«Керамика-2013» - выставка индивидуального творчества, связующая традицию и современность
От куска глины, лишённого формы, до предмета бытового обихода, который нередко становится образцом искусства, - мастер гончарного ремесла преодолевает сложный путь. Его руки и дар подчиняют себя природный материал, стихию огня и субстанцию времени - процесс, символически представлявший для древних рождение первого человека, приносит свои совершенные плоды. Выставка «Керамика-2013», которую экспонируют в Белгородском государственном центре народного творчества, доказала: восхищение и восторг перед ними испытывают по сей день.
Всевозможные сосуды, кувшины, кухли, вазы, декоративные тарелки, скульптура малой формы, панно, глиняная игрушка… - множество разнообразных по форме и назначению образцов керамики представили зрителям. И всякий со своим нюансом. Одни глазурованы, другие расписаны, третьи украшены лепным орнаментом, четвёртые обработаны с помощью молочения (после первоначального обжига изделие пропитывают коровьим молоком и снова отправляют в муфельную печь. - Е.Ш.). К слову, этот древний способ не только придаёт гончарному изделию красивый вид, но и защищает его от воды.
Для проекта «Керамика-2013» объединились более двадцати умельцев (многие из них имеют звание «Народный мастер Белгородской области») из восьми районов нашего края, в том числе из исторических центров гончарного промысла - Борисовки и Старого Оскола. Каждый из них ориентирован на традицию (на протяжении веков формировались основные приёмы лепки, обрастая новыми тонкостями, усложнялись технологии обжига…). Но, наследуя, осмысливают её с позиций нынешних тенденций и собственных эстетических представлений. Сегодняшний мастер черпает отовсюду.
Легко заметить яркий индивидуальный характер их творений. Личность автора не растворяется как раньше, а становится определяющей. Скажем, увидев несколько работ старооскольца Сергея Комарова, - напоминающий об античных амфорах сосуд «Земля», кувшин «Старина», «Кухлю», вазу «Эллада» - можно будет с лёгкостью угадать другие произведения, им созданные. Вот уже 12 лет талантливый керамист ищет новые формы и приёмы декорирования, экспериментируя с чернением, цветными глазурями, лепными элементами... Интересны сделанные им в содружестве с художницей Анастасией Сергеевой и сгруппированные в своеобразную серию предметы утвари - сверху белой краски, которая их покрывает, нанесён растительный узор.
Любопытны и произведения Оксаны Рощупкиной - глиняные игрушки, к которым в наши дни появился особый интерес и которые предоставили для выставки многие экспоненты.
- Игрушки лепили из целого куска глины. Форму придавали руками. Получалась она достаточно простой и незатейливой. На гладком лице мастер рисовал глаза и рот. Носа у старооскольской версии не было. Расписывали их, как правило, плакатной гуашью, сегодня я применяю акриловые краски, - рассказывает Рощупкина и демонстрирует свою композицию «Семья», которая ко всему оказалась и свистулькой.
Но особенно поражают её керамические иконы - образы Казанской Божией Матери, святителя Иоасафа Белгородского, Святого Петра. Перед нами традиция православного искусства. Вспомним уникальные произведения средневековой Руси - два распятия и круглый рельеф с изображением святого Георгия Победоносца на коне (Успенский собор в Дмитрове) и образ Спаса Нерукотворного и два распятия (Борисоглебский собор в Старице). Единственная из мастеров Белогорья, кто к этой редкости обращается, Рощупкина всё же творит в отрыве от каких-то эталонов - так, как сама считает нужным.
Искусница из Старого Оскола руководит детской студией «Волшебная глина» и является членом клуба для взрослых «Традиция», который возглавляют Владимир и Татьяна Лобынцевы (ученики известных старооскольских мастериц глиняной игрушки Ольги и Натальи Гончаровых. - Е.Ш.). Не так много людей владеют этим специфическим ремеслом. Но, как известно, не боги горшки обжигают. При огромном желании и терпении овладеть гончарной техникой можно, убеждены белгородские умельцы и с радостью передают свой опыт молодому поколению.
- Комментировать
- 2204 просмотра
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад