные товарным поездом, так и не дошли, отца и старшего брата призвали на фронт, матери приходилось работать, а Полине - нянчить детей.
После войны уже своим внукам она рассказывала, как с братьями и сёстрами чуть не погибла в погребе во время бомбёжки, когда свод начал валиться, а детвора, вцепившись в подол её платья, не давала вылезти.
- Ещё и грудная Муся на руках - ей тогда полгодика было, - вспоминала Пелагея Варфоломеевна. - А я кричу: «Мам, мам, где ты?». Она прибежала, я стала ей детей подавать, только сама ступила на последний порожек из погреба - крыша обвалилась…
Сколько всего ещё было - каждый день на грани жизни и смерти: страх, голод, непрекращающиеся бомбёжки...
- В 1943 году мать заболела, тогда эпидемия тифа была, - продолжила свой рассказ Пелагея Варфоломеевна. - Полтора месяца она лежала в Подольхах, а тётки-соседки мне всё говорили: сдай детей в детский дом, мать умрёт, что ты с ними делать станешь? Тогда как раз забирали детей в эвакуацию. А я не сдала. Как вспомню - они обступили меня, плачут, говорят: «Нянь, не отдавай!». А я сама реву и говорю: «Кому ж я вас отдам, да и что матери скажу, когда она вернётся...»
26 января 1943 года немцы, отступая из Погореловки, согнали пленных в школу и зажгли её.
- Бедные солдатики, мороз, они раздетые, кто обут, а кто и босой... Перед тем, как сжечь пленных, немцы предложили солдатам перейти на их сторону, но никто не согласился, а когда школу запалили, то они кричать стали, кто пытался спастись и выбегал - тех расстреливали, так и сгорели они. Утром немцы ушли, когда школа догорела, мы бегали туда, - тяжело вздыхая, рассказывала Пелагея Варфоломеевна. - Там были горы обгоревших и уже начавших примерзать друг к другу трупов... Мужики в то утро из-под груды тел спасли троих или четверых. Одного мой дед спас, несколько дней раненый солдат просидел у нас в сарае, ему тайком еду носили, немцы искали его, но никто не выдал. Уже после войны он присылал письмо. Правда, письмо это затерялось давным-давно...
Потом семью эвакуировали в Прохоровку, и они жили там, огород даже посадили, а когда танки ехали на Прохоровское сражение, то кусок огорода гусеницами разворотили.
- В дни сражений земля как будто гудела, грохот и скрежет страшный стоял, а потом сказали, что мы победили, - улыбаясь, вспоминала Пелагея Варфоломеевна.
Так и дожили до Победы. После войны отец Пелагеи Варфоломеевны вернулся только в 1947 году, а старший брат Николай, которого она так любила и о котором с теплотой всегда вспоминала, погиб, как выяснилось потом, ещё в начале войны. Судьба её сложилась: она вышла замуж, родила четверых детей, всю жизнь работала дояркой в колхозе.
Умерла Шубная Пелагея Варфоломеевна 9 февраля 2013 года.
- Комментировать
- 1478 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад