Ветеран Великой Отечественной войны Стефан Андреевич Шелудченко
желает молодым честно служить Отечеству
Про таких людей, как Стефан Шелудченко, говорят: душа компании. Он активен, уверен в себе и невероятно любит жизнь. Встретив его на улице, ни за что не догадаешься, что Стефан Андреевич девятого января отпраздновал своё 89-летие, а в юности красноармеец Шелудченко защищал Родину от немецких захватчиков.
Комсомолец-почтальон
Стефан Шелудченко родился в селе Клименки Вейделевского района. В большой и дружной семье. Ветеран признаётся, что всегда любил свою малую родину и интересовался её историей.
- Клименки раньше назывались слобода Тарабаново. Село было основано в первой половине XVIII века. По историческим записям около трёхсот лет назад в Тарабаново пришла тысяча мужчин, женщин и детей не записывали тогда, - рассказывает Стефан Андреевич. - В Клименках жили мои деды и прадеды, а теперь здесь живут мои сыновья.
В предвоенные годы Стефан Шелудченко окончил школу-семилетку и сразу же стал помогать семье. В 1939 году братья-комбайнёры взяли юного Стефана штурвальным на комбайн.
Стефан вступил в ряды комсомольцев и горел желанием изменить мир. После того как закончилась уборка урожая, в селе созвали комсомольское собрание, на котором парня назначили почтальоном.
Чтобы разнести почту, комсомольцу приходилось по колено в снегу проходить каждый день больше двадцати километров.
- Так я и привык ходить, - говорит Стефан Андреевич. - Зимой разносил почту, а когда теплело, пас скот. В 1941 году мне исполнилось 17 лет. Наступило лето - выгнали скот, а через месяц грянула война…
Начался призыв, но Стефан был ещё молод, и его не взяли в ряды красноармейцев.
Я пан, а вы капут!
Накануне войны шестерых клименковских пастухов, в том числе и Стефана, отправили на курсы трактористов в Вейделевку, а весной - работать в местный колхоз имени Молотова.
- Там мы сеяли, пахали вплоть до эвакуации пятого июля в Ровеньский район, - вспоминает ветеран.
Во время эвакуации Стефан впервые увидел горящие танки и услышал оглушающий грохот стрельбы.
Он решил вернуться в родное село. Но немцы уже заняли Клименки. Были назначены полицаи и староста. Самого юношу, как активиста-комсомольца, староста занёс в список на повешение. Стефан Андреевич вспоминает, что список этот был большой. В него включили коммунистов, комсомольцев, офицеров, сельских учителей...
- Два пленных советских солдата строили сарай у писаря. Они увидели бумаги и спросили: «Зачем ты списки составляешь? Наши всё равно придут!» - рассказывает Стефан Шелудченко. - На следующий день этих солдат отправили в Вейделевку. Их конвоировал полицай, звали его Захар Иванович. Он ехал на лошади, а солдаты шли пешком. Когда полицай с пленными добрался до Опытного Поля (посёлок рядом с районным центром), сказал, что желает отдохнуть. Солдаты улучили момент и убили полицая. Привязали его лошадь к дереву, а сами убежали. После этого в деревню приехали немцы на двух подводах, и комендант пообещал, что если подобное повторится, то село будет сожжено, а люди расстреляны…
Вспоминает ветеран и ещё один эпизод.
- Это случилось почти сразу после того, как я вернулся в Клименки, - рассказывает Стефан Шелудченко. - Над селом очень низко летел немецкий самолёт-корректировщик «рама», прямо на наших с товарищами глазах он хвостом зацепился за землю и сел. Там были три молодых высоких парня в ботинках, не в сапогах, как наши солдаты. Потом к нему прилетел ещё один самолёт. Я три года учил немецкий язык. И начал спрашивать у немцев, откуда они прилетели. На что мне фашистский солдат ответил «Ich bin Pan, und sie sind kaput!», что в переводе значит «Я пан, а вы капут!».
Долгожданный призыв
- В начале 1943-го в Клименки вернулась власть Советов, и 31 января из села призвали 42 человека. Меня определили в 46-ю танковую бригаду, командир Красних, - рассказывает Шелудченко. - Оружие нам, как новобранцам, не выдавали. На бригаду было три танка, один скоро утонул. Мы шли освобождать Мерефу, это город близ Харькова. Но вышел приказ Верховного главнокомандующего Сталина о том, что нельзя пускать на передовую неподготовленных солдат...
Новобранца Шелудченко отправили назад в Вейделевку, оттуда в Курск. Дорога выдалась нелёгкой. Ветеран вспоминает, как от Нового Оскола до Старого новобранцам пришлось ехать в поезде.
