Катя Крупина хорошо училась в школе, семилетку закончила с похвальной грамотой. Родители, вечно занятые по хозяйству, в школу к дочери ходили не часто. Знали, Катя всё сделает как надо. С первыми петухами они уже хлопотали в коровнике или в птичнике, копались в огороде. А Катя сама вставала, собирала книжки с тетрадками и неслась в школу. По-другому и нельзя было, ведь от деревни Малые Патраченки до села Семёновское целых четыре километра. И так каждый день, в любую погоду. Оттого, наверное, у неё и закалился характер.
После девятого класса Катя поступила на стоматологическое отделение в Кировский медицинский техникум, который закончила в 1936 году. Когда началась война, Катя работала в железнодорожной поликлинике города Кирова. Ей выдали «бронь». А вот мужа, с которым они недавно поженились, отправили на фронт. У Кати теперь была фамилия мужа - Ногаева.
Очень тяжёлое было время, но она нашла в себе силы в 1943 году поступить в Пермский стоматологический институт. Как сейчас помнит, ректор ей тогда не рекомендовал сразу вставать на воинский учёт, но она пошла в военкомат, и её призвали в армию. Из Перми она отправилась в Свердловск, потом в Москву, а там, в военкомате, её обрадовали: «Поедешь к землякам!». Так она стала медсестрой медико-санитарного батальона 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса.
Путь от Брянска до Праги прошёл с боями этот танковый корпус. Запомнился Екатерине эпизод, когда подходили к Львову. Сражение за город было кровопролитным. Грузовой автомобиль, на котором следовал медико-санитарный батальон, попал под бомбёжку. Осколками были ранены санитарка и врач. На земле расстелили плащ-палатки и, уложив раненых, начали делать перевязки. И в это время на автомобиле на них «вылетели» сапёры.
- Вы куда топаете?! - закричали они.
- Как куда? Вот перевяжем раненых - и в город, - отвечали медики.
- Какой город? Сейчас там будут немцы! Мы уже заминировали все подходы!
И точно - буквально через несколько минут они увидели цепь немецких автоматчиков, которые открыли по медикам огонь. Шофёр, сержант Птицын, погнал автомобиль к небольшому лесочку, и там они скрылись от немцев.
Львов всё же взяли. Медико-санитарному батальону выделили двухэтажный корпус, в котором они развернули госпиталь. Теперь у них были две операционные. В ту операционную, в которой ассистировала хирургу Катя, направляли раненых с проникающими ранениями в грудную клетку. Она и сегодня с содроганием вспоминает те операции. Раненым зачастую не делали обезболивающие уколы, так как им и без того трудно было дышать, а только уговаривали: «Потерпи, милый, потерпи. Мы сделаем быстро. Ты и не заметишь». Бойцы от боли скрипели зубами, страшно матерились. А что делать?
Под Сандомиром к ним привезли с тяжёлым ранением в грудь военного журналиста Владимира Чумакова. Он потерял много крови, положение его было критическим. Срочно нужна была первая группа крови, а запаса у медиков не было. Где взять?
- Екатерина! - позвал Ногаеву командир батальона майор Ерохин. - Какая у тебя группа крови?
- Первая, товарищ майор!
- Вот ты и поделишься с журналистом кровью!
Так медики спасли Чумакова, а потом отправили его в тыловой госпиталь.
Когда проходили Каменец-Подольский, увидели большое количество брошенной немецкой техники, около которой были раненые немецкие солдаты. Они подходили к нашим санитаркам и просили обработать и перевязать раны. Никто им не отказывал.
А вот когда наши войска пересекли чешскую границу, то большое подразделение медиков (около ста человек) из соседнего стрелкового полка попало в плен к немцам. И хотя война уже шла к своему концу, немцы очень жестоко обращались с ними - не кормили, гнали с собой в Германию. Большой группе пленников удалось бежать во время празднования католической пасхи.
Жители Чехословакии тепло встречали советских воинов-освободителей. Они осыпали их цветами, угощали вином, а когда воинские части останавливались на ночлег, то каждая чешская семья считала за честь пригласить к себе в дом солдата.
Много видела крови Екатерина Петровна, но и сама не убереглась. Под Прагой получила серьёзное осколочное ранение в коленный сустав и в звании лейтенанта была демобилизована из армии. Екатерина Петровна награждена двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Вернулся с фронта и её супруг - вся грудь в орденах.
А дальше вместе с ним - Дальний Восток, Сахалин. Там она трудилась в госпиталях. В Белгород перебрались в 1962 году. В течение почти тридцати лет она работала в железнодорожной поликлинике, а затем в 4-й городской.
Сегодня Екатерина Петровна на заслуженном отдыхе. Несмотря на свой солидный возраст - ей уже 92 года - активный член клуба «Фронтовичка». Принимает участие в различных мероприятиях, связанных с вопросами патриотического воспитания молодёжи. Частый гость в средних школах №№ 20 и 32.
У неё два внука и один правнук, которому в августе исполнится 4 года. Есть кому передать эстафету преданного служения Отечеству.
- Комментировать
- 1879 просмотров
Комментарии
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 33 нед. назад