Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Письмо Суворову

Полный тёзка генералиссимуса стал нормальным человеком в ненормальных условиях

Письмо  СуворовуЯ узнала об Александре Суворове случайно. Тогда в моей жизни как раз шла чёрная полоса. И я решила написать ему. Без надежды, что он ответит. Просто необходимо было выговориться. Но Александр Васильевич ответил. Приведу читателю выдержки из его письма. Может, кто-то проанализирует и переосмыслит свою жизнь. Орфография и пунктуация автора сохранены.

««Надежда, привет! Ты спрашиваешь как быть, когда кажется, что все плохо?

Как быть? Помнить хорошее, игнорировать плохое, ни в коем случае не жалеть себя, не оплакивать себя заживо, не «давить» на жалость окружающих.

В мае 2006 года мне поставили очередной диагноз - сахарный диабет. Плюс куча других: слепота и глухота с детства, атаксия Фридрейха, хроническая ишемия головного мозга, гипертензия… Это всё не раз перечислялось в больничных выписках. Последние лет пять ни одного дня без тех или иных таблеток.

25 июня 2010 ко всему этому добавился тяжелейший перелом - винтообразный оскольчатый правой голени, обеих - малой и большой - берцовых костей. Из-за диабета делать операцию не решились, лечат консервативно, гипсом. Из-за диабета же срастается очень медленно, быть мне в гипсе в общей сложности полгода, с момента травмы. А тут ещё, как только выписали из больницы - смерть брата. Скоропостижная, от инфаркта аорты. И какой-то нелюдь придумал вирусную программу, атаковавшую в том числе и мой компьютер. Много погибло, в том числе невосстановимо. Брат умер вечером 26 июля, а вирус настиг меня в ночь с 12 на 13 августа. И что же в этой ситуации хорошего? А как же. Я не один. И у меня есть главное реабилитационное средство - компьютер со специальным дисплеем.

И есть кому его восстановить после вирусной атаки. Это моё главное орудие труда. Несмотря ни на какую хроническую ишемию головного мозга, продолжаю работать, а работа у меня умственная. Ну и то, о чём Вы сами пишете - что я нужен многим людям… И пока могу эту нужность подтверждать работой. И всё это хорошее перетягивает всё перечисленное плохое, всякие болезни и смерти и вирусные атаки. А раз перетягивает, раз могу жить так, как хочу - значит, всё хорошо. Чего и Вам желаю. Пока жив - что-нибудь да хорошо. Просто мы по-детски капризничаем и хнычем, что всё плохо. Но так не бывает.
С уважением, Александр Васильевич Суворов.»

Детская вешалка

Александр Васильевич Суворов, полный тёзка известного генералиссимуса, - слепоглухой профессор. Он смотрит на мир глазами творчества, а слышит ушами таких любимых для него детей. Вообще, у этого удивительного человека с удивительной судьбой много званий и наград. Александр Васильевич - доктор психологических наук, действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук Саксуаханского университета (США), профессор Московского городского психолого-педагогического университета, кавалер медали 1 степени имени Г.И. Челпанова, научный руководитель Регионального Детского ордена милосердия, кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого, кавалер Ордена Буратино. Он читает курс лекций студентам-психологам в одном из московских вузов. Но главной своей наградой Александр Суворов считает звание «Детская вешалка», которое дали ему дети.

- В марте 1998 года я получил письмо из Екатеринбурга, в котором меня звали на лето в детский оздоровительный лагерь в Свердловской области. Шутливо описывался мой будущий распорядок дня, всё по минутам, и в том числе чётко указывалось, в какое время я буду «работать детской вешалкой». Очень мне это понравилось: так вот я, оказывается, кто такой. Всё мучился, с марта 1981 года, кто же я детям: не родитель, не учитель, не воспитатель... Теперь, наконец, понятно. С тех пор я стал с гордостью представляться, на смех и на радость ребятишкам: меня зовут Детская Вешалка! Приглашал «висеть». Они, конечно, и рады стараться. Контакт между нами стал устанавливаться быстрее, - часто рассказывает Александр Суворов.

Его жизнь - полна событий. А судьба - крутых поворотов. Но - обо всём по порядку.

Детство

Саша появился на свет в июне 1953 года в нынешнем Бишкеке. Он был первым ребёнком в семье, потом родились ещё двое - сестра и брат. Новорождённый Саша сразу увидел и услышал мир. Но ослеп в трёхлетнем возрасте, а оглох - в девятилетнем. Потом выяснилось, что мать и отец были троюродными братом и сестрой. Они не знали об этом с самого начала потому, что их родители умерли от голода в период сплошной коллективизации, оба воспитывались в детских домах.

В семилетнем возрасте, в 1960 году, Саша пошёл в республиканскую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, в которой успел получить начальное четырёхклас-сное образование, несмотря на прогрессировавшее падение слуха.

Отношения со сверстниками у Саши не сложились. Друзей он не имел, больше тянулся к взрослым, а в школе слепых с головой ушёл в чтение брайлевских книг, какие попадутся. Уже во втором классе был таким заядлым читателем, что книги у него отбирали, чтобы не читал на уроках и по ночам.

После падения слуха у сына мать Мария Тихоновна стала искать школу, где он мог бы продолжать учиться, несмотря на глухоту и слепоту.Детский дом для слепо глухо немых нашёлся в городе Загорск Московской области, куда Саша и приехал 13 сентября 1964 года.

Когда Саша понял, что слепоглухота - неизлечима, это стало для него тяжёлым ударом. Потом он признается: «Слепоглухота стала моим проклятьем».

В одной из своих книг Александр Суворов вспоминает:

«После консультации в институте Гельмгольца всё изменилось. Теперь я не просто скучал, а страдал от слепоглухоты, проклинал слепоглухоту как причину скуки. Старался уединиться - и плакал. И цедились из души, точно кровь (а может, и гной) из незаживающей язвы, откровенно, прямо-таки напоказ, надрывные стихи. Ну и что, если этот надрыв кого-то шокирует... Пусть знают. И помнят, когда со мной общаются. Путь знают и помнят, если не хотят причинить мне лишней боли. И если зовут меня где-то присутствовать - то уж не для мебели. Я тоже так или иначе должен быть включён в общение. Постепенно это и стало основной задачей моей литературной работы - и в стихах, и в прозе: докричаться до мира здоровых; объяснить ему, что я хочу быть со всеми, но этому мешает то-то и то-то; предложить миру, а прежде всего ближайшим окружающим людям, вместе искать пути друг к другу. Но при этом слепоглухоту не игнорировать, а учитывать. Она есть, она неизлечима, и если мы не слепы и глухи душой, мы должны о ней помнить. Иначе я так и буду не вместе, а рядом со всеми. По-прежнему - в одиночестве».

«Зрячим» буквам Сашу стали учить в семнадцать лет. И это был нелёгкий труд. Юноша ведь не только не знал очертаний букв, но и не умел строить их образ, когда чертили буквы пальцем во всю ладонь.
Из книги Александра Суворова «Водяная землеройка, или человеческое достоинство на ощупь»:

«Умение читать зрячие буквы, когда их пишут во всю ладонь, очень важно. Это сразу намного порядков расширяет круг общения. Не станешь ведь каждого встречного-поперечного дактильному алфавиту обучать. И если знаешь только дактильный алфавит, то общение замыкается в крайне узком кругу. Я, пока не научился понимать письмо по ладони, даже со своим отцом не мог общаться - дактильным алфавитом он не владел, а орать мне в ухо было бесполезно. Брат в то время тоже не умел говорить дактильно. Сейчас я понимаю письмо по ладони свободно. На довольно высокой скорости. Натренировался. Это для меня второй основной способ общения».

Эксперимент

В феврале 1971 года Суворов с тремя другими воспитанниками Загорского детдома переезжает в Москву, в экспериментальную группу при лаборатории А.И. Мещерякова, для подготовки к поступлению в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Это был первый и, насколько известно, пока единственный в мире эксперимент по обучению в вузе целой группы слепоглухих.

В этом эксперименте были крайне заинтересованы психологи. Эксперимент стал возможен благодаря человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания: доктора психологических наук Александра Ивановича Мещерякова, доктора философских наук Эвальда Васильевича Ильенкова, академика Алексея Николаевича Леонтьева и их друзей. Этих трёх человек Александр Суворов считает своими духовными родителями.

Всю четвёрку приняли на факультет психологии, где в то время деканом был крупнейший советский психолог, академик Алексей Леонтьев. Но не все разделяли взгляды учёных. В фильме про Александра Суворова «Прикосновение», вышедшем в 1987 году, одна из воспитательниц Загорского детского дома даёт интервью:

- В этих детей очень много вложено. А отдача? Нужно об этом прежде всего подумать. Потому что государство их не обидело и не обидит: прописка московская, звания, квартира. Зачем? Они же ничего государству дать не могут. Отдачи нет. Нулевая она! Вы посмотрите, какой вклад финансовый в этих четверых! Какая наука?! Вот он пишет диссертацию. Кому?! Зачем?! Кто её сможет применить, внедрить?! Кому от неё польза будет? Да разве может человек с такими большими аномалиями быть полноценным? - горячилась женщина.

Работа и творчество

Но Александр Суворов смог. Написал, внедрил. Стал поистине полноценным. В 1977 году четвёрка закончила университет, и все были приняты в качестве младших научных сотрудников в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.

Но Суворов решил ездить в Загорск, чтобы способствовать развитию слепоглухонемых детей. С тех пор вся жизнь Суворова, вся его судьба как учёного, поэта и общественного деятеля, связана с детьми.
Первые годы работы в Загорске Суворов потратил на изучение проблем детского развития в самом тесном общении с детьми, а не только по специальной литературе. Он осознал, что главная проблема слепоглухих ребят, задерживающая их развитие, - это дефицит общения.
В конце мая 1994 года Александр Васильевич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты».

- С конца января 1995 года я стал одним из пользователей Республиканского центра компьютерных технологий Всероссийского общества слепых, - говорит Александр Васильевич. - Освоение компьютера с тактильным дисплеем произвело революцию в моём научном и литературном творчестве, сделав возможной защиту докторской диссертации меньше чем через два года после защиты кандидатской.

Успехи продолжались. В конце лета 1995 года выпущена в свет первая книга Суворова - «Школа Взаимной Человечности», в которой обобщён опыт дружбы Суворова с детьми - как инвалидами, так и здоровыми, особенно в различных детских лагерях. А уже в 1996 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности», стал доктором психологических наук. Тогда же Александру Суворову в останкинском телецентре подарили специальный компьютер для слепых. Теперь он получил возможность работать на компьютере дома, что резко повысило интенсивность его научного и литературного творчества. Появилась возможность интернет-общения.
Олег

С детства Суворову помогала мама. Направляла, поддерживала. Ради неё он жил. Она умерла от инсульта, и Александр Суворов тяжело переживал её уход. Посвятил своей маме множество стихов.
Александр Суворов всегда хотел иметь сына.

- Летом 2002 и 2003 годов я смог принять участие в горной экологической экспедиции «Тропа». Мальчик, благодаря человечному подвигу которого стало возможно моё появление в горах, - Олег Гуров - стал моим названым сыном. Я принял посильное участие в его судьбе, помог поступить в университет, а с 18 по 23 октября 2006 года он сопровождал меня в поездке в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела, на конференцию «Ограниченные сенсорные возможности в XXI веке».
Представьте на минутку, слепоглухой человек идёт в поход в горы! Александр Васильевич потом скажет: «Я к детям туда лез!».