- В три вагона поезда набилось столько человек, что можно было поднять ноги и висеть. Так и ехали всю ночь. Дело было в марте, - уточняет Стефан Андреевич. - Мы вышли в Старом Осколе, прошли пешком километров пять. И тут командир говорит: «А что так мало людей-то? Поднимите первый вагон руки!» - подняли, второй вагон - подняли, третий - нет никого. Оказалось, что забыли открыть вагон…
После новобранцы вернулись за товарищами, а потом продолжили путь к Курску.
- Мы шли от Старого Оскола к Горшечному. Один юноша страдал эпилепсией. Немецкий самолёт пролетит, а мы потом полчаса ждём, пока он отойдёт. Дошли до Горшечного и взяли там санки, уложили его - так и везли воевать, - вспоминает ветеран.
Вскоре солдаты добрались до Курска. Там отобрали 50 человек и определили в 173-й инженерно-минный батальон, находившийся в подчинении командира бригады Габера, и отправили на учёбу.
- Мы изучали наши и немецкие мины, различные виды оружия, рыли траншеи, - говорит ефрейтор Шелудченко. - Бывало такое, что взвод оставался без снабжения, без еды то есть. И тогда командир ходил по домам и просил покормить солдат. На учёбе мы были с 13 марта и до первого мая 1943 года.
Отдельный батальон
Из Курска солдат перебросили в село Холки, Стефана Шелудченко перевели в 135-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон, входивший в 6-ю понтонную бригаду. Командовал бригадой подполковник Епифанов.
Шестая понтонная бригада была предназначена для обеспечения переправы войск через водные преграды. За годы боевых действий бригада неоднократно отличалась, и в конце войны полное её наименование звучало так: «6-я понтонно-мостовая Каменец-Подольская Краснознамённая орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада».
- Мы изучали понтонное дело, - вспоминает Стефан Андреевич. - Нам нужно было за 30 минут собрать понтон. Не получилось? Отставить! На изнов! - ветеран воодушевлённо рассказывает о тонкостях понтонностроительной работы.
Курск
В Курск 135-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон отправили перед наступлением. Там перед молодыми солдатами открылось пугающее и одновременно завораживающее зрелище: армада боевой техники - самолёты, танки - стояли неподвижно и ждали своего часа.
Ночь перед Курской битвой Стефан Шелудченко вместе с сослуживцами провёл в селе близ Ржавы.
- Пятого июля нас перебросили в Яковлевку и Покровку - это два соседние села, - рассказывает ветеран. - Именно оттуда для нас началась Курская битва. Наша часть была предназначена для строительства переправы передовых частей: пехоты, артиллерии и танков. Как только мы подходили к водному рубежу, болоту, например, сразу делали настил: клали жерди по болоту, затем делали колеи и по ним потом проезжали танки, машины с пушками, затем шла пехота. Кругом солдаты - и наши, и немецкие. Одна Яковлевка из рук в руки три раза переходила. Везде были трупы. Стояла невыносимая жара, хотелось есть, но в то же время на еду даже не хотелось смотреть…
После битвы
- Седьмого августа мы освободили Грайворон, затем Великую Писаревку, сейчас между ними таможенный пост, - вздыхает ветеран.
Дальше солдаты продолжили освободительное шествие по Харьковской области. После участвовали в Корсунь-Шевченковской операции, освобождали Западную Украину, Польшу и Германию.
- Мы прошли Эльбу и Дрезден. Один батальон из нашей бригады пошёл на Берлин, а мы двинулись южнее, - продолжает Стефан Шелудченко. - Победу мы встретили в Праге 11 мая. Это мир был подписан 9 мая, а мы ещё воевали...
После войны Стефан Андреевич служил два месяца в Венгрии, год в Болгарии и ещё год в Австрии. Демобилизовался в 1947 году и поехал в родные Клименки. Устроился там на работу трактористом, и через год молодой солдат встретил красавицу Евдокию Францевну, вскоре сыграли свадьбу. Вместе вырастили пятерых сыновей и дочь.
Всю жизнь Стефан Шелудченко был активистом и честно трудился, после выхода на пенсию долгое время возглавлял ветеранскую организацию Вейделевского района.
- Он очень энергичный, трудолюбивый. Не может находиться в стороне. Очень о людях беспокоится, - рассказывает председатель районного совета ветеранов Зинаида Кулько.
- Пока ноги носят! - смеясь, перебивает её ветеран. - У современной молодёжи намного больше возможностей, чем было у нас. Ребята, вам доступно образование. Учитесь, осваивайте современные технологии и развивайте их. Будьте достойными гражданами нашей Родины, служите Отечеству!
- Комментировать
- 2522 просмотра
Комментарии
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 31 неделя назад
4 года 32 нед. назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 31 неделя назад
4 года 33 нед. назад