несут службу защитники экономических интересов государства
Накануне профессионального праздника таможенников в Шебекинском районе на границе с украинской Плетнёвкой начал работать новый многосторонний автомобильный пункт пропуска «Шебекино». И ещё хорошая новость: в профессиональном конкурсе Центрального таможенного управления «Мы гордимся своей профессией», который прошёл в Москве, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного управления таможенного контроля № 1 Белгородского таможенного поста Ольга Васильевна Вострышева признана лучшим специалистом службы федеральных таможенных доходов.
Стало интереснее работать
Старенький корейский седан таможенников шлёпал по мокрой трассе между расставшихся с урожаем полей, а я пристально вглядывался через запотевшее стекло, пытаясь издалека увидеть новый пункт пропуска. Тщетно. Он возник внезапно, будто вырвался из белёсой пелены мелкого дождя. Полтора года назад здесь было поле и комбайны. Сейчас - четырнадцать гектаров свежего асфальта, легковушки, автобусы с туристами, грузовики с товаром, пограничники и таможенники. Северная и южная части нового здания пункта пропуска, как крылья чайки, нависают над двумя десятками автомобильных пропускных полос. На старом пункте, оставшемся теперь не у дел, таких полос было в два раза меньше. Это единственный в России именной пост - он назван в честь генерал-майора таможенной службы, первого начальника Белгородской таможни Владимира Данкова.
Проезжая под северным крылом, машины и пешеходы покидают Россию, а под южным - возвращаются на родину. Новостройка оснащена электронным весовым оборудованием, системами радиационного контроля, рентгенотелевизионной аппаратурой и мобильным инспекционно-досмотровым комплексом. Руководит этим современным хозяйством полковник таможенной службы с двадцатилетним стажем Олег Владимирович ГОЛОВЧЕНКО.
- А до руководства Шебекинским постом где вы работали? - спрашиваю полковника Головченко.
- С 2007 года на посту в Нехотеевке и вот уже почти два года здесь.
- Почувствовали разницу?
- Конечно. Сейчас используем современные средства связи, контрольное оборудование. Я заметил, что и инспекторам стало интересно работать. Рации не умолкают.
И будто в подтверждение этих слов рация на столе начальника зашипела и выдала в эфир какую-то рабочую информацию.
- Олег Владимирович, как долго строили этот таможенный пост?
- Полтора года. Со всем оборудованием он обошёлся в один миллиард шестьсот миллионов рублей, - ответил полковник и положил на стол спутниковый снимок МАПП «Шебекино».
Склонившись над фотографией и «вооружившись» ручками, мы, как указками, водили ими по листку с пронумерованными объектами. Я задавал вопросы, а Олег Головченко рассказывал о каждом новом здании автомобильного пункта пропуска. Со стороны, наверное, мы были похожи на заговорщиков.
В каждом крыле оборудован автовокзал, в котором пассажиры автобусов проходят таможенное и пограничное оформление. Проверка тридцати пассажиров занимает около получаса. Норматив для легкового транспорта -10 минут. Грузовики досматривают дольше. Въезжая на территорию России, они проходят взвешивание и документально-инструментальный контроль. После этого машину направляют на мобильный инспекционно-досмотровый комплекс.
- Он просвечивает транспортное средство и перевозимый им груз. Оператор определяет однородность товара и выявляет посторонние вложения в грузовых отсеках. Если такие обнаружены, то машина направляется в бокс углублённого досмотра, - рассказал Олег Головченко, обведя на фотографии бело-зелёный ангар, расположившийся недалеко от центрального здания.
- И часто приходится отправлять машины на углублённый досмотр?
- Два-три раза в неделю. Недавно в дополнительных ёмкостях пытались провезти на Украину 60 литров незадекларированной солярки. Такие попытки регулярны, ведь в России топливо дешевле.
- Но это относительно безобидная контрабанда, а попадались ли действительно опасные нарушители?