Названый сын Олег и сейчас везде вместе со своим «отцом». Сопровождает его на лекции в университет, в поездках. На занятиях в университете Олег «пишет» на руке Александра Васильевича вопросы студентов. Так они общаются. Хотя у Олега есть родители в Самаре.

Положительная бухгалтерия

Слепоглухой профессор считает, что не нужно слишком жалеть ни себя, ни детей.

«Я часто рассказываю в своих лекциях про мальчика, который ослеп из-за отслойки сетчатки. Родители его забрали из детдома чуть ли не на полгода, всячески оплакивали, баловали... И внушили ему, что он самое несчастное во Вселенной существо. Потом он попал в пионерский лагерь. И там едва не выдавил пальцами глаза пятилетнему ребёнку. Дабы восстановить «справедливость»… Ребёнок, как бы и чем бы ни был болен, должен нормально жить, а не оплакивать себя вместе с родителями. К болезни, к инвалидности надо приспосабливаться - куда денешься, - но ни в коем случае нельзя её смаковать. Я всегда искал выход в нормальную жизнь, звал друзей вместе его искать. Слепоглухота для меня - враг, которого надо изучать, чтобы победить. Победить - значит прорваться, постоянно прорываться к нормальной жизни вопреки ненормальному состоянию. К любви, к творчеству», - пишет в одной из своих книг Александр Суворов.

В судьбе слепоглухого профессора отчётливо прослеживается мысль: люди, которые сыграли наиболее значительную роль в его жизни, никогда не относились к нему как к глубокому инвалиду, а требовали, чтобы он максимально выкладывался в познании мира, людей, самого себя.

В своей публичной лекции для студентов МГППУ Александр Суворов говорит:
- Я всегда был сторонником максимальной самоответственности. Поменьше надеяться на Господа Бога и на матушку природу, побольше брать на себя. Это всегда была моя жизненная позиция. Поэтому всегда и говорил, что талант формируется при жизни. То есть я могу не просто родиться, а стать талантливым, от меня тут кое-что зависит. Это моя работа - объяснять людям, как быть человеком в условиях слепоглухоты. Нормальным человеком в ненормальных условиях.

- Что вами движет в жизни? - интересовались студенты.
- Любовь, ответственность, человечность. В данном случае всё это можно сочетать. Я не очень-то дорожу самим собой. Мне важно не то, чтобы самому устроиться покомфортнее, важно - для кого, важно быть самому нужным. Это тоже идёт от мамы. Это и движет. И, как ни странно, без этого меня, возможно, давно и в живых бы не было. Я говорил, что так не играю, не хочу, не буду. Раскапризничался бы, да и сыграл в ящик раньше времени. А так, при всём соблазне самоубийства, прежде всего спохватишься, а кому из моих любимцев от этого будет хуже. Так оно и пошло - пока есть мама, должен быть и я. Не стало мамы - ну что, пора? - нет, я не закончил свои главные творческие труды, а без этого и мамина жизнь окажется без всякого смысла. Ну вот, вроде практически все главные дела сделал, книжки и всё такое. Пора? Нет, появился у меня мальчик, ради которого надо жить, чтобы он нормально, спокойно выучился. Опять не для себя. И так всю жизнь, - отвечает Александр Суворов.

С недавних пор Александр Васильевич всем желает… «положительной бухгалтерии».

- Речь идёт вот о чём. Обычно и инвалиды, и здоровые считают свои потери. А того, что у них, тем не менее, есть свои возможности, как-то забывают посчитать. А если наоборот - начать с подсчёта возможностей, а не потерь. Тогда легче жить. Вот этого вам и желаю. Положительной бухгалтерии.

Проведите простой эксперимент. Зайдите в полную тишины комнату, закройте глаза и побудьте в таком состоянии немного времени. Посидите, походите взад и вперёд. Надолго ли вас хватит? Но на грани темноты и тишины можно жить. Жить, а не выживать!

 

Надежда САУШИНА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина