Будущий победитель наполеоновской армии служил в Старооскольском пехотном полку
В формулярном списке выдающегося русского военачальника Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского, светлейшего князя и генерал-фельдмаршала, в годы начала его военной карьеры значится пехотный Старооскольский полк. Столь неожиданный и неизвестный ранее факт я обнаружил минувшим летом, когда работал в Москве в «Ленинке», ныне Российской государственной библиотеке, разыскивая материалы по истории этой воинской части. Информация попалась мне на глаза случайно, поначалу я даже не придал ей значения, посчитав ошибкой, поскольку в другой, уже просмотренной литературе по биографии Кутузова таких сведений не встречал.
В походах и боях
Когда говорим о Кутузове, обычно представляем его сразу в образе командующего армией, которую он вёл к победам. Но ведь Кутузов, прежде чем получить под своё начало армию Российской империи, почти пятьдесят лет провёл в боях и походах, командуя ротой, батальоном, отрядом, полком, корпусом.
Действительно ли Кутузов на заре своей военной юности служил в Старооскольском полку? Ответ на этот вопрос я нашёл не сразу. Документальными подтверждениями городской краеведческий музей, к примеру, не располагает. Нет соответствующих сведений и в обширном исследовании А.П. Никулова по истории оскольского края.
Но мне повезло: я познакомился с крупным военным историком, писателем, капитаном первого ранга в запасе Алексеем Шишовым. Ведущий научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны России, кандидат исторических наук, он является автором фундаментальных исследований по истории русской армии, о её полководцах, в том числе о Суворове и Кутузове.
В беседе со мной Алексей Васильевич подтвердил: «Сомнений никаких быть не может. Сохранился формулярный список Михаила Илларионовича, в котором есть запись и о его службе в Старооскольском пехотном полку. Нынешние жители Старого Оскола могут по праву гордиться таким ярким фактом в истории своего края, тем, что профессиональное становление будущего великого полководца проходило и в части, носившей имя вашего города».
Подробности этого периода жизни фельдмаршала, отметил Алексей Васильевич, найдут отражение в новом, расширенном издании его книги «Кутузов», которая выйдет в конце февраля в одном из московских издательств.
Под знамёнами графа Румянцева
Около года находился Кутузов в расположении старооскольцев-пехотинцев. Это был уже третий его полк. Окончив в 1761 году артиллерийскую и инженерную дворянскую школу в Петербурге в чине прапорщика-артиллериста, 16-летний Кутузов был направлен в Инженерный корпус. Через год произведён в капитаны и назначен командиром роты в Астраханский пехотный полк, где служил под начальством Александра Суворова. Числясь в этом полку, с 1 марта 1764 по 1 марта 1765 года Кутузов воевал волонтёром в Польше, сражаясь с мятежниками, восставшими против избрания на польский престол сторонника России Станислава Понятовского. Через четыре года он вновь оказался в Польше, отличился в боях с отрядами Барской конфедерации, проявив при этом талант командира и личную храбрость.
Но сам Кутузов сдержанно оценивал свой начальный боевой опыт, говоря, что «тогда он ещё не понимал войны, и это настоящее понятие о ней в нём развил только герой Ларги и Кагула». Кутузов имел в виду выдающегося полководца графа Петра Румянцева, победителя в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Под знамёнами этого генерала, чья первая Дунайская армия действовала в Молдавии и Валахии, Кутузов проявил себя с отличием в сражениях с турками при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. По представлению Румянцева он получил чин обер-квартирмейстера премьер-майорского ранга.
В составе второй Крымской армии генерал-аншефа графа Петра Панина молодой офицер принял участие в штурме Бендер в ночь с 15 на 16 сентября 1770 года, отличился и тут, был награждён чином премьер-майора. Кутузов возвращается в первую армию Румянцева, где его определяют в Смоленский пехотный полк.
Но здесь он пробыл недолго - как офицера, уже получившего закалку на полях сражений, его направляют для укрепления кадрового состава Старооскольского полка - одного из старейших в армии Российской империи. Полк был сформирован ещё в период создания Белгородского разряда, практически в одно время с Белгородским полком. В самом начале XVIII века он вошёл в состав Украинского ландмилицкого корпуса. Долгое время оставаясь в статусе ландмилицкого формирования, то есть, по сути, земского войска, территориального ополчения, старооскольцы тем не менее успешно справлялись с задачей защиты южных рубежей России от турецко-татарской угрозы.
В самый разгар очередной русско-турецкой войны в судьбе Старооскольского полка произошло важное событие. 8 ноября 1770 года указом Екатерины II он был преобразован из ландмилицкого в полевой пехотный. Иными словами, полк становился регулярной боевой частью российской армии, состоящей из двух батальонов и артиллерийской команды, а каждый батальон - из одной гренадерской и пяти мушкетёрских рот. Конечно же, была нужда в офицерах, владеющих навыками организации военных операций, и одним из них стал премьер-майор Кутузов.
Старооскольцы должны были вступить в боевые действия против турок в Валахии. Перед этим полк стоял в Ахтырке, примерно в 120 верстах западнее Белгорода, в городке, исторически входившем в систему Белгородской засечной черты. Отсюда в мае 1771 года его перебросили в город Яссы для усиления первой армии Румянцева. Старооскольцы вошли в состав Валахского корпуса (первой дивизии). Непосредственно Кутузов занял должность штаб-офицерского ранга в гренадерском батальоне подполковника Салтыкова, составленном из гренадерских рот Старооскольского и Севского пехотных полков.
С отличной храбростью
Во второй половине октября 1771 года у деревни Попешти близ Бухареста произошло жаркое сражение с османами. В этом сражении премьер-майор Михаил Голенищев-Кутузов показал себя с самой лучшей стороны.
Турки решили не только занять Бухарест, но и очистить от русских всю Валахию. 19 октября турецкое войско перешло через реку Сабора и утром следующего дня подошло к деревне Попешти. Русские решили немедленно атаковать противника. Первая дивизия со Старооскольским полком выстроилась в боевой порядок для удара по туркам. Отряд генерал-майора Петра Текелли, где тоже были старооскольцы, незаметно вышел в тыл турецких войск и под прикрытием густого кустарника двинулся в сторону неприятеля.
Турки бросили на позиции первой дивизии конницу. Серьёзная угроза прорыва нависла над нашим левым флангом. Но пушечный огонь заставил конницу османов остановиться. Понеся большие потери от картечи, турки обратились в бегство. Окончательно разгромила турецкую конницу атака генерал-майора Текелли, подошедшего тем временем к Попешти.
Потери турецких войск в сражении при Попешти составили до двух тысяч убитыми, 350 человек попали в плен. Русские потеряли убитыми всего 55 человек, ранения получили около двухсот.
Командующий Валахским корпусом генерал-поручик Рейнгольд-Вильгельм Эссен в донесении для императрицы Екатерины II отмечал отменное мужество и неустрашимость полков, в том числе и Старооскольского. Он высоко оценил действия генералов и офицеров. Среди них особо выделил премьер-майора Михайлу Кутузова. В реляции Эссена говорилось, что Кутузов «был не только неоднократно посылаем в разные места для осмотрения их положения и, несмотря на встречавшиеся с сим опасности, доставлял начальнику своему вернейшие сведения, но даже в самый день сражения напрашивался на все опасные случаи».
По представлению генерал-майора Петра Текелли премьер-майор Старооскольского пехотного полка Михайла Голенищев-Кутузов за боевую смелость, когда «он в сражениях поступал с отличной храбростью», был произведен 8 декабря того же года в подполковники.
Поздней осенью активные военные действия сторон прекратились. Первая армия Румянцева расположилась на зимних квартирах. Старооскольский пехотный полк вошёл в состав четвёртой бригады и был размещён на зимнюю стоянку в Молдавии, в Фальчинском цынуге (округе).
На этом завершилось пребывание подполковника Михаила Кутузова и в Старооскольском полку, и в армии фельдмаршала Румянцева. Ранней весной 1772 года 26-летнего офицера переводят в Крым, где располагалась армия генерал-аншефа князя Василия Долгорукова.
Не забывал старооскольцев
Участие в сражениях с турками стало для будущего победителя Наполеона отличной школой военного искусства, помогло раскрыться его таланту. Молодой офицер, который в Старооскольском полку нашёл надёжных товарищей, познал, как профессиональная выучка и наступательный дух русских солдат при точных и решительных действиях приносят нужный успех даже при численном превосходстве неприятеля. Он уважительно относился к мужественному командиру старооскольцев полковнику Павлову, павшему смертью храбрых 18 сентября 1773 года в сражении под турецкой крепостью Силистрия.
Спустя три с лишним десятилетия боевые пути Михаила Илларионовича Кутузова и Старооскольского полка вновь пересекутся. В составе Дунайской армии под командованием Кутузова полк будет защищать интересы Отечества в очередной войне с Османской империей, завоюет новую славу в известном Рущукском сражении. И, конечно, Кутузов уже как главнокомандующий российской армии в битве с Наполеоном в 1812 году не забудет старооскольцев, их дисциплину, отвагу и стойкость при выполнении боевых задач.
Символично, что дежурным генералом в штабе Кутузова, то есть его первейшим помощником, во время Отечественной войны с Бонапартом был Пётр Коновницын, блистательный офицер, которого мы тоже можем отнести к славной плеяде воинов-старооскольцев. В 1792-1797 годах в чине подполковника он успешно командовал Старооскольским полком.
Михаилу Илларионовичу, освободившему Россию от французов, не суждено было дойти вместе со своими бывшими однополчанами-старооскольцами до Парижа, преследуя войска Наполеона. 4(16) апреля 1813 года главнокомандующий простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау (Пруссия, ныне территория Польши). Болезнь оказалась смертельной - 16(28) апреля фельдмаршала не стало. Ему не довелось стать свидетелем битвы народов под Лейпцигом, штурма столицы Франции - этих и других сражений, в которых бесстрашно участвовал и Старооскольский пехотный полк. Старооскольцы-мушкетёры и гренадеры 18 марта 1814 года водрузили своё полковое знамя на высотах знаменитого парижского Монмартра.
Семь раз выбито имя Старооскольского полка на мемориальных плитах Галереи воинской славы в храме Христа Спасителя в Москве - по числу крупнейших битв с наполеоновской армией, в которых отличились воины-старооскольцы. Эту боевую доблесть полка особо отметил Президент России Дмитрий Медведев, когда 22 июня минувшего года в Кремле вручал главе округа Павлу Шишкину Грамоту о присвоении Старому Осколу звания «Город воинской славы».
Отныне в боевой истории города старооскольцы с полным основанием могут чтить и прямое ратное участие Михаила Кутузова - как своего «земляка» по Старооскольскому пехотному полку.
- Комментировать
- 2083 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 15 недель назад