Многие белгородцы ведут себя на воде так, будто утратили инстинкт самосохранения
Июль. Жара. На белгородских пляжах - тьма отдыхающего народа. А у двух моих спутников по моторной лодке - самое горячее время работы. Они - спасатели. Знакомьтесь: исполняющий обязанности начальника центра государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Юрий Хохлов и старший госинспектор ГИМС Геннадий Тихонюк.
За буйки
От речной пристани сдаём назад, плавно разворачиваемся и начинаем движение. Первый пункт нашего маршрута - Пескарьер.
- Здесь место, специально оборудованное для купания, - объясняет Юрий Хохлов. - Водолазы МЧС обследовали дно водоёма. На пляже оборудованы спасательный и санитарный пункты. Установлены буйки.
- А как ставятся буйки? - спрашиваю я.
- Существует норма - от глубины 1,3 метра 25 метров в длину. Но купающимся этого мало - так и норовят заплыть за буйки.
Как раз в это время несколько человек проплывают мимо буйков - красных бочек - и плывут дальше от берега. Лодка, рыкнув мотором, подходит к отчаянным пловцам.
- Граждане, - обращается Хохлов к нарушителям. - Вернитесь, пожалуйста, за буйки. Пожалейте своих родных и близких!
Граждане нехотя разворачиваются. Один из них что-то сердито бурчит. А второй подплывает к буйку и под прицелами фото- и видеокамер пытается оседлать бочку. Инспекторы только головами качают: что ж, пусть резвится, лишь бы на глубину не заплывал…
Всё нормально?
- Смотрите! - восклицает Тихонюк. - Кто-то к острову плывёт!
Действительно, вдалеке от берега торчат из воды две головы. Моторка срывается с места и уже меньше чем через минуту мы рядом с любителями экстрима. Плывёт к нарушителям и лодка дежурящих на пляже спасателей. Правда, завидев нас, спасатели возвращаются к берегу наблюдать за остальными отдыхающими.
- Уважаемые, что вы делаете? - обращается к парню и девушке Хохлов. - Вам что, жить надоело?
- Всё нормально, - отвечает юноша, отворачиваясь от фотокамеры. - Мы знаем, что делаем.
- Как же знаете, если уплыли в такую даль? - Геннадий Тихонюк аж руками разводит.
- Мы в своих силах уверены, - по разговору видно, что парень или устал сильно, или изрядно навеселе. А может, и то и другое одновременно.
На всякий случай провожаем их к берегу и только потом плывём дальше.
- Вот так постоянно, - объясняют инспекторы. - Сначала они в своих силах уверены, а потом из сил выбиваются или воды наглотаются, и приходится их спасать. Или, что ещё хуже, - водолазам работать. И это они ещё вас, журналиста, постеснялись. А в разговоре с нами выражений не выбирают, матерятся. Якобы мы им отдых портим.
«Тарзанка»
Плывём дальше. Северский Донец. По обеим сторонам реки - сотни купающихся.
- Но здесь места для купания не оборудованы, - поясняет Юрий Хохлов, - не было водолазного обследования дна, нет поблизости спасательной станции.
- А вы обратите внимание на возраст купающихся, - вступает в разговор Геннадий Тихонюк, - есть, конечно, и взрослые, но большинство - дети. И безо всякого присмотра со стороны взрослых. Так же и до беды недалеко!
Тут же - чуть дальше по реке - наглядная иллюстрация слов спасателя. Десяти-двенадцатилетние ребятишки с берега прыгают в воду. Кто «бомбочкой», кто «щучкой». А ведь на дне могут быть коряги, камни или битое стекло… Однако веселящихся детей это не останавливает. Наша попытка вразумить подростков закончилась тем, что они неохотно отошли от воды, но как только мы уехали, вернулись обратно.
Чуть дальше по берегу на дереве висит так называемая «тарзанка» - толстая палка, привязанная верёвкой к ветке. Подростки постарше цепляются за перекладину, раскачиваются и летят далеко в воду. Подплываем к ним, инспекторы начинают увещевать ребят пожалеть себя и своих родителей, подростки только презрительно ухмыляются и демонстративно отворачиваются. Как только отъезжаем, сзади слышится хохот. А ведь веселье вмиг прекратится, как только подростки увидят своего покалеченного или утонувшего товарища. Только как найти слова, чтобы доходчиво всё это объяснить самоуверенным юнцам, которые и слушать-то никого не хотят?
- В прошлое воскресенье спасли пацанёнка, - рассказывает Юрий Алексеевич, - он в самом широком месте реку переплывал. Сквозь спасателей просочился, а на середине реки выбился из сил. Мы его в лодку взяли и на берег отвезли. Мальчишке лет десять, а он без родителей. Представьте, что было бы, не окажись мы рядом! Горе какое его семье…
- А часто вот так «сквозь спасателей» просачиваются? - интересуюсь.
- Постоянно! - Хохлов энергично машет рукой. - Специально ждут, чтобы спасатели уплыли куда-нибудь дальше, и удаль свою проявляют. Вот, мол, я какой «крутой» - спасателей обманул! Только он ведь не спасателей, а себя обманывает…
Агрессивный слабый пол
Городской пляж. На надувном матраце лениво плывёт на середину реки парень. Инспекторы вежливо уговаривают его поберечься, и он послушно плывёт к берегу.
Зато другой купающийся на таком же матраце, окинув нас презрительным взглядом, поворачивается к спасателям своей «кормой» и продолжает качаться на волнах. И я размышляю о преимуществах дедовского воспитания посредством вожжей по тому месту, которым, видимо, думает данный индивидуум, забираясь так далеко от берега.
Но он хотя бы на увещевания спасателей не огрызается. В отличие от двух девушек, катающихся на катамаране. Во-первых, они тоже отплыли очень далеко от берега. А во-вторых, имели один спасательный жилет на двоих. Тем не менее, сразу же возмутились: мол, по какому праву вы нас фотографируете! И кто вы такие, чтобы делать нам замечание! Где хотим, там и плаваем!..
- Обычно женщины ведут себя намного агрессивнее мужчин, - говорит Тихонюк, - сразу начинают скандалить. Пугают, что позвонят кому-то важному и нам тут всем устроят что-то страшное.
- И что, звонят? - интересуюсь я.
- Да какое там! - Геннадий Александрович презрительно машет рукой. - Только нервы нам треплют! Особенно, если выпившие.
- А пьяных много?
- Да из ста плавающих в неположенном месте максимум двое бывают трезвыми!
Скорбный список
За два часа мы заметили несколько десятков нарушений. Но профилактические беседы спасателей в большинстве случаев не принесли желаемого результата. Потому и функции сотрудников МЧС сводятся, к сожалению, в основном к одному: спасать тех, на кого увещевания не подействовали.
И наглядно тут ничего не покажешь. Взять, к примеру, сотрудников ГИБДД. В некоторых регионах нашей страны они с целью профилактики ДТП ставят на особо опасных участках дороги разбитые в аварии автомобили. Эффект исключительный: сто процентов водителей, увидев жуткие последствия лихачества, автоматически сбрасывают скорость.
Только ведь утопленника на пляже не положишь. А ведь за половину лета в Белгородской области утонули уже восемь человек. А если бы не спасатели, в скорбном списке было бы несколько десятков…
- Комментировать
- 1991 просмотр
Комментарии
4 года 32 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 34 нед. назад