Города-крепости Белгородчины в конце XVIII столетия
В этом году исполнилось 365 лет с момента основания Нового Оскола (он был заложен 2 июня 1647 года и до 1655 года именовался Царёв Алексеев). О возрасте Белгорода мы не можем говорить столь однозначно, так как вопрос о дате его основания (1593-й или 1596-й) остаётся открытым и по сей день. Но историю обоих городов объединяет то обстоятельство, что они были основаны как крепости.
Постоянная внешняя угроза со стороны Речи Посполитой, Крымского ханства и стоявшей за ним Османской империи заставляла Российское государство столетиями укреплять свои южные рубежи. С конца XVI века здесь развернулось строительство укреплённых пунктов, призванных стать форпостами России в борьбе с агрессивными соседями. Белгород и Новый Оскол (как и многие города Белгородчины) продолжали сохранять статус крепостей вплоть до конца XVIII столетия, поскольку регион оставался приграничным.
По указу Екатерины II с 1765 года в Российской империи проводились мероприятия по установлению точных границ отдельных земельных владений - генеральное межевание земель, продолжавшееся до конца XVIII века. К планам земельных владений прилагались так называемые «Экономические примечания», содержащие краткую экономико-географическую характеристику населённых пунктов, в том числе Белгорода и Нового Оскола.
Белгород
Согласно копиям «Экономических примечаний», хранящихся в Государственном архиве Белгородской области, Белгород был расположен на правом берегу Северского Донца и левой стороне реки Везелицы (так тогда именовалась Везёлка) при пяти больших дорогах: в Харьков, Корочу, Богатый, Обоянь и Валуйки. Расстояние до административного центра наместничества - Курска - 130 вёрст. Отмечалось, что берега реки местами отлоги и круты, а летом в жаркое время Донец мелеет. Водившаяся в водоёмах рыба (щуки, плотва, сомы, караси, окуни, пескари, налимы) потреблялась местными жителями в пищу и частично поставлялась на продажу.
В связи с тем, что Белгород сильно пострадал от пожара в апреле 1766 года, по императорскому указу город был назначен «вновь к отстроению в 1781 году» и его площадь составила 318 десятин (347,38 гектара). Здесь находилось 1263 двора, в которых проживало свыше 7700 человек. Соотношение мужского и женского населения было примерно равным. Наиболее многочисленными категориями населения были: мещане - около 2500 человек, купцы - 1300 человек и однодворцы (особая категория государственных крестьян) - более тысячи человек. Помимо них в городе жили крестьяне различных категорий, отставные солдаты, малороссияне (украинцы), цыгане и крещёные турки.
О занятиях местного населения в «Экономических примечаниях» сообщалось, что купцы и мещане вели торг, женщины «упражнялись» в домашнем рукоделии: пряли лён, вязали чулки, плели кружева для собственных нужд и на продажу.
Наиболее примечательным сооружением Белгорода того времени была городская крепость - Кремль. Крепость была укреплена с четырёх сторон земляным валом высотой до 3 сажен (около 6,4 метра) и шириной до 5 сажен (10,6 метра). Вокруг вала со всех сторон были устроены земляные батареи (места для артиллерийских орудий) шириной до 7 сажен каждая (почти 15 метров). Вокруг крепостного вала был также обведён сухой ров. Крепость имела два выхода: с востока и с запада.
В городе имелась каменная соборная церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами - Благовещения Пресвятой Богородицы и Сошествия Святого Духа, обнесённая каменной оградой. Рядом с церковью находился мужской монастырь. На его территории были расположены: каменная церковь Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, архиерейский дом, здание консистории (учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями) и кельи.
В предместье Белгорода находились ещё два монастыря: мужской и женский. Строения мужского монастыря (церковь Николая Чудотворца, кельи, ограда) были выполнены из камня. При монастыре состояли игумен и четыре монаха. Здания женского монастыря с церковью Рождества Пресвятой Богородицы были построены из дерева. Кроме того, в городе было ещё семь каменных приходских церквей.
В городе располагались здания уездного нижнего земского суда, нижней расправы (суд первой инстанции по уголовным и гражданским делам для государственных крестьян и однодворцев), казначейства, комендантской канцелярии. При них имелись два архива и две кладовые, размещённые в четырёх деревянных зданиях. В архивах хранилось «письменное производство» (т.е. делопроизводственные документы), а в кладовых - «денежная казна». Существовало четыре богадельни: две казённые и две приходские, в которых жили «разного звания, чинов сирые и бедные люди». Был в Белгороде и деревянный острог, в котором содержались колодники. В городе находилось три каменных трактира, два питейных дома и три погребка. В них был широкий ассортимент спиртных напитков: водка, французские и венгерские вина различных сортов, в том числе шампанское, английское пиво.
Среди образовательных учреждений в городе находились семинария, где особы «духовнаго чину» изучали латинский язык, и батальонная школа, в которой обучались российской грамоте, арифметике и черчению.
В Белгороде было 79 деревянных лавок, в которых торговали разнообразными английскими и российскими сукнами, шёлковыми и бумажными материями, золотыми и серебряными вещами, фарфоровой, хрустальной, медной и оловянной посудой, кожей, «мелочным товаром» и различными съестными припасами.
В городе действовал 31 завод, в том числе 8 мыловаренных, 10 кожевенных, 6 кирпичных. В Белгороде были представлены ремесленники различных специальностей: портные, сапожники, шляпники, серебренники, медники, оловянишники, кузнецы, столяры и даже один часовщик. По понедельникам, средам и пятницам проходил торг. А три раза в году устраивали ярмарки (в десятую пятницу после Пасхи, 29 июня и 19 августа), продолжавшиеся 1-2 дня.
Новый Оскол
Новый Оскол с поселёнными при нём слободами имел площадь в 158 десятин (приблизительно 172,6 гектара). Общее число дворов в Новом Осколе составляло 521, в них проживало около 2850 человек обоего пола (незначительно преобладало женское население). Большую часть населения города составляли однодворцы - 2627 человек, или 92 процента. Также в городе проживали мещане, отставные солдаты, зависимые крестьяне, крещёные евреи и турки, цыгане и малороссияне.
Однодворцы не занимались промыслами, а «упражнялись» на прилежащих к городу землях в хлебопашестве, мещане вели торг материями в окрестных городах, а женщины занимались рукоделием: пряли лён, шерсть, ткали холсты и сукна для себя и на продажу.
При описании Нового Оскола ничего не говорилось о крепости или укреплениях. Это свидетельствует о том, что к началу 1780-х годов город уже фактически крепостью не являлся.
В городе была деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы, в предместье Оскола находились ещё две деревянные церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела. В Новом Осколе располагались следующие присутственные места: нижний земский суд, старое здание городнического правления с двумя деревянными выходами - один для приёма денежных сборов в пользу казны, другой для принимаемого от поставщиков вина. Неподалёку от правления находился врытый в землю деревянный острог, в котором содержались колодники. В городе имелось 529 домов: 6 - господских, 7 - канцелярских служащих, 9 - служителей церкви, 500 - однодворческих, 5 - мастеровых людей и два питейных дома.
Пятница и воскресенье были в городе базарными днями, а раз в году (в июне) в Новом Осколе устраивали ярмарку, продолжавшуюся два дня. На ярмарку съезжались купцы и мещане из Корочи и Старого Оскола, привозившие различные сукна, шёлковые и бумажные материи, а также всякого рода медную и оловянную посуду. Крестьяне из окрестных селений привозили на продажу хлеб и другие съестные припасы.
На речке Беленькой стояли две водяные мельницы, одна из которых принадлежала майорше Курдюмовой, а другая - господам Хитровым. Обе мельницы действовали почти круглый год и давали их владельцам устойчивый доход.
***
Как можно видеть, в начале 80-х годов XVIII столетия Белгород и Новый Оскол фактически представляли собой уездные городские центры, довольно развитые в экономическом отношении. К этому времени границы России отодвинулись далеко на юг и запад, а с присоединением в 1783 году Крыма реальная военная угроза для региона перестала существовать. В начале 1780-х годов Новый Оскол был окончательно переведён в разряд уездных городов, а в 1785 году ликвидировали Белгородскую крепость.
- Комментировать
- 1800 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад