Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

«День святого Валентина» - наш праздник?

Под термином «праздник» в большей степени подразумевается не только праздное времяпрепровождение или выходной/нерабочий день, но и более глубокое явление в человеческой жизни, культуре, истории. Праздник – это в первую очередь то, что приносит радость человеку. Он отражает особенность и уровень культурного развития личности, общества. Праздник – символ аксиологии культуры, к которой он принадлежит. Обычно он гармонично входит в традицию жизни социума, фокусируя его мировоззренческие принципы, и становится элементом культурного компонента календарной системы. Хорош тот праздник, который принимается фактически всеми представителями социокультурного пространства. Например, праздник «Дня победы» безоговорочно стал всенародным праздником СССР/России. Плох тот праздник, который навязывается человеку. Еще хуже тот, который навязывается обществу какой-либо идеологической доктриной или какими-либо корпоративными интересами. Чаще всего такие праздники, если и продолжают свое существование в общественной жизни, теряют свой смысл, свое первоначальное значение, не являются ценностными для общественного сознания. Еще хуже те «праздники», которые не могут в течение длительного времени адаптироваться к традиции той или иной культуры.
«День Святого Валентина» или «День влюбленных» в течение почти двадцати лет тщетно претендует занять значимое место в социокультурном пространстве России. Тщетно, потому что в большей степени он и сегодня после такого длительного срока, за который уже выросло целое поколение, не стал всенародным. Его «мировая» история, о которой повествуют рекламные проспекты, – «День Святого Валентина отмечают во всем мире» и т.п. – довольно натянута лишь по той причине, что такого «Мирового» праздника с большой буквы просто нет в природе, так как даже всем привычный Новый год, казалось бы, по своей сути принадлежащий всему человечеству, празднуется разными народами в разное время и по-разному, исходя из собственных исторически сложившихся традиций.
«День влюбленных» как мифотворческое и коммерционализированное явление, появившись в новейшей истории российского социума, не имеет какой-либо положительной культурной традиций. В большей степени вся шумиха вокруг «Дня Святого», возобновляемая из года в год в СМИ, построена на очередных мифологемах и манипуляции общественным сознанием его защитниками и напоминает не что иное, как конкретное навязывание чуждой российскому обществу аксиологии.
Любой праздник не только отражает, но и регламентирует мировоззренческие принципы человека, а в зависимости от масштабности его празднования – общества. Каждый из праздников как социальное явление является мощным транслятором заложенной в него идеи. Идея праздника, его ценностные основы изложены в его названии. В случае с «Днем Святого Валентина» это не так, потому что и форма и содержание идеи этого праздника противоречат названию. Правильнее его назвать, исходя из его идеи, «Днем свободной, ни к чему не обязывающей, плотской любви».
Традиционно понятие «любовь» ассоциируется с самым высоким чувством человека, включающим в себя только чистые помыслы по отношению к ее объекту. Святость подобных помыслов настолько высока, что становится причиной самопожертвования субъективного «я» ради «другого» – объекта любви. Любовь в этом случае создается/достигается путем духовного совершенства человека. Идеал высокой любви – залог гармоничного развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной, симфонии нерасторжимого единства – того, что по-другому именуется семейным счастьем. Оно не сиюминутно, а вечно. Любое опошление или принижение данного высокого чувства убивает саму любовь как таковую.
В идее «Дня влюбленных» любовь всего лишь физиологическое влечение, именно так он трактуется не только в СМИ России, но и в других странах. Этому есть определенные причины, одной из которых можно назвать нравственный регресс последних столетий в мировом общественном сознании, в котором, англоязычное love понимается скорее как действие именно физиологического свойства – «сделай мне любовь», и ассоциируется благодаря фрейдизму в современной психологии с сексуальным влечением. Об этом говорит символика «Дня влюбленных»: Купидон – олицетворение любовной страсти, аналог Амура и Эрота; переплетение символов мужского и женского начала (Марса и Венеры). Кстати говоря, сам миф о происхождении Венеры/Афродиты довольно аморален в истории с оскоплением. Ее образ в мифологических сюжетах напрямую связан с пробуждением эротического чувства человека, как чувства, главенствующего над его сознанием. Видимо, по этой причине Венера сегодня «удостоена чести» быть одним из символов гомосексуализма. Да и на первый взгляд безобидная «валентинка», то есть «сердечко», – оказывается, как сообщает Универсальная Интернет-энциклопедия, тоже символ либо женских, либо мужских физиологических особенностей, символ их первичных половых признаков.
Такая символика во многом определяет тематическое содержание «открыточек/валентинок», среди которых встречаются характерные для этой тематики изображения, в том числе надписи следующего содержания – «Will you be my Valentine?» (Ты будешь моим Валентином?). Специфика празднования «Дня влюбленных», как показывают видео-фотоматериалы по данной теме в Интернете, направлена на раскрепощение полового влечения. Само по себе оно – свойство человеческой природы, но в то же время в распущенности половое влечение уже моральное, а порою и психологическое и физиологическое уродство. Об этом нужно помнить родителям и педагогам при поощрении лигитимного отношения к подобным праздникам.
Второй причиной сущности «Дня влюбленных» может быть его историко-культурная специфика. Этот праздник в таком виде, как он сегодня о себе заявляет, является «новоделом» и никакой исторической традиции не имеет. Его философия/идеология связана с поздним временем секуляризированного развития европейской культуры. По своему происхождению это совершено новый и светский праздник, который отражает духовный регресс западной цивилизации, приведший к мировоззренческому кризису в современном социуме.
Если исходить из обоснованности истории праздника с точки зрения его сторонников, то можно отметить, что он вобрал в себя отдельные культурно-социальные элементы разных эпох истории западноевропейской культуры, отражая историческую динамику восприятия «любви» в отношении между полами.
По утверждению защитников «Дня Святого Валентина», он восходит к афродитову началу в культах языческого Рима, в культуре которого беспорядочные (в том числе и противоестественные) половые сношения были явлением повсеместным и включались и в религиозные и в государственные ритуалы. Один из них Lupercalia (Луперкалии) стал прообразом «Дня влюбленных».
Нужно заметить, что ни Римское право, ни христианство в истории европейской культуры не смогли обуздать такой феномен языческого Рима. Более того, биологический эротизм впоследствии вторгся и в католическое пространство, мифологизируя в своих интересах образ святого католических «святцев». Мифологемой адаптации к католицизму стал католический святой как символом не религиозного, не принадлежащего традиции католицизма социально-культурного явления в европейской цивилизации, в которой, как показывает современность, так и не удалось идеал возвышенной любви возвести в образ отношений мужчины и женщины, семьи.
По мнению Ф. Энгельса, самым большим достижением в мире в этом вопросе была свобода германских народов, где было достигнута юридическая и нравственная свобода в расторжении брака, то есть идеал «свободной» любви. Не случайно его почитательница С. Коллонтай видела подобие брака в «случке животных». В XX столетии эта «свобода» стала источником «молодежной революции» или, как ее называют у нас, «сексуальной», плодом которой стало возрождение крайних форм взаимоотношения, транслирующего в мировых масштабах порнографию как образ эротизма и любви, противоестественность и извращение как моральную норму, сексуальное рабство как бизнес.
«День Святого Валентина» как антитеза всякой духовности дает право говорить о том, что он не относится к церковной жизни ни католичества, ни православия, хотя эта тема излюблена в критических оценках ортодоксии православия и хвалебном восклицании прогрессивности католицизма. В целом можно предположить, что и католическая и православная позиция в этом вопросе должна быть индеферентна в том случае, если она не задевает саму церковную жизнь их паствы подобно тому, как в большинстве случаев они не вмешиваются в ряд других светских общественных явлений. Однако на самом деле вопрос в данном контексте имеет прямое отношение и к их позиции в этом вопросе, так как затрагивает состояние духовной аксиологии социума, духовного и психического здоровья социокультурного пространства их канонических территорий, тем более что институт семьи и по сегодняшний день регламентируется в двух конфессиях религиозным началом. Необходимо отметить, что в католицизме и православии не только разнится история их церквей, но и догматика, мистический и аскетический опыт, этические нормы в духовной жизни, поэтому у одной и у другой совершено разные оценки этого явления.
В католицизме сложилась ситуация, подобная в нашем случае с празднованием «Ивана Купалы» (праздновался в канун Рождества Иоанна Предтечи), когда языческое явление называется в соответствии с календарной системой христианской культуры. Так по «иронии судьбы» «День влюбленных» соотносится в католическом календареме с днем памяти Св. Валентина. Необходимо отметить, что в истории католической церкви такое имя не одно, по причине чего «валентинщики» путаются, какой именно из святых имеет отношение к мифам о «тайновенчании»? Сам день памяти Св. Валентина в католической традиции празднуется, как и другие праздники святых, поминанием в мессе. Интересно то, что в церковно-католическом календаре не упоминается о его покровительстве «влюбленным». В общем, католики традиционно негативно относятся к пороку блуда, что может говорить о том, что такой праздник в его секуляризованной версии, каким он трактуется, не может являться католической традицией.
Искусственная привязка праздника к католической традиции неслучайна. Она довольно удобна для противопоставлений и создания нигилистических настроений в обществе по отношению к традиционным конфессиям российского социума. Достаточно убрать религиозный компонент из его истории, и не будет возможности критики плодотворного сотрудничества с представителями традиционных религий в государственной политике по оздоровлению духовно-нравственной ситуации в социальной жизни России. Религиозный мотив в данном случае может рассматриваться как дестабилизирующий элемент воздействия на общественное сознание, угрожающий его духовно-нравственному состоянию, сохранению стабильного развития традиционных устоев российского социума.
Позиция РПЦ в вопросе о легитимности «Дня католического святого» нельзя назвать, как это принято сегодня в СМИ, реакционной, так как она правомерно отстаивает аксиологические принципы русской культуры, российского народа, российского государства. Не только она, но и представители других слоев российского общества выступают против деструктивности подобных явлений в современной социальной среде. Просто многие вещи она называет своими именами, разврат у ее представителей называется просто развратом, а не любовью, как в «либеральных» СМИ. Более того, появление в общественной жизни «праздника влюбленных» в праздновании которого происходят, мягко говоря, непристойности накануне Сретения Господня – одного из Двунадесятых христианских праздников, – это один из моментов кощунства с точки зрения человека, воспитанного в отечественной традиции. Учитывая такую кощунственно-оскорбительную ситуацию для многих граждан России, считающих себя православными, можно поставить под сомнение легитимность ввода новой праздничной даты в России.
Если же говорить о свободе выбора в решении этого вопроса, то необходимо заметить, что вопрос может рассматриваться лишь с учетом того, как он ставится – «свобода от асоциального явления» или «свобода асоциальному явлению». В этом отношении каждый гражданин, имея право на свою позицию, должен все же учитывать и свою социальную ответственность.

 

Лопин Р.А., историк, культуролог, кандидат философских наук, председатель. Экспертного религиоведческого совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина