Прошло не очень много времени, как не стало моих родителей, Иванова Ивана Сергеевича и Ивановой Анны Кузьминичны, уроженцев Курской области. Я часто перечитываю их письма, пытаюсь через архивы найти какие-то документы, рассказывающие об их жизни. И каждый раз узнаю что-то новое из их нелёгкой жизни, особенно в период военного лихолетья. Мои родители были очень молоды, когда началась Вторая мировая война…
И вот я держу в руках личное дело моего отца-фронтовика. Меня охватывает сильное волнение. Что там? Что написано на пожелтевших страницах? О чём они расскажут? Казалось бы, я уже всё знаю об отце и матери. Но понимание пришло только сейчас, в зрелом возрасте, когда сам прожил немало лет: ветеран военной службы, служил в частях морской пехоты Северного флота.
С февраля 1942 года и по январь 1943 года мои родители находились на территории, оккупированной немцами, в колхозе «Красный Партизан» Курской области, Обоянского района, Шевелёвского совета, хутор Платоновка. Вот что сильно меня поразило. Иван Сергеевич, в то время 17-летний паренёк, имел связь с партизанским отрядом и снабжал его продуктами. Мою бабушку Ефросинью Анисимовну допрашивали и избивали немцы - она ведь была женой коммуниста.
В июле 1942 года отец был арестован полицией за участие в партизанском отряде, его заперли в колхозном сарае. Благодаря матери, которая подо-
жгла сарай, он сумел спастись от полиции и скрывался у дедушки.
Моей маме Анне Кузьминичне было нелегко. Тоже из семьи коммуниста. Их преследовали. Бабушку Лизу беременную водили на допрос за 15 километров босиком по снегу. Она родила сына, который стал хорошим человеком и отличным лётчиком в послевоенное время. Им гордился весь наш хутор.
Когда части Красной армии погнали немцев прочь с нашей земли, мама много работала в колхозе, помогая фронту. Носила продукты и молоко за многие километры в военный госпиталь, выхаживала раненых бойцов.
Отец ушёл на фронт. Его воинский эшелон попал под бомбёжку на станции Касторное Курской области. Он выжил, укрывшись под железнодорожным вагоном. Потом был Ленинградский фронт. Под Сестрорецком получил осколочное ранение в спину, был контужен, дёргалось плечо. Помню, пацаном я долго рассматривал шрамы на отцовской спине, ещё полностью не осознавая весь ужас войны. Я болезненно реагировал на слова людей, которые обзывали его «дёрганым». Бывало, отец рассказывал, как в бой бросали тысячу человек, а выходило из боя всего лишь человек 60...
В составе 2-й ударной армии, 2-го Белорусского фронта с боями дошёл до Германии.
После окончания войны выучился на офицера и ещё долго служил в Вооружённых силах, принося пользу Родине.
И то, что я сейчас живой, во многом заслуга отца. Меня всегда удивляло, как быстро он принимает единственно правильное решение и ещё быстрее выполняет его. Учил, как действовать в разных ситуациях. Это очень здорово помогало во время моей службы в морском десанте.
И сейчас остаётся только память о моих близких, которая будет бередить мою душу всю оставшуюся жизнь. Память о простых людях, память о родителях.
Они горячо любили свою Родину, Землю, Отечество. Мы должны об этом помнить всегда, чтобы в годину суровых испытаний сохранить человеческое лицо.
- Комментировать
- 2580 просмотров
"Память об отце не даёт мне покоя" - автор Владимир Иванов
Уважаемый, Владимир Иванович! Вы затронули очень нужную и благодарную тему - память о своих родителях. Они стоят того, чтобы о них помнили и рассказывали другим людям - какими они были! Я был близко знаком со всеми героями Вашей публикации и мог бы многое добавить по каждому из них. О людях из поколения Победителей можно рассказывать и писать бесконечно, мы многим им обязаны.
Свои впечатления о наших земляках и о чувствах к Отечеству и "малой" Родине опубликованы мною на сайтах "Проза.ру" и "Стихи.ру".
Приглашаю в "гости": http://www.proza.ru/avtor/gordeev1 и http://www.proza.ru/avtor/gordeev1.
С уважением, Ваш земляк и коллега Н.К. Боев,