- Не так давно с помощью инспекционно-досмотрового комп-
лекса в раме грузовика из Турции нашли сто килограммов героина. Так что свою стоимость в 160 миллионов рублей комплекс оправдывает.
- Олег Владимирович, а сколько бензина можно провозить через границу, не опасаясь быть задержанным?
- В отдельной ёмкости - десять литров, но предприимчивые жители Украины умудряются восемь-десять раз в день съездить в Россию с десятилитровыми канистрами в багажниках. Бороться с этим мы не можем, потому что нет такого критерия, как частота пересечения границы.
На территории пункта пропуска теперь есть склад вещественных доказательств и задержанных грузов (раньше их отвозили в Нехотеевку и Старый Оскол), здание ветеринарного контроля и фитосанитарной службы, санитарно-карантинный пункт, санитарно-карантинный барьер для обработки транспорта, кинологическая пограничная и таможенная служба, магазин беспошлинной торговли.
- В ближайшее время МАПП «Шебекино» может стать первым на российско-украинской границе пунктом пропуска, на котором вместе с нами будут работать контролирующие службы Украины. Всё необходимое оборудование у нас уже есть, а помещения для украинских коллег предусмотрены в южном крыле центрального здания, - сказал Олег Головченко.
- А сколько сотрудников в пункте пропуска?
- Сейчас в таможенной службе 89 человек. Оперативные сотрудники работают сутки через четверо, а административные - пять дней в неделю. Проектная же мощность - более трёхсот шестидесяти сотрудников.
С окружающих полей дул холодный осенний ветер. Вдалеке, под медленно движущейся рамой мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, «просвечивалась» фура с украинскими номерами. Её водитель сидел в кабине, а когда процедура закончилась, выскочил и побежал с зажатыми в руке документами в здание таможни. Он был в зимней куртке, меховой шапке и шлёпанцах на босу ногу. А мы зашли в автовокзал.
- Здесь пассажиры начинают свой путь через границу, - сказал начальник поста и подошёл к большому железному ящику с транспортёрной лентой. - Это рентгенотелевизионный аппарат, такие же стоят в аэропортах. Человек ставит сумку, проходит рамку металлодетектора и, если рентген не выявил подозрительных предметов в багаже, забирает его. Затем проходит мимо стойки системы радиационного контроля…
- И часто она срабатывает?
- Бывает. В основном на людей, которые прошли курс облучения при онкологических заболеваниях.
- Как в таких случаях поступают таможенники?
- Просим показать справку из больницы. Если такого документа нет, то человек границу пересечь не сможет. Если всё в порядке, пограничники проверяют документы, и пассажиры садятся в автобус, который к этому времени тоже прошёл контроль.
Пока мы разговаривали, к автовокзалу подъехал микроавтобус. Восемь пассажиров с сумками зашли в помещение и нерешительно разбрелись по залу.
- Добрый день! Приветствуем вас на территории Российской Федерации, - обратился к растерявшимся людям сотрудник таможни. - Прошу вас по одному ставить сумки на рентген-контроль и проходить через рамку металлодетектора.
Так и сделали. А через десять минут все путешественники уже стояли на улице и поджидали свой микроавтобус.
- Вы часто ездите через границу? - спросил я сразу у всех.
- Да… Регулярно… - услышал вразнобой.
- И как вам новый таможенный пост?
- Удобно, ничего не скажешь, - деловито ответила пожилая женщина. - Обычно замечаешь всякие трудности и неудобства, а сейчас прошли контроль и даже не заметили, - подытожила она и улыбнулась золотыми коронками.
- Олег Владимирович, а почему так мало машин? - спросил я начальника поста.
- Не сезон. Больше всего транспорта в праздники да летом - в период отпусков.
А ещё Олег Головченко рассказал мне, что любит рыбалку и охоту и каждое лето старается на недельку вырваться в Астраханскую область порыбачить с друзьями. И что в прошлом году, когда на Украине проходил чемпионат Европы по футболу, Шебекинский пост решил провести противопожарные учения: «Надо было отработать взаимодействие служб при тушении пожара. Притащили старую машину, подожгли, подождали, когда хорошо разгорится, и успешно потушили. А вечером жители города Шебекино передавали из уст в уста «достоверную» информацию о том, что наш пост совсем сгорел. Его, мол, подожгли террористы».
- Олег Владимирович, у вас есть родственники или друзья на Украине?
- Есть.
- Могли ли вы предположить, что когда-нибудь придётся служить на российско-украинской границе?
Олег Владимирович лишь грустно на меня посмотрел...
У меня всё впереди…
Ольга Васильевна ВОСТРЫШЕВА в 1999 году окончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, работала экономистом в банке, а четыре года назад переехала с Дальнего Востока в Белгород. Здесь узнала о проводимом Белгородской таможней конкурсе на замещение должности государственного таможенного инспектора, прошла строгий отбор и поступила на службу крупнейшей таможни Центрального региона России. В её составе пять отделов таможенного оформления и таможенного контроля, информационно-технический отдел, отдел таможенного досмотра, отдел контроля за таможенным транзитом, отдел административных расследований и отдел документационного обеспечения. Среднесуточный грузопоток - более 400 вагонов и 250 автотранспортных средств.
- Ольга Васильевна, какое у вас звание? - спросил я, обратив внимание на погоны с тремя красными звёздами в ряд.
- У меня не звание, а клас-сный чин. Я референт государственной гражданской службы II класса, - смущённо ответила симпатичная таможенница.
- А почему выбрали службу в таможне?
- Мне нравится государственная служба. Тем более, что Белгород - приграничный город, и для таможенника всегда есть работа.
- Расскажите о конкурсе, в котором вы заняли первое место…
- Он проводился в рамках празднования двадцатилетия Центрального таможенного управления. Отборочный этап, который включал теоретическое задание и три практических задачи, проходил в Белгородской таможне. В нём участвовали по три представителя от каждого таможенного поста.
- И какие были задания?
- Надо было правильно рассчитать стоимость груза, таможенные платежи и определить классификационный код товаров. Я успешно справилась со всеми и вышла в финал, который прошёл в Москве. Из четырнадцати финалистов стала первой.
- Ольга Васильевна, а в чём заключается ваша работа?
- Я контролирую документы, которые представляют в таможню участники внешнеэкономической деятельности.
- То есть, вы не досматриваете вагоны или фуры с грузом, не пересчитываете товар…
- Что вы, подавляющее большинство таможенных деклараций подают в электронном виде, а с 1 января будущего года это станет обязательным для всех. Кстати, наша Белгородская таможня первая среди двадцати таможен Центрального таможенного управления внедрила новейшую технологию электронного декларирования с применением сети Интернет.
- А в чём его преимущество?
- Сокращение сроков таможенного оформления, а самое главное - процедура стала прозрачной. Общение декларанта с инспектором таможни проходит в режиме реального времени, но только по электронным каналам связи. Таким образом, избавились от коррупционной составляющей в нашей работе - непосредственного общения с декларантом или его представителем.
- Можно назвать вашу работу рутинной?
- В какой-то степени да. Государственный таможенный инспектор должен быть очень внимателен при оформлении документов, ведь объёмы и суммы таможенных платежей исчисляются миллиардами. Не там поставленная запятая или нолик порой приводят к большим проблемам как для декларанта, так и для таможенника.
- И такие случаи бывают?
- Бывают, но у меня не было.
- Чего вы бы хотели достичь в профессии?
- Четыре года назад я была государственным таможенным инспектором, сейчас - главный государственный таможенный инспектор. Думаю, что у меня всё впереди…
- Комментировать
- 3505 просмотров
Комментарии
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 35 недель назад
4 года 36 недель назад