Каждый современный педагог должен быть включён в систему непрерывного самообразования
«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей» - высказывание русского писателя и публициста Ивана Ильина открыло традиционную областную августовскую педагогическую конференцию. Временно исполняющий обязанности губернатора Белгородской области Евгений Савченко, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, члены правительства, руководители вузов региона, главы администраций муниципальных районов и городских округов и педагоги общих, средних и высших образовательных учреждений в стенах молодёжного культурного центра Белгородского госуниверситета обсудили вопросы совершенствования системы непрерывного педагогического образования в современных условиях социально-экономического развития региона.
Повышая престиж профессии
Открыло конференцию выступление временно исполняющего обязанности губернатора Белгородской области Евгения Савченко.
- Образование остаётся главным приоритетом органов исполнительной и законодательной власти области. Органы власти вместе с педагогическим сообществом делают всё, чтобы успешно решать главную задачу, выполнять главную миссию - готовить системно мыслящее, творческое, деятельное, духовно богатое молодое поколение, - подчеркнул Евгений Степанович.
Евгений Савченко рассказал о комплексе мер, принимаемых в области для поддержки педагогов, повышения их статуса и раскрытия творческого потенциала. Так, на сегодняшний день средняя заработная плата учителей составляет чуть более 21 тысячи рублей. Этот показатель превышает среднюю заработную плату по экономике. Кроме того, в области реализуется ряд программ по улучшению жилищных условий педагогов. В текущем году особую популярность приобрёл проект «Учительский дом», в результате реализации которого в Белгороде и Старом Осколе, а также сельской местности возведено сто жилых домов. По словам Евгения Степановича, благодаря инициативе Владимира Путина в регионе начал работать проект «Ипотека для учителя». Уже в нынешнем году более ста семей будут включены в данную программу. Планируется, что ежегодно около 300-350 семей педагогов смогут улучшать свои жилищные условия.
Активная работа ведётся по развитию современной школьной инфраструктуры. В этом году капитально отремонтированы десятки учебных заведений. Три новые школы - в сёлах Доброе Грайворонского района, Малиновка Белгородского района и Борисполье Ракитянского района - вводятся в эксплуатацию. Помимо этого укрепляется учебно-материальная база школ, внедряются информационные технологии, обновляется школьный автопарк. Евгений Савченко заявил, что в ближайшие два-три года планируется полностью решить проблему с детскими дошкольными учреждениями на территории области.
- Учитель должен быть всегда современным и соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Учитель должен быть включён в систему непрерывного самообразования, самосовершенствования, - заявил Евгений Степанович.
Но каким образом модернизировать подготовку самого учителя? Ответ на этот вопрос и постарались найти участники конференции.
Стажировочные площадки
- Нам надо избавиться от обидной поговорки: «Если нет другой дороги, поступайте в педагоги». Детей должны учить те, кто к этому действительно готов, у кого есть способности к преподаванию, - заявил в своём выступлении исполняющий обязанности ректора НИУ «БелГУ» Олег Полухин.
Он предложил ввести творческий вступительный экзамен на определение склонностей к педагогической деятельности и повысить пороговый уровень для абитуриентов, поступающих учиться на педагогические специальности. Кроме того, он посоветовал ввести дополнительные часы изучения иностранных языков, чтобы каждый педагог с лёгкостью мог провести свой урок не только на родном языке, а также наладить непрерывную практику.
С основным докладом о совершенствовании системы непрерывного педагогического образования в условиях социально-экономического развития региона выступил начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики области - заместитель председателя правительства области Юрий Коврижных.
Юрий Васильевич отметил, что по итогам федерального мониторинга оценки населением результатов деятельности органов исполнительной власти в сфере образования регион занял четвёртое место в России, а по показателям результативности органов исполнительной власти в сфере образования область стала первой.
Несмотря на положительные показатели, существует ряд проблем.
Главная из них - неготовность педагогов к реализации стандартов нового поколения. Учителя продолжают работать по старым стандартам, по тем принципам, которым их учили в своё время. Виноват ли в этом учитель? Двоякий вопрос. С одной стороны, педагог выполняет своё главное предназначение - обучает. С другой стороны, как он это делает? По старинке. А современный педагог должен идти в ногу со временем.
По словам Юрия Коврижных, в регионе сохраняется тенденция сокращения числа учителей и с каждым годом становится больше педагогов пенсионного возраста. Так, за последние пять лет численность учителей в общем образовании сократилась на 17 процентов. Сегодня в регионе работают 11787 специалистов. 56,6 процента педагогов имеют стаж работы более двадцати лет, а доля работающих пенсионеров составляет 13,4 процента.
Проблемным становится вопрос о том, кто учит наших детей.
- О каком качестве кадров можно говорить при таком проценте заочного образования. Только в НИУ «БелГУ» и Белгородском институте искусств и культуры из ста процентов обучающихся 42 процента учатся очно, остальные - заочно. Из этого числа есть, конечно, процент тех, кто закончил педагогический колледж и пошёл преподавать в школы, параллельно при этом поступив получать высшее образование. Но это лишь небольшая часть. Подобная тенденция должна меняться, - говорит Юрий Коврижных.
Помочь в решении проблем могут осуществляемые в области программы и проекты, а также создание регионального института развития образования, который включит в себя стажировочные площадки общего, коррекционного, инклюзивного образования, площадки педагогических колледжей… Кроме того, в планах Министерства образования и науки Российской Федерации - создание трёх федеральных центров передового непрерывного педагогического образования и 25 региональных центров, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе. Юрий Коврижных выразил мнение, что у Белгородской области есть все условия и возможности для формирования подобного центра.
Вернуться к наставничеству
Директор Старооскольского педагогического колледжа Тамара Беликова выступила с предложением создать и наладить взаимодействие в цепочке «колледж-вуз». По мнению Тамары Павловны, современный учитель должен обладать гибкостью мышления, креативностью и готовностью активно работать в новом инновационном режиме.
Директор Горской средней школы Красненского района Наталья Доманова и директор Старооскольского городского института усовершенствования учителей Светлана Востокова сошлись во мнении, что хорошее методическое обеспечение, методические службы помогут в создании условий для профессионального роста педагога при переходе на новые образовательные стандарты и что организация повышения квалификации педагогов поможет достичь нового качества образования. Поэтому они предложили разработать на региональном уровне нормативные документы по регламентации деятельности стажировочных площадок и развить накопительную систему повышения квалификации.
Учитель Томаровской средней школы Яковлевского района, победитель областного конкурса «Педагогический дебют» Татьяна Ладных попыталась ответить на вопрос: «Почему в современную систему образования приходит мало молодёжи?».
- Все говорят о жилье, заработной плате. Но, как мы видим, зарплата повышается, работают программы «Учительский дом» и «Ипотека для учителя». Спросите, что же нам тогда мешает? Утрачен авторитет школы, снижен престиж профессии, - говорит Татьяна Ладных. - Мы сталкиваемся с проблемой адаптации начинающего учителя. Школьники не воспринимают всерьёз молодого педагога, постоянно пытаются тестировать его, задавая колкие вопросы, дабы проверить уровень его подготовки и знаний. Порой сталкиваешься и с неуважительным отношением родителей школьников. Некоторые не считают его мнение ценным, полезным, авторитетным и не воспринимают всерьёз. Поэтому каждому молодому специалисту нужна психологическая поддержка, сопровождение на начальной стадии. Должна быть постоянная помощь со стороны администрации, методической службы, коллег и родителей школьников. Кроме того, хорошо было бы вернуться к наставничеству.
…В завершение конференции Евгений Савченко поручил департаменту образования, культуры и молодёжной политики области принять меры по обеспечению с 1 сентября текущего года размера заработной платы работников педагогических колледжей на уровне заработной платы учителей общеобразовательных школ при условиях равной нагрузки. Также Евгений Степанович рассказал педагогам о новом областном проекте, который стартует в следующем году. В рамках проекта предполагается строительство жилья на льготных условиях в сельских населённых пунктах. Семьям будут предоставляться кредиты в объёме до трёх миллионов рублей сроком на тридцать лет под три процента годовых. С появлением в семье одного ребёнка треть долга будет погашена, а с рождением трёх детей дом перейдет в собственность.
- Быть современным - быть полезным, нравиться ученикам, быть способным удивлять тех, кого вы обучаете, - констатировал Евгений Степанович. Присутствующим на конференции педагогам он пожелал оставаться современными и востребованными.
- Комментировать
- 3184 просмотра
Требования к учителю школы
Слишком много требований предъявляется к простому учителю! Это неправильно, я категорически не согласен. Учитель не обязан давать идеальные знания! Задача учителя школы - дать знания в соответствии с минимумом образовательного стандарта по предмету, то есть на "тройку"! Нужно сократить требования стандарта, требования к уровню подготовки учащихся по предмету, чтобы на минимальный уровень, на "тройку", могли учиться все. Это бы облегчило работу учителя! В Советское Время учителю было легче работать! Меньше было требований, а уважения и власти у учителя было гораздо больше: уважали и слабого, и среднего, и сильного учителя по уровню подготовки. Все были равны тогда. Верните Советскую Власть назад!
Павел, молодой специалист, Белгородский район