Молодая женщина начала бить по оболочке аэростата ладонью, приговаривая: «Хочу замуж, хочу замуж…». Дом № 39 по улице Николая Чумичова в Белгороде. Три ступеньки вниз, железная дверь с табличкой: «Спортивно-технический клуб «Эврика». В полумраке подвального помещения натыкаюсь на большую плетёную корзину. «Значит, правильно пришел», - подумал я. Из боковой двери выглянул худощавый мужчина и приветливо махнул мне рукой: «Заходите, я вас жду». Это Валерий Афанасьев, руководитель воздухоплавательного центра «Ариэль». Небольшая комната: две швейные машинки, пара компьютеров и внушительная куча разноцветной ткани. Так выглядит штаб белгородских воздухоплавателей.
- Валерий Викторович, вы давно занимаетесь воздухоплаванием?
- Чуть больше десяти лет. Занялся, можно сказать, случайно. Раньше я занимался образовательными программами, развивал у детей память и творческие способности, но теория - теорией, а надо, чтобы ребята на практике могли использовать свои знания. Первый наш воздушный шар сделали из полиэтиленового пакета, а воздух в нём нагревали свечкой. Шар полетел. Ребята заинтересовались, начали экспериментировать, делать шары большего диаметра, и через время мы уже подняли в воздух пятиметровый шар.
- Где же брали чертежи?
- В основном в журналах, ведь в то время интернет только развивался, информации почти не было. Материал и запчасти для шаров добывали, где придётся, всё делали и переделывали сами, зато опыт накопили. Первые шары мы просто нагревали и поднимали, прикрепив за верёвку, а потом стали делать радиоуправляемые. Но одно дело - шар, который просто висит в воздухе, а другое - шар пилотируемый. Пять лет назад мы такой построили. Это самый большой наш шар, его объём 1500 кубических метров и диаметр 14,5 метра. У него уже есть корзина для пилота и пассажира.
- Вы сами плетёте корзины?
- Да, лозу собираем за городом в лесопосадках.
- Долго плести корзину?
- Неделю-полторы. Сейчас мы хотим сделать шар диаметром 16 метров и сплести к нему корзину, но возник вопрос, как будем её выносить из нашего помещения? Наверное, придётся через окна.
- Раньше вы делали шары из полиэтилена, а из какого материала делаете сейчас?
- Из полиэстера с влагостойкой пропиткой.
- Это уже серьёзные воздушные шары. А где берёте выкройки?
- Весь шар мы просчитываем самостоятельно, создаём на компьютере 3D модель, а остальное - знание математики, геометрии и опыт. Делаем лекала и шьём.
- Долго шить?
- На шар диаметром 10-11 метров уходит две недели. У нас всего две швейные машинки, шьём вдвоём в свободное от основной работы время.
- Сколько стоит пилотируемый воздушный шар?
- На шар объёмом 1500 кубических метров потребуется примерно 700 метров ткани, а это 30 тысяч рублей, без учёта стоимости работы, корзины и горелок.
- А если учесть все затраты?
- Самый дешёвый отечественный воздушный шар стоит триста тысяч рублей, зарубежные аналоги - от 25 тысяч долларов.
- Недёшево.
- Да, это очень затратный вид спорта.
- Вы не задумывались о массовом производстве воздушных шаров?
- Теоретически это возможно, у нас большой опыт. Но сшить оболочку - полдела, ещё надо сделать качественную горелку, а с этим проблема. У нас нет хорошего оборудования.
- Где вы испытываете свои шары?
- Если просто поднять и опустить, то на площади у музея-диорамы, а если проверяем горелки, то выезжаем за город.
- А кто вас финансирует?
- Никто. Мы ищем спонсоров, которые оплачивают наше участие в мероприятиях, транспорт, топливо, оборудование, и немного остаётся на развитие.
- Но ведь можно самим зарабатывать. Например, катать на воздушном шаре за деньги…
- …Как бизнес - это невыгодно.
- Почему? Нет желающих?
- Желающие есть, да не каждый сможет заплатить ту цену, которая была бы выгодна для нас. В лучшем случае, мы покроем затраты, но без прибыли. Бывало, на площади надуем шар, а вокруг ребятишки соберутся, глаза горят, вверх хочется, а заплатить нечем. Как с них будешь деньги брать? Катаем бесплатно.
- В каких мероприятиях вы участвуете?
- Иногда нас приглашают организации и фирмы на презентации или выставки, размещают на шарах свою рекламу. 12 апреля, в День космонавтики, мы поднимали шары и катали детишек на площади у музея-диорамы, там же надували семиметровую ракету, которую сшили сами.
- Как правильно называть - воздушный шар или аэростат?
- Правильно называть - тепловой аэростат. Существует три вида аэростатов: газовый (наполняется гелием или водородом), тепловой (воздух нагревается газовыми горелками) и комбинированный (в верхней части баллоны с гелием, внизу газовые горелки). А полное название - тепловой аэростат-монгольфьер.
- Можете посчитать, сколько аэростатов вы построили?
- Наиболее ходовых сейчас два. Один диаметром 10,5 метра, он не пилотируемый, а второй диаметром 14 метров - пилотируемый. Всего же штук тридцать.
- Сколько ребят занимается в клубе?
- Регулярно - человек двадцать. Я как педагог-организатор получаю зарплату, остальные на общественных началах.
- Кто вы по профессии?
- Горный инженер-геофизик, окончил Азербайджанский нефтехимический институт.
- А клуб состоит в каком-либо обществе?
- Да, в Русском воздухоплавательном обществе. Это общественная организация под председательством семикратного рекордсмена России Станислава Фёдорова. В 2006 году он установил абсолютный мировой рекорд на дирижабле AU-35 «Полярный гусь», достигнув высоты восемь тысяч метров.
- Какие у клуба планы?
- Хочется проводить в школах уроки, на которых после изучения теоретического материала ребятам показывали бы действие законов физики на примере тех же воздушных шаров.
- Так в чём проблема?
- В безденежье…
Забавные истории от воздухоплавателя Валерия Афанасьева
- Однажды мы подняли
радиоуправляемый воздушный шар, и я держал его на верёвке над головой. Погода была безветренная, верёвка натянулась, и шар висел неподвижно. Подошёл мужичок, посмотрел и спросил: «Что? Думаешь, упадёт?». Я сначала не понял, но оказывается, он решил, что шар я держу на длинной палке.
- Надували мы аэростат в Белгороде на площади у музея-диорамы. К нему, он ещё полунадутым лежал на земле, подошла молодая женщина и начала бить по оболочке ладонью. Я иду к ней, чтобы попросить не делать этого, и вдруг слышу, что она бьёт и приговаривает: «Хочу замуж, хочу замуж…». Решил не мешать.
- Наши знакомые из города Дмитров летали на аэростате в Сибири, а у них на куполе нарисована «роза ветров». Она очень похожа на эмблему НАТО. И вот на следующий день после полёта к ним в гостиницу пришёл человек из «компетентных органов» проверить, кто они такие. Оказывается, местная газета написала, что в их городке приземлился шпионский аэростат НАТО.
- 1310 просмотров
Отправить комментарий