25 и 29 апреля в Белгородской государственной филармонии состоятся уникальные концерты
«Орган и музыка народов мира»… Для этого концерта сплотились солисты филармонии: Тимур Халиуллин (орган), Михаил Пидручный (испанская и китайская волынки, сопилка), Алексей Хамтеев (кларнет), Карен Вирабян (дудук), Юрий Фукалов (балалайка), Михаил и Александра Топалиди (ударные), Галина Зольникова (сопрано). Концептуальное выступление обещает стать премьерой российского масштаба. Впервые на органе соло и в ансамбле с другими инструментами будут звучать произведения, возникшие в культурах разных народностей, предназначенные для других инструментов, но переосмысленные, оригинально интерпретированные именно для этой программы. О предстоящих концертах рассказывает лауреат международных конкурсов Тимур ХАЛИУЛЛИН.
Неофольклорная волна
- Фольклор понятен для всех. Он приковывает внимание музыкантов и куда проще находит путь к сердцу слушателя. В одиночку программу грядущего концерта я бы не осилил. Мы совпали в своих желаниях с великолепными и заинтересованными музыкантами и объединились. Идеи программы требовали соответствующих, интересных и диковинных инструментов. К счастью, так сложилось, что у наших артистов они появились - испанская (гаита) и китайская (хулусси) волынки, китайские и японские гонги… Идеи и инструменты - основа программы «Орган и музыка народов мира».
Народный образ органа
- О нём обычно забывают. А ведь орган занимал своё, особое, место в культуре разных народностей. Не случайно же его прообразами называют древние вавилонскую волынку, лаосский шэн и греческую флейту Пана. Вот это родство также питало идейную почву концерта. Орган предстанет как включающий в себя разные национальные инструменты. В его возможностях не только пародировать, но и соперничать с ними, вбирая их возможности и одновременно вступая в диалог - культурно-исторический, тембро-красочный, интонационный. Орган - великий инструмент. Одинаково гармонично на нём звучат произведения и высокого стиля, и народного.
Каждому народу по волынке
- Волынка интересовала меня давно. Мне хотелось создать ансамбль органа с волынкой. Параллельно со мной о волынке мечтал музыкант филармонии Михаил Пидручный. Узнав о моих планах и желании Пидручного, руководство филармонии пошло нам навстречу - для Михаила приобрели волынку.
Собственного, тогда и возникла идея грядущего концерта.
В руках Пидручного волынка расцветает звуками дивной красоты. Он берёт попевки, их варьирует, делает ритмическую ротацию, гармонично объединяя народное и академическое, дух и мысль. В этом концерте музыкант сыграет на испанской волынке - гаите - и китайской - хулусси. Последняя по звучанию напоминает флейту и, судя по многочисленным интернет-записям, является едва ли не самым распространённым инструментом в Китае. Очень мы ею впечатлились и для неё создали собственную красочную аранжировку «Вечера в деревне» венгерского композитора XX века Белы Бартока.
Получилась удивительная пьеса медитативного характера с импровизационными частями, придуманными Михаилом, соло органа. По продолжительности всего пять минут, а столько миров открывает…
К слову, волынка есть в каждом народе. У русских тоже. Вспомните русскую народную «Заиграй, моя волынка»! Да, быть может, она по-иному называлась, её структура была другой, но это уже детали. Кстати, для концерта мы сделали переложение этой мелодии для органа и волынки (гаита).
Пидручный возьмёт в руки и народную украинскую сопилку. Инструмент похож на русскую народную свирель и академическую флейту-пикколо. Есть, конечно, и свои особенности: сопилка обладает старинным колоритом, звучит светло и пронзительно. Выбрали первую часть Концерта для флейты с оркестром соль мажор Антонио Вивальди. Вы уже поняли, что речь не о фольклорном произведении, но наш вариант с органом и сопилкой звучит великолепно, приближаясь в своём звучании к флейтам прошлых столетий.
Всё сольётся в пляску
- В программе концерта - татарские мелодии. В ансамбле с кларнетистом Алексеем Хамтеевым исполним Фантазию на татарские народные темы Александра Ключарёва, композитора, сочетавшего и фольклор, и классику. Здесь автор на основе одного народного мотива строит огромное цельное музыкальное полотно. И в регистровке я воплотил те звуковые образы, что существуют во мне с детства. Перед слушателями развернётся народная пляска, полная мощи и неизбежно вовлекающая в свой водоворот. К этому жанру обращались и многие русские композиторы - вспомним известную «Камаринскую» Михаила Глинки, основанную на русской народной пляске. Её мы вместе с балалаечником Юрием Фукаловым тоже исполним. И это будет, наверное, самое необычное сочетание концерта - орган и балалайка.
Представлю свои вариации на тему, пожалуй, самой популярной татарской плясовой мелодии «Бас, кызым Эпипа» («Танцуй, девушка Эпипа»). Эта национальная тема претворяется через все академические жанры: сначала звучит типично органный хорал, потом трио-фактура, когда ноги играют бас, одна рука - сопровождение, другая - мелодию. Следующий эпизод - романтическое скерцо с интересной регистровкой, живым темпом. Далее - прелюдия и фуга. И всё завершается токкатой. То есть в этой пьесе через татарскую образность показаны самые характерные органные жанры. Возможно, вы удивитесь, в этой пьесе я трактую орган как большую татарскую гармошку - те же духовая природа, меха, язычковые регистры. Когда развитие музыки доходит до своего апофеоза, звучность обрывается, доносятся звуки, пародирующие татарскую гармошку, а после - заключительные аккорды сметают всё на своём пути. И на примере этого произведения можно будет проследить, как народная идея претерпевает развитие через разные контексты - культурные, жанровые, фактурные, превращаясь то в песню, то в скерцо, то в шутку, то в академическую и сухую фугу, кантилену. И как национальные черты разрушатся в общем потоке. Да-да, здесь есть что-то разрушительное - сегодня мы не уйдём от глобализации. Но она ведь не только стирает национальные, особые, черты, она может и обогатить. Как об этом судить - уже личный выбор каждого из слушателей.
Впервые исполнил её в органном зале имени А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. Волновался. Представьте: застольная плясовая музыка, в академических стенах да ещё и на органе! Как так? Но, к моему удовольствию, публика её так приняла, что казалось, ещё чуть-чуть - и все пустятся в пляс. До сих пор она меня вдохновляет.
Душа абрикосового дерева
- Вот так поэтично называют духовой инструмент дудук на его родине в Армении. В программу «Орган и музыка народов мира» вошли две версии армянской народной музыки - песня «Ешхемед» («Я болен от любви») Саят-Новы, основанная на старинной мелодии, и «Отар Амаи». Партию дудука исполнит Карен Вирабян. А познакомил нас Михаил Пидручный, который, собственно, и стал инициатором этого ансамбля. Вот так всё связано. Музыка дудука крайне оригинальная, медитативная.
Что общего у этого инструмента с органом? Орган со своими тянущимся звуком, низкими частотами и флейтовыми тембрами оказался очень близок армянской национальной музыке. Он словно расцвечивает новыми красками звучание дудука - музыка существует в новом контексте и приобретает новые колористические нюансы.
Родом из Восточной Азии
- Публика услышит интересное сочетание органа и ударных. Александра Топалиди представит ксилофон (инструменты-прообразы которого были популярны у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки), Михаил Топалиди - ударную установку, в состав которой вошли китайские и японские гонги, приобретённые нашими оркестрантами во время новогодних гастролей в Китае. Прозвучит Фантазия на темы японских гравюр для ксилофона с органом американского композитора армяно-шотландского происхождения Алана Хованнеса. И моменты щемящей грусти, и звуковое воплощение восточной созерцательности, и мириады прекрасных колористических эффектов, и военный марш в заключение… - будто бы из глубины веков и одномоментно из дня сегодняшнего возникнет эта музыка, явив множество граней японской народности.
Легенды Туманного королевства
- Какая народность без вокальной музыки? Вот и мы решили включить в концерт ещё один вариант ансамбля - орган и сопрано Галины Зольниковой. В этот раз блистательная солистка филармонии исполнит старинную английскую (ирландскую) народную песню «Зелёные рукава» (Greensleeves). О происхождении «Зелёных рукавов» известно не так много. Мелодию на гармоническую модель романески создал анонимный композитор в XVI веке. Автором текста баллады, по одной из версий, называют английского короля Генриха VIII. Говорят, он создал её для своей возлюбленной Анны Болейн, ставшей его второй супругой.
«Зелёные рукава» - атрибут одежды куртизанок в средневековой Англии, «цвет лёгкости в любви» - в контексте песни символично указывают на неверность девушки. Её тема - сетования влюблённого мужчины на безответную любовь и ветреный нрав избранницы. Песня бытует в разных переложениях, вплоть до рока, в звучании на разных инструментах. В нашей интерпретации, что ценно, она стала музыкой для голоса. И в таком ансамбле практически нигде не исполняется.
Соло короля
- Несколько вещей я исполню сольно. Скажем, Рондо в кельтском стиле нашего современника Ханса-Андре Штамма. Здесь красочная регистровка органа передаст музыкальный колорит шотландских и ирландских шумных народных празднеств с их трубами, волынками, плясками с «прихлопом». Прозвучит «Два Танца Агни Явишты» французского органиста и композитора Жана Алена. Он сочинил пьесу под впечатлением от индийских образности и музыки. Их черты явно проглядывают здесь. И наделённые внутренней духовной силой «Литании» этого же композитора. «Молитвы» - так это переводится, здесь повторяются краткие молебные воззвания, вроде «Господи, помилуй». Ален к этому ритуалу добавил африканских ритмов, взял народную гармонию - здесь нет регулярности, чёткого размера, квадратных форм, всё развивается спонтанно, но с безусловной внутренней логикой. Это то, что отличает народную музыку от классической. По жанру «Литании» также походят на народную пляску, кто-то заметит и волыночные наигрыши. Конец же окажется не оптимистичным - создание произведение совпало с гибелью близкого для композитора человека, о чём он упоминает в эпиграфе к нему. Африканский элемент, жанр молитвы и гибель близкого… - посмотрите, сколько всего питало творца.
- Тимур, идейные основания программы «Орган и музыка народов мира» и инструменты, которые в ней используют, наводят на ассоциацию с гигантской художественной палитрой: вы можете обратиться к музыке той или иной народности, возникшей в разный временной период, выбрать для её исполнения любой, подчас весьма неожиданный инструмент… Как вы оцениваете возможности, открытые культурной глобализацией?
- Обогащение, многополярность восприятия, полипластовость музыки - вот какие возможности открываются перед современными музыкантами. Изъятая из другой культуры и попадающая в другой контекст, рассмотренная с позиции другого мышления, она обрастает ещё большими смыслами. Этот экспериментальный путь невероятно важен для меня, без него мне уже не обойтись.
- Комментировать
- 3192 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад