Воспитатель детского сада № 59 Татьяна Княжева разработала проект «Кладовая земли Белгородской»
Откуда берётся солнечный «зайчик», из чего и как делают растительное масло, что такое вода и воздух, какими свойствами они обладают, как сделать разноцветную сосульку зимой, какой снежок тает быстрее: укутанный в полотенце и занесённый в комнату или просто положенный на стол?.. На все вопросы воспитанники белгородского детского сада № 59 отвечают с лёгкостью. Им только по пять-шесть лет, но эти всезнайки уже могут рассказать о чернозёме, железной руде и почему Белгород называют Белым городом...
Хочу всё знать!
Как и полагается, у этих маленьких «учёных» есть своя лаборатория с названием «Хочу всё знать!». Блокноты и карандаши, чтобы записывать результаты опытов, краски, кисточки, баночки для жидкости и, конечно же, самые необходимые, они же и любимые, - микроскоп, лупа и весы... Работают здесь в специальной форме. У каждого свой фартук. Положено так, чтобы не запачкаться во время опытов.
Учит экспериментировать и научно мыслить малышей их воспитатель - Татьяна Княжева. В детский сад № 59 она пришла в 2005 году. Изначально Татьяна Юрьевна работала в белгородском лицее № 32 учителем математики и физики. Но после рождения первой дочери Александры поняла, что хочет работать с малышами.
- Маленькие дети - такие искренние. Им всё вокруг интересно. Поэтому хочется как можно больше им рассказать и показать. А самое главное - сделать это так, чтобы детям понравилось. Поэтому и придумываем эксперименты. Дети сами находят ответы на вопросы, чему вдвойне рады, - рассказывает Татьяна Княжева.
Своим 25 воспитанникам Татьяна Юрьевна показывает, как через опыты можно познать окружающий мир. В форме игры они постигают многие сложные явления, учатся наблюдать и размышлять.
- Когда готовишься к эксперименту, необходимо всё продумать заранее. Подобрать нужные инструменты, предметы, а также пособия для визуализации: картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы. Выбирая пособия, следует руководствоваться правилом: у детей должно быть всё необходимое и ничего лишнего, - отмечает Татьяна Юрьевна.
Кладовая земли Белгородской
Ребята любят своего воспитателя не только за доброту. Им она кажется большой фантазёркой и выдумщицей. Постоянно придумывает для них что-нибудь новенькое. Так, за годы работы в детском садике Татьяна Княжева поняла, что дети практически ничего не знают о природных богатствах нашего края. Решила исправить ситуацию и подготовила авторский педагогический проект «Кладовая земли Белгородской».
- Я разработала систему, состоящую из четырёх экспериментов: с природными материалами, используемыми в строительстве, с водой, чернозёмом и железной рудой, - рассказывает Татьяна Княжева.
В каждую из этих групп, по словам воспитателя, включено несколько опытов. Первым в дело пошли песок, глина и мел. Разместив их на своих столиках для исследований, малыши изучали свойства и качества этих материалов. Песок и глина по-разному впитывают воду, да и свойства, которые они приобретают при смачивании, ничуть не похожи - сделали ребята первое открытие. Дальше - мел. Оказывается, его так много в нашем крае… И нужен он не только для того, чтобы рисовать на асфальте или писать на доске!
А вот с водой малыши проводили много опытов и раньше. Бесцветная, принимает форму сосудов, в которые её наливают, - давно уяснили для себя маленькие исследователи. В этом проекте Татьяна Княжева поставила перед собой особую задачу - донести до детей важную истину: воду нужно беречь! Предложила своим воспитанникам два эксперимента: процесс очистки воды - фильтрование и учёт воды, зря выливающейся из крана.
- Сложно довести воду до чистого состояния, - записали результат опыта в своих блокнотах всезнайки и перешли к эксперименту «Бережём воду».
Часы, кран и карандаш с блокнотом… Представили, что кран испорчен или его просто забыли закрыть. Специально до конца не закрыли кран, поставили стакан под него и засекли время. Считали, сколько же водички накапает за одну, две, три минуты. Воды оказалось немного. Но как только представили, сколько может накапать за день, неделю, месяц. А если это будет ещё и несколько кранов! Удивились.
- Будем закрывать всегда краны и беречь водичку! - дружно воскликнули после исследования малыши.
Дальше - новое открытие. На этот раз - связанное с чернозёмом. Маленькие глазки сквозь лупу смотрят на горстку земли, принесённой воспитателем, и пытаются понять, что же в ней такого особенного. Берут в руки, трогают. Затем смачивают водой и сравнивают.
- Вроде бы обычная, тёмного цвета! Что-то в ней есть, раз говорят, что на ней вырастает много полезного, - размышляют ребята.
На помощь приходит Татьяна Юрьевна. Она рассказывает внимательным малышам, что чернозём отличается высоким плодородием, так как в нём есть особое органическое вещество, содержащее питательные вещества, которые необходимы всем растениям для хорошего роста. И зовётся оно - гумус!
- Самым интересным детям кажется эксперимент с железной рудой и магнитом. В ходе опытов малыши знакомятся со свойствами железной руды - магнетизмом, выявляют материалы, взаимодействующие с магнитами, а также свойства самого магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, наличие магнитного поля вокруг магнита, - говорит Татьяна Княжева.
Чтобы убедиться в том, что дошколята усвоили полученные знания, Татьяна Юрьевна придумывает им ещё одно задание. На столе раскладывает много камешков и предлагает ребятам найти среди них кусочки железной руды.
Вооружившись магнитами, маленькие исследователи быстро справляются с заданием:
- Вот железная руда! Простой камешек магнит не притянет! - комментируют малыши.
Знакомство с богатствами нашей земли детям даётся легко. Такой успех приносит грамотное построение работы. Татьяна Княжева умело сочетает эксперименты с другими методами.
- При всех достоинствах экспериментирования как метода, он один не может дать должного результата. Поэтому я дополняю его постановкой проблемных вопросов, беседами, разъяснениями, рассказами, слайд-презентациями, экскурсиями, чтением литературы, - поясняет Татьяна Княжева. - Чередование методов очень целесообразно. Их взаимо-связь и взаимодополнение обеспечивают активность детей.
Возможностьэкспериментировать
Дошколята знают: раз в неделю у них обязательно будет эксперимент. Ждут с нетерпением. Что же им предложат? Но помимо научных экспериментов они занимаются другими, не менее интересными делами.
Вот, к примеру, на окошке - сад-огород. Выслушав советы воспитательницы, малыши ещё в феврале посадили лук, рассаду и цветы. За каждым пробившимся росточком наблюдают и поливают. В мае-июне вместе их высадят на клумбу.
- Так дети учатся заботиться о природе, - отмечает Татьяна Княжева.
Её воспитанники получают не только полезные знания, но и учатся бережно относиться ко всему живому. И так каждый день, независимо от того, просто гуляют малыши, играют или экспериментируют.
Разработки Татьяны Княжевой не остаются незамеченными. В 2011 году она стала лауреатом конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года». На этом не остановилась. В 2012 году на городском этапе её признали лучшим воспитателем. Теперь у Татьяны Княжевой одна цель - стать лучшей на областном этапе и поучаствовать во всероссийском конкурсе. Но главное для неё - не победа. Хочет, чтобы о её методике узнали за пределами города и начали применять в других детских садах.
- Дайте детям возможность экспериментировать, и они перевернут мир! - уверена Татьяна Юрьевна.
- Комментировать
- 2501 просмотр
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад