Встречаются среди нас люди - наши современники, а между тем существуют они как бы в другой реальности: и чувствуют, и мыслят по-другому. И вот этой своей инаковостью они не могут не обращать на себя внимание... Сергей Шевченко - лидер музыкальной группы «Е-Волна». Поэт, чьё творчество трогает многих. Журналист, не испытывающий страха высказывать своё мнение о волнующих общество проблемах. Он стоит «на своей горе» и оттуда раздаётся его голос. Он звучит для тех, кто слышит. А слышат немало жителей и нашего города, и соседнего Харькова, где группе случается выступать. И независимо от того, куда и с чем Шевченко выходит - на сцену ли с песнями или на воображаемую арену интернета со стихотворениями, или с журналистскими материалами в рамках редакционной колонки - он откровенен, самобытен, интересен. Несколько граней личности Сергея Шевченко исследовала корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА.
- В декабре минувшего года вы записали первую песню «Танцуй». Впервые она прозвучала за день до Нового года в эфире местной музыкальной радиостанции, теперь доступна в сети. Поздравляю! Между тем группа «Е-Волна» существует достаточно давно - с 2005-го (до ноября 2010-го она называлась «Титры». - Е.Ш.). С чем было связано отсутствие записанных песен?
- Во-первых, с тем, что менялся состав группы. Постоянно играли всего двое - я (вокал, акустическая гитара) и гитарист Анатолий Васильевич. Сейчас он стабилен: к нам присоединились бас-гитарист Сергей Семёнов и ударник Артур Прокопенко. И, войдя в стабильный ритм, мы, наконец, решили записать песню. Конечно, существовали и финансовые трудности, да и сами песни были не вполне готовы к записи. А делать что-то на кустарном уровне, за что впоследствии было бы стыдно - в этом смысла не вижу. Хотелось поработать с людьми, которые действительно умеют записывать. Так и случилось: сразу же выбрали в учителя профессионалов в своём деле - специалистов московской студии «Параметрика» (здесь создавали многие альбомы такие культовые исполнители, как Земфира, «Сплин», «Би-2», «Агата Кристи», Кипелов… - Е.Ш.). Пусть это первый опыт, сопряжённый со множеством проблем и очень дорогой, но он бесценен - без него никак. Теперь же со студийной версией нам будет гораздо легче представлять и продвигать собственное творчество. Надеюсь, в течение года мы запишем ещё несколько песен. И, возможно, нам удастся сделать хорошую концертную программу с качественным звуком. Вот, пожалуй, главная цель.
- Ваше название - «Е-Волна» - сразу обращает на себя внимание. Понять его с первого раза не так легко. Родом из психологических словарей этот термин примерно обозначает некий импульс в коре мозга, полученный от внешнего раздражителя и ведущий к какой-либо реакции, к тому же он свидетельствует о готовности действовать. Думаю, можно упростить до дословного перевода - волна ожидания. Но что вкладываете в него вы, какое сообщение должна получить аудитория?
- То, как мы этот термин поняли, полностью соответствует нашей идее. Она проста: мы хотим быть услышанными: чтобы наше творчество кому-то нравилось, вызывало интерес. Выходим на сцену, играем - и людей наша музыка либо трогает, либо нет. Посылаем определённый сигнал и ждём, что его воспримут и отреагируют в ответ. К слову, лично мне приятнее играть в заведениях с камерным пространством: в них внимание зрителей лучше сфокусировано, они открыты для музыки, и между нами происходит ни с чем не сравнимый энергетический обмен. Подобный контакт невероятно важен. И «волна ожидания» объединяет все эти смыслы.
- Сергей, по специальности вы - учитель географии и биологии, по профессии - журналист. При этом на досуге вы играете в футбол и много времени отдаёте музыкальной группе, участие в которой, по всей видимости, давно вышло за рамки хобби и стало важной частью вашей жизни. Как всё-таки выстраиваете приоритеты?
- Так сложилось, что по специальности я ни дня не работал. В журналистику же попал абсолютно случайно. Увлечённый футболом, писал тексты о матчах для федеральных СМИ. Просто получал удовольствие, но другие что-то в них разглядели. Как внештатный автор начал сотрудничать с информационным агентством «Бел.ру», потом стал работать на постоянной основе. Вот так достаточно естественно обрёл профессию.
Что касается музыки… Будучи учеником 8-го класса, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано. И забыл о том. Через два года вспомнил. Как-то раз Толик (дружим с ним с трёхлетнего возраста, жили в одном подъезде) предложил: «Давайте поиграем!». Инструментов не было, играли на самодельных барабанах из ДВП. Собирались в подвале, потом играли в гараже - воображали себя музыкантами андеграунда (смеётся). Но тем не менее это и было начало нашего пути.
Музыка стоит для меня на первом месте, потому что ей я отдаюсь целиком, самовыражаясь полностью, ни под кого и ни подо что не подстраиваясь, не позволяя проникнуть сюда лжи, лицемерию, фальши. Для меня это самое главное. Как и каждый из музыкантов «Е-Волны», я трачу своё время, свои деньги на творчество, не надеясь на то, что оно окупится или принесёт славу - даже не желая этого, потому что взамен мы получаем много больше. И из разных моих ипостасей музыкальная для меня интересней и важней.
- Прослушала ваши композиции разных лет… Они очень разноплановые, определить единую концепцию группы, её специфику достаточно сложно…
- Мы избегаем конкретики. Вернее, не хотим загонять себя в какие-то искусственные рамки. Играем в своё удовольствие, и, думаю, в дальнейшем также не будет жёсткого самоопределения. От лёгких романтичных до более сложных вещей - воплощаем их, обращаясь ко многим жанрам и направлениям. Часто звукорежиссёры спрашивают: «Что вы слушаете? Что вам нравится?». - «Земфира, «Сплин», «Океан Эльзы», зарубежные Radiohead, Coldplay, Placebo, Oasis…» - называю я. Стилистически мы тянемся к ним, и, безусловно, они на нас влияют, но в итоге наша музыка совсем не похожа на их музыку - мы получаем что-то иное, своё. Точно можно сказать только, что это иное относится к поп-року и напрямую зависит от наших настроения и интереса.
- «Е-Волна» - одна из немногих белгородских групп, которая не перепевала чужие песни, сразу представила свои. И тексты песен (автор - Сергей Шевченко. - Е.Ш.) я бы рассматривала как одно из основообразующих начал вашего творчества. Они хороши и глубоки, как и сочинённые вами стихотворения...
- Первое стихотворение написал в 3-м классе - длинный такой набор рифм получился. Для музыки впервые сочинил, будучи старшеклассником, и с тех пор стихосложения не оставляю. Недавно разбирал вещи и нашёл целый пакет с ворохом бумаг - тексты песен, стихотворений… Сейчас пишу, не имея цели воплотить получившееся в песню. Для меня это стало способом что-то пережить, передумать, переосмыслить. Создал текст - и словно ком, что сидел внутри, растворился. Создал - и выпустил из себя в мир. Своего рода терапия, которая мне очень нужна. Сочинительство для меня - форма личной свободы.
- Делаете различия между текстом для песни и стихотворением?
- Безусловно, я их разделяю. Песня, известно, рождается в результате симбиоза музыкальной составляющей и стихов. Их доли сочетаются всегда по-разному. Появляется стихотворение, потом подбирается музыка. Чаще так. Бывает и по-другому: музыка уже есть, тогда на неё придумываю слова. Но когда пишу, не думаю о том, что выйдет. Нужно сделать это, а потом определить, что передо мной - текст для будущей песни или стихотворение. На репетиции мы вместе обсуждаем те мысли, которые нас посетили, - происходит такой штурм. Важно учитывать и ещё две детали. Первая: дело должно пойти у всех участников группы. Я приношу текст, бас-гитарист подхватывает и сочиняет аранжировку, гитарист представляет музыкальный рисунок для своего инструмента… Если этот процесс запущен - родится песня, в противном случае ничего не получится. Есть стихотворения, которые никогда не станут песнями, потому что музыканты их не воспримут. Вторая: как подобрать музыку, которая соответствовала бы глубине сложного текста, при этом не потерять ни в одном из этих компонентов? Вопрос непростой, каждый раз разрешается мучительно. И алгоритма никакого нет. Под сложными текстами я подразумеваю стихотворения, и в большинстве случаев они остаются самостоятельными.
- В вашем творчестве любовная лирика заметно преобладает, социальные высказывания переходят в область журналистики?
- Я много об этом думал. Несколько стихотворений социальной тематики писал, но не нашёл их удачными. Любовная лирика - о вещах более вечных, более чистых и стойких. Для меня отношения между людьми, сами люди гораздо важнее политических событий, социальных явлений, много глобальнее. В моей иерархии ценностей человек занимает первое место. Возможно, в будущем что-то изменится, но пока внутренней потребности в этом нет.
И да, если у меня появляется желание высказать свою позицию по поводу актуальных проблем, если действительно что-то затронуло, использую трибуну журналистики - пишу колонки.
- Сергей, с какими поэтами вы чувствуете сверхсвязь, в контексте с кем из них себя мыслите?
- Знаковыми для меня фигурами стали Иосиф Бродский, Владимир Маяковский. Ориентируюсь именно на них. И ещё, пожалуй, Андрей Вознесенский. Совсем недавно на книжной распродаже ухватил несколько его томов. Когда удаётся, обращаюсь именно к ним.
- Понятно, что в своих произведениях вы преломляете свой опыт. Но любопытно, он таким образом воплощается или же перед нами реальные истории? Себе в них отводите роль рассказчика или героя?
- Я рассказываю истории от первого лица. Большинство из них основываю на фактах собственной биографии. В них же создаю образы собирательные, идеализированные… Между действительностью и иллюзией грань нащупываю точно, но для других её не открою (улыбается).
- Всё равно вы пускаете стольких людей в своё личное пространство. Не страшно?
- Публично выворачивать себя наизнанку? Нет, приятно даже. Главное, чтобы атмосфера располагала. Когда она соответствует, выкладываюсь полностью. И размышляю так: в определённые моменты жизни мы открываем для себя произведения какого-либо художника (в широком смысле слова). Из сложной ситуации они спасают тебя, помогают преодолеть трудности, совершить новый поворот… И понимаешь, что не будь этого творчества, было бы намного тяжелее справиться. И если мои стихи, наша музыка помогут кому-то, хотя бы одному человеку, значит, мы делаем это не зря.
- В этом, выходит, и состоит, выражаясь словами Бродского, «величие замысла», исходного импульса «Е-Волны»?
- Да, именно. Можно долго над чем-то работать, над тем, что в итоге окажется для кого-то нужным. Тогда всё оправданно. Конечно, мы созидаем в своё удовольствие, но всегда предполагаем, что это найдёт отклик в чьей-то душе.
- В нашем городе вы ощущаете творческую среду?
- Развитой и полнокровной - её нет. Есть люди, которые пытаются такую среду формировать, но островки эти разрозненные и небольшие. И хочется верить, что они непременно объединятся в единое культурное пространство, - мы пройдём путь маленьких городов, успешных в этом отношении, - Ливерпуля или хотя бы Харькова. И внутри этого круга сложатся традиции, а у людей появятся средства для самовыражения - мы станем более чуткими друг к другу, узнаем, кто чем живёт, о чём думает, к чему стремится.
Найти информацию о группе и её выступлениях, прочесть стихотворения Сергея Шевченко вы можете в интернете (http://vk.com/id5029411#/evolna, http://vk.com/id5029411#/shevchenkostihi)
- Комментировать
- 2939 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад