Международный конкурс откроет новые имена талантливых музыкантов
Про гитару говорят, что она возвращает радость и заставляет грустить, волнует и утешает… - несомненно, в её звуках сокрыта способность пробуждать в человеке всю гамму чувств. При условии, конечно, что находится гитара в руках настоящего мастера. На протяжении пяти дней - с 26 по 30 ноября - в Белгороде будет звучать музыка гитары в исполнении будущих и уже получивших признание и известность профессионалов. Всех, кто к гитаре не равнодушен, ожидает грандиозное событие - IX Белгородский международный конкурс исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов в рамках XV фестиваля гитарной музыки, который состоится на базе музыкального колледжа имени С.А. Дегтярёва. Международный конкурс проводит Белгородский государственный институт искусств и культуры при поддержке управления культуры области. О фестивале и конкурсе корреспондент «Белгородских известий» Екатерина ШАРОНОВА побеседовала с членами оргкомитета - профессором, заведующим кафедрой народных инструментов БГИИК, заслуженным работником культуры России Евгением АЛЕШНИКОВЫМ и первым проректором БГИИК Светланой БОРУХОЙ.
- Фестиваль имеет продолжительную и насыщенную историю - с момента его основания прошло двадцать лет. С чего всё начиналось?
Евгений Алешников: Всё началось с фестиваля, впервые состоявшегося в 1982-м. Спустя время возникла идея конкурса, который провели в 1994-м в рамках фестиваля. Его организатором является региональный учебно-методический центр по художественному образованию БГИИК (директор - заслуженный работник культуры России Татьяна Белокурова). Сначала он был областным, но уже тогда среди членов жюри присутствовали известные музыканты из Москвы. Ещё через несколько лет при поддержке Воронежской государственной академии искусств состоялся уже открытый региональный конкурс, охвативший всё Центральное Черноземье. С годами к учащимся средних специальных учебных учреждений присоединились старшеклассники музыкальных школ и студенты профильных вузов. И в двух номинациях - «Солисты» и «Ансамбли» - стало больше возрастных категорий: от 13 до 16 лет, I-II и III-IV курсы училища, студенты вузов. Постепенно расширилась и география - к нам спешили из разных уголков страны и ближнего зарубежья. Конкурс приобрёл статус международного.
- У фестиваля крайне сложная структура и очень насыщенная программа…
Светлана Боруха: Да, действительно. Ведь мы постарались охватить все аспекты мира академической гитары. Открываем новые имена талантливых детей и молодых юношей и девушек. Но не только. Берём на себя просветительскую миссию. Судите сами: концерты на открытии и закрытии фестиваля, ежедневные выступления белгородских и приглашённых артистов - оркестра народных инструментов Белгородской государственной филармонии, ансамблей, солистов - сможет посетить каждый желающий. Отдельное внимание уделим пожилым людям - через управление социальной защиты пригласим их к нам. Словом, прекрасная живая музыка будет звучать бесплатно для всех.
Осуществляем и методическую функцию. Участники конкурса прибудут со своими педагогами. Преподаватели гитары из всех музыкальных школ области также будут присутствовать на концертах, при обсуждении конкурсных выступлений членами жюри. Они смогут узнать о новейших тенденциях, российских и мировых, в этой сфере, в рамках научно-практической педагогической конференции обсудят перспективы развития учреждений искусства, обменяются опытом.
Е.А: Добавлю, что в рамках фестиваля мы также организуем мастер-классы ведущих специалистов по гитаре не только из России, но и Украины, Белоруссии, Сербии, Германии. В этот раз нас посетит Воислав Иванович - доцент музыкальной академии из Восточного Сараево (Босния и Герцеговина). К слову, между этим вузом и БГИИК заключён договор о сотрудничестве - студенческие обмены в течение семестра. Скоро наш студент-гитарист Василий Моисеенко отправится туда. Отдельно скажу о вечерних концертах - выступать будут и члены жюри, и приглашённые артисты. Посетителей ждут встречи с Артёмом Дервоедом - одним из первых лауреатов нашего конкурса, а впоследствии значимых конкурсов Италии, Испании, Франции, Англии… Его можно назвать ведущим солистом-гитаристом России. С ярким коллективом «Русский гитарный квартет». Двое из его музыкантов - Юрий Алешников и Владимир Гапонцев - также наши победители.
- Гитара, видимо, особенный инструмент, раз ей посвятили такой грандиозный фестиваль. В чём её особенность?
С.Б.: Вообще мы проводим конкурсы для музыкантов всех специализаций, но статус международных имеют только три: «Кубок Белогорья» - для музыкантов-народников, имени Михаила Эрденко - для скрипачей и гитарный. Однако таковыми они стали и получили признание спустя годы. В области же академической гитары мы особенно преуспели. У нас работают замечательные педагоги, в частности Евгений Алешников. Учиться игре на гитаре именно у Евгения Алексеевича приезжают из других городов или даже стран, как, к примеру, Эмиль Кадыров - талантливый юноша из Баку. Три года назад он уже становился лауреатом нашего конкурса. И вот, повысив свой исполнительский уровень и получив опыт (чего только стоит его участие в одном концерте с такими выдающимися музыкантами, как виолончелист Борислав Струлёв и баянист Айдар Гайнуллин в рамках международного фестиваля «От классики до джаза», прошедшего весной в филармонии!), он выступит снова.
Е.А.: Возможности гитары привлекают людей. Ребята осваивают инструмент с несложных аккордов, чтобы спеть понравившуюся песню, потом увлекаются и начинают уже серьёзно заниматься классической шестиструнной гитарой. И я так начинал. Музыкальную школу окончил как баянист и как баянист поступил в училище. В то время педагога-гитариста не было, но класс гитары всё-таки решили открыть, возглавил его балалаечник. К тому же я осваивал инструмент, общаясь с гитаристом из Полтавщины, который учился со мной. Институт окончил уже как гитарист. Благодаря чему открыли настоящий класс гитары. Классы появились и в музыкальных школах. Дети и молодые люди получили возможность обучаться у специалистов именно этого профиля.
Шестиструнная гитара - академический инструмент. И в то же время существует столько её разновидностей: классическая, джазовая, эстрадная - она многолика. Профессиональными композиторами для неё создан репертуар, который продолжает пополняться. Успешно на гитаре исполняют и произведения, которые написаны для старинных виолы, барочной гитары и лютни. Скажем, Сюита для лютни Иоганна Себастьяна Баха. Великий Никколо Паганини известен всему миру, прежде всего, как скрипач, но он был не менее талантливым гитаристом. Он писал струнные квартеты: исполнял их на скрипке, потом переходил к гитаре, демонстрируя великолепное владение ею. Итальянцы Мауру Джулиани, Луиджи Леньяни… - многие музыканты прошлого владели и скрипкой, и гитарой одновременно.
- Определите место и специфику конкурса в культурном ландшафте России.
Е.А.: В последнее время возникло достаточно конкурсов, но аналогичных белгородскому нет. Он начисто лишён ориентации на коммерческую выгоду. И призван стимулировать развитие гитарной специализации. У него несколько номинаций, в каждой из которых участники демонстрируют высокий уровень исполнительского мастерства. Судят их одни из лучших представителей престижных музыкальных вузов России и зарубежья. Возглавляет жюри профессор Российской академия музыки имени Гнесиных - заслуженный артист России Николай Комолятов. А значит, многие из конкурсантов получают возможность не только представить своё творчество, но и зарекомендовать себя перед выдающимися педагогами и, возможно, поступить в лучшие учебные заведения. Среди них и белгородский колледж - наше преподавание широко известно, а гитарная школа признана в России.
- Каждый из молодых музыкантов может принять участие в конкурсе? И каковы критерии оценки?
Е.А.: Для белгородцев мы провели весною отборочный тур. Каждый, кто его преодолел, соответствует определённому уровню, достаточно высокому. Тот, кто едет к нам из других городов России и зарубежья, этот этап минует.
Основной конкурс непростой - проходит в два тура: в первом мы слушаем всех участников, во второй пройдёт только половина из них, и программа будет уже иная. Предъявляем требования к технике владения инструментом, к художественности исполнения - насколько игра выразительна, к знанию различных стилей и жанров - академический музыкант должен играть музыку барокко, классическую, сочинения композиторов конца XVIII - начала XIX веков и современных авторов, в том числе той страны, которую он представляет. Из этого и складывается оценка.
- В нашей беседе участвуют и те, кому скоро предстоит побороться за звание лучших. Студентка IV курса Кристина Кузнецова - одна из будущих конкурсантов. Кристина, насколько для вас важен конкурс? Какие произведения собираетесь представить на нём?
Кристина Кузнецова: Думаю, не ошибусь, если скажу за всех молодых музыкантов. Мы воспринимаем конкурс очень серьёзно и, естественно, волнуемся. Задолго до события начали готовиться к нему. С программой, которую представим, выступали в районах нашего края - сложился полноценный концерт. Конкурс даст нам возможность показать, на что мы способны, и публике, и компетентному жюри, получить оценку и рекомендации от профессионалов, увидеть выступления других участников и понять, куда нужно двигаться дальше.
А что касается композиций, которые буду исполнять именно я, то для первого тура выбрала Прелюдию ля-минор Баха, русскую народную песню «Пахнет лист осенний» в обработке Руднева, для второго - японскую народную песню «Сакура» в обработке Йокоха и три части из сюиты «Эльфы» Никиты Кошкина. Кроме того, я участвую в составе двух ансамблей - «Дуэт» с Эмилем Кадыровым и «Квартет».
- Комментировать
- 2844 просмотра
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад