Учитель химии и биологии Ивнянской средней школы № 1 Ольга Таранова стала победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в номинации «Творчество и поиск»
Какое средство лучше всего отмывает посуду, чтобы, как говорится в рекламных роликах, не осталось ни капли следа и был удалён любой жир? А какое - не просто эффективнее в борьбе за чистоту, но и безопаснее? Ответить на эти вопросы и дать советы хозяйкам, причём обосновав их с научной точки зрения, может учитель химии и биологии Ивнянской средней школы № 1 Ольга Таранова. Её исследование моющих средств в университетские годы вылилось в дипломную работу и подсказало будущему учителю, как можно по-настоящему заинтересовать и увлечь школьников. Дети любят опыты и эксперименты.
А получился учитель
Ещё в школьные годы в числе любимых предметов она выделила для себя биологию и химию. По окончании школы до последнего не могла определиться, чему отдать предпочтение: педагогическому или медицинскому факультету. Подала заявление на поступление в оба. Так как школу она окончила с серебряной медалью, то сдача первого экзамена на «отлично» автоматически означала зачисление. Решила положиться на волю случая: где пройдёт, на тот и пойдёт.
На педагогическом первым по счёту шёл экзамен по химии, в медицинском - по биологии. Заветную «пятёрку» принесла химия.
- Не знаю, какой бы из меня вышел врач, но я знаю многие лекарственные препараты, знаю, что и как лечить. Поэтому, если заболевание несерьёзное, я сама помогаю своим домочадцам, - рассказывает Ольга Таранова. - Профессии сравнительно близки. Химия и биология пересекаются.
Получив на руки диплом Белгородского госуниверситета, вернулась в родной посёлок Ивня. Бывшей выпускнице Ивнянской средней школы осваивать профессию педагога на практике довелось под наставничеством своего же учителя химии и биологии, отличника образования Татьяны Хаецкой. Татьяна Алексеевна научила молодого специалиста правильно вести себя с детьми, налаживать с ними хорошие взаимоотношения, совмещать работу учителя и лаборанта…
Давайте нахимичим!
- Для многих химия кажется сложным предметом. Но я человек, который любит сложности, любит ставить себе определённую цель и обязательно достигать её.
- Одну достигла, ставлю себе следующую, главное условие - она должна быть сложнее предыдущей. И так планочка поднимается всё выше, - говорит Ольга Таранова.
Очередная победа во Всероссийском конкурсе - очередная новая цель. Как призналась Ольга Сергеевна, в её ближайших планах - участие в приоритетном национальном проекте «Образование».
По словам Ольги Тарановой, когда дети слышат «химия», у них автоматически вырывается: «Опыты, пробирки, колбочки… Давайте чего-нибудь нахимичим!».
- Чтобы предмет был интересен детям, нужно в первую очередь определиться с тем, что они хотят увидеть на уроке, и придумать особую подачу информационной части занятия. Только через призму предпочтений детей можно преподнести материал так, чтобы он воспринимался ими с удовольствием, - поясняет Ольга Таранова. - Тему каждого урока я пытаюсь рассматривать так, чтобы дети понимали, для чего она им нужна, чтобы они не сказали потом: «Нам это в жизни не пригодится. Зачем вы нас всему этому учите?».
Ольга Сергеевна рассказывает школьникам, где они могут столкнуться в жизни с тем или иным реагентом, где он применяется, где можно пронаблюдать тот или иной химический процесс. И уже просто прогуливаясь по улице, они невольно подмечают: «Химия повсюду. Она вокруг нас!».
Сириус
Результат 15-летнего преподавания Ольги Тарановой налицо. Её ученики - неоднократные победители и призёры муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов по биологии, химии и экологии. А мальчишки и девчонки, посещающие химическое общество «Сириус», заявили о себе на всероссийском уровне - в конкурсах «Химический чемпионат», «Юность. Наука. Культура», «Ломоносовские чтения», «Познание и творчество», в научно-исследовательском конкурсе имени Менделеева. Будущие исследователи учатся не только проводить опыты, но и грамотно оформлять полученные результаты.
Как настоящие знатоки науки, они давно выяснили, какое влияние оказывают на окружающую среду гальванические элементы (на примере распространённых в быту щелочных батареек), определили процентное содержание крахмала в клубнях разных сортов картофеля, а в водах ивнянского родника «Мария», называемого местными жителями «серебряным источником», нашли серебро…
- При выбросе гальванических элементов в окружающую среду с ними под действием солнца и жары происходит ряд изменений: окисление их в почве, образование тяжёлых металлов. Как результат - загрязнение окружающей среды. Выход - правильная утилизация! - делают первый вывод школьники.
Вывод второй. Полезен для тех, кто следит за количеством потребляемых калорий: «Учитывайте размер клубня. Чем меньше клубень, тем больше в нём содержится крахмала, и наоборот». Вывод третий - далеко не последний: вода из исследованного родника «Мария» полезна для организма, так как содержащееся в ней серебро оказывает обеззараживающее воздействие.
Лучший урок
Провести свой лучший урок Ольга Таранова давно планировала, но, как поясняет, возможности не было: тема занятия непростая - «Влияние силикатной промышленности на окружающую среду». Не каждый класс справится с ней. Здесь «сильные» дети нужны. С задачей справилась сразу же, как появился «нужный» класс.
…Полученные результаты домашней исследовательской работы показывают изменение окраса одних и тех же видов живой природы в разных районах обитания.
- Каковы причины изменения цвета у крыльев бабочек и стволов берёз? - задаются вопросом школьники.
В ход идёт приём «Корзина идей»: на интерактивной доске размещается корзина, которую постепенно заполняют идеи девятиклассников. Анализируя окружающие объекты Белгородской области, юные исследователи выдвигают предположение: может, дело в цементном заводе? Пыль, выбросы из дымовых труб, газообразные выбросы в атмосферу… А что? Весомая причина потемнения окраса исследуемых объектов.
Одно предположение рождает ряд вопросов: что может произойти с живыми организмами в результате воздействия выбросов веществ с цементного завода? Что такое мутационная изменчивость? Какие виды мутации встречаются? Какие факторы способны вызвать мутации? Какое значение они имеют?
Найдя ответы на вопросы, школьники вместе подводят итоги, не упустив при этом самое важное, по их мнению, - рекомендации руководству Белгородского цементного завода по охране окружающей среды от загрязнения производственными отходами.
- Комментировать
- 2225 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